Почему в Сумской школе №22 дети боятся украинского языка?

Родители школьников рассказали, что учителя украинского занижают оценки и оскорбляют учеников.

Переоценка ценностей. Заседание комиссии управления образования Сумского горсовета в школе №22 (слева направо: учитель украинского языка и литературы Лариса Добрыдень, председатель комиссии главный специалист управления Вита Корж, завотделом практической психологии и социальной работы методического центра управления образования Марина Свириденко, главный специалист управления Светлана Пантюшенко, юрисконсульт управления Светлана Стеценко, инициатор разбирательства Ирина Бунина)

Управление образования и науки Сумского горсовета создало комиссию и взяло этот вопрос на особый контроль. Причиной стало обращение Ирины Буниной - мамы выпускницы школы №22 Катерины Разгоновой, требующей уволить учителя украинского языка и литературы Ларису Добрыдень, которая систематически занижала оценки ее дочери и в выпускном 11-ом классе выставила годовую 5 баллов - как по языку, так и по литературе. В то время как внешнее независимое оценивание (ВНО) девочка прошла на «отлично».

Ирина Бунина подчеркивает: несмотря на занижение оценки по украинскому, высокий конкурсный балл ее дочери (203,5) позволит ей поступить практически в любой вуз, но есть выпускники, которым неадекватная оценка может решить судьбу. Поскольку занижение оценок и оскорбления имели распространенный характер, И.Бунина решила поднять этот вопрос на уровне городского управления образования и сделать разбирательство публичным, пригласив журналистов на заседание комиссии. Но члены комиссии и директор школы в штыки приняли появление журналистов, попросив их выйти за дверь, правда, с обещанием позвать в скором времени. Время шло, но никто не звал. Со второго раза представителям СМИ все-таки удалось убедить членов комиссии работать публично. Хотя некоторые из них продолжали возмущаться, противясь видео- и аудиозаписи.

Большая разница

Стоит отметить: остальные оценки в аттестате выпускницы Катерины Разгоновой выше среднего балла. Более того, она имеет множество дипломов, грамот и благодарностей за добросовестное отношение к учебе, т.к. является неоднократной победительницей III (областного) и участницей IV (финального) этапов олимпиады по химии. Она участник абитуриентской олимпиады Национального университета им.Т.Шевченко с абсолютным результатом. Можно сказать, Катя была гордостью школы №22, т.к. до этого ученики этого учебного заведению не демонстрировали подобных результатов. Достижение Кати и ее педагога по химии Светланы Мильченко послужили поводом к выделению бюджетных средств на ремонт кабинета химии. Возможно, дочь Ирины Буниной сильна в химии, но нет способностей к языкам? Так нет же, высокий результат внешнего независимого оценивания (ВНО) по украинскому языку и литературе - 184 балла из 200 возможных - красноречиво говорит о том, что украинский она знает не хуже остальных предметов. Да и в девятом классе при другом учителе итоговые оценки были намного выше: украинский язык – девять, украинская литература – восемь.

- Как хорошо, что есть ВНО, и его результат по украинскому языку идет в аттестат. Вот и сравните: учитель поставила «5», а независимое оценивание – «11». Как такое может быть? У нас украиноязычная школа. Все предметы преподаются на украинском. Какие могут быть у ребенка оценки по другим предметам, если она знает украинский на 4 или 5? - возмущается Ирина Бунина.

В том, что ее дочь прошла тестирование по украинскому языку на «отлично», мама не видит заслуги учителя, поскольку Катя к ВНО готовилась самостоятельно, штудируя дома школьную программу и Интернет.

- Мы не занимались ни с какими репетиторами, мы никому не платили деньги. Ребенок сидел и занимался. Катя, не имея возможности по состоянию здоровья или из-за участия в олимпиадах находиться в стенах школы, занималась дома. И результат мы видим, - говорит мама, реагируя на замечание членов комиссии о том, что девочка в последнем семестре из 35 уроков пропустила 26.

- Когда я подошла к Ларисе Владимировне с просьбой позаниматься, она сказала, что ей некогда. И когда стихи сдавала, ей тоже все время было некогда. И все – я к ней больше не подходила. Занималась исключительно дома, рассчитывая на свои силы, - объясняет Катя, почему она не смогла наладить отношения с учителем.

- Мой ребенок отсутствовал не только на уроках украинского. По всем другим предметам у нее достойные оценки. У нас в школе в большинстве своем хорошие учителя. Если дочь подходит к преподавателю и говорит: «Можно я Вам сдам тему, на которой я отсутствовала?» - все ей шли навстречу. Почему Лариса Владимировна считает себя особенной? – недоумевает Ирина Бунина.

- Это человеческие отношения. Никто не может заставить Ларису Владимировну в правовом поле принимать пересдачу во внеурочное время, - говорит специалист управления образования и науки Светлана Пантюшенко (учитель математики с 32-летним стажем). – Честно говоря, я вижу впервые, чтобы кому-то в 11-ом классе поставили единицу. Речь идет о другом ученике. Мы видим некоторые нарушения учителя. Я занимаюсь анализом результатов государственной итоговой аттестации. Не буду скрывать: наибольший процент расхождений между аттестационной оценкой и годовой у Ларисы Владимировны. У нас есть отчеты, и мы этот анализ проводим. Необъективность я вижу. Конечно, в приказе управления это будет отражено. Конечно, мы это берем на контроль. При государственной аттестации учебного заведения расхождение не должно превышать 5-7%. Если расхождение в пределах 5-7%, как в сторону увеличения, так и уменьшения – это норма объективного оценивания. Я могу согласиться на 20%, с учетом некоторых вопросов ВНО, психологического состояния ребенка и пр. Но 47%– это чересчур. По поводу такого расхождения мы будем говорить, как с администрацией учебного заведения, так и с учителем. Методический центр управления образования будет принимать меры.

«Дауны, дебилы, бомжи, идиоты, козлы горные…»

- В чем Вы усматривали унижение достоинства? - спросила Катю член комиссии, заведующая отделом практической психологии и социальной работы методического центра управления образования и науки Сумского горсовета Марина Свириденко.

- К примеру, когда я отвечала на уроке украинской литературы, меня резко прерывают, говорят, что я тупая, непонятно, что говорю: мол, «ты что, не понимаешь, о чем я тебя спрашиваю?». Дальше учитель вызывает другую ученицу, она говорит то же самое. Ей говорят, что она молодец и ставят хорошую оценку, - рассказывает Катя. – У нас был конфликт и до 10-го класса. Были не очень хорошие отношения. Учителя менялись несколько лет подряд, и в средних классах Лариса Владимировна у нас преподавала. Тогда тоже были унижения. Пудель из трех мушкетеров – кажется, так она меня называла в то время.

- Кому Вы это говорили? – спрашивает психолог.

- Я говорила маме. Одноклассники и так в курсе – они это все слышали на каждом уроке. Есть ли смысл кому-либо говорить? – считает Катя. - Дауны, дебилы, бомжи, идиоты, козлы горные… В «Б» классе сделали даже аудиозапись, как она мальчика оскорбляет. Все слушали, все об этом знают.

- Мой ребенок учится в 7-ом классе в этой школе. Дочь боится, что этот учитель будет у нее в 10-ом классе, - подключается к диалогу председатель Сумской общественной организации «Евромайдан» Наталия Сердюк. – У нас другой учитель украинского языка. Когда я послушала, что она говорит детям, я попросила дочь записать на телефон. К сожалению, запись не сохранилась, заставили стереть. Моя дочь, проучившись некоторое время за рубежом, вернулась сюда и сказала: «Мама, я всю жизнь думала, что дебил, дурак и тормоз – это норма, это шутка такая». Вы представляете, в каких условиях учатся наши дети! У нас в семье слово «дура» не употребляется. И мой ребенок думал, когда учитель, уважаемый человек, это говорит – значит, это норма. Потом она пришла и плакала. Я тоже не поверила, что учитель может такое говорить, попросила: «Запиши». Она записала. Теперь ребенок жалуется: «Мамочка, я боюсь ходить в школу». На каждом уроке начинается какой-то террор. Так же невозможно! Родители сначала возмущались, но узнав, что нашего учителя могут заменить на Добрыдень, решили не усугублять ситуацию.

У Н.Сердюк свои соображения, почему мама Катерины Разгоновой пожаловалась только после того, как ее дочь окончила школу:

- Когда мой ребенок записал учителя украинского языка, началось давление. Ее начали обижать. Если бы Ирина Бунина подняла этот вопрос раньше, возможно, были бы другие последствия – ребенок мог бы вообще не закончить школу.

Выговор или увольнение?

Как видим, в ходе разбирательства по жалобе всплыли нарушения в оценивании и оскорбления не только Катерины Разгоновой, а и других учеников. В итоге в управлении пришли к выводу: наказать выговором учителя украинского языка за нарушение при оценивании, а также классного руководителя за то, что ребенок долгое время отсутствовал в школе и с ним не было налажено общение.

- Я вижу нарушение педагогического такта со стороны учителя и благодарна маме за то, что она подняла этот вопрос. Мое внимание теперь будет приковано к этому учебному заведению, - отметила психолог, считая, что учителю все-таки надо дать шанс на исправление ошибок.

После такого вердикта учитель принесла извинения, посетовав, что у нее был тяжелый год – аттестация, много работы, поэтому, возможно, она и не смогла уделить внимание Катерине Разгоновой. При этом об оскорбительных словах в адрес учеников Л.Добрыдень предпочла не упоминать.

- Почему я, как учитель, недооценила Катерину? Я руководствуюсь методическими рекомендациями и критериями оценивания, - объяснила она, углубляясь в профессиональные детали оценивания тестов ВНО. При этом учитель отметила, что основной акцент при подготовке учеников к ВНО делала на написании сочинений (собственного высказывания), за которое можно получить сразу 20 баллов. При этом Л.Добрыдень упомянула, что один из учеников после ВНО благодарил ее за это.

– Я очень рада, что дети хорошо сдали ВНО, - говорит Л.Добрыдень. – Если брать годовую оценку, оценивание немного отличается. Смотрим журнал. Вот у Кати было в первом семестре шесть баллов. Пришла бы пересдала и получила бы скорректированную оценку. Во втором семестре там, где контрольное изложение текста, стоят «энки». Куда я что поставлю? Я же не сама придумываю критерии оценивания. За год я ни одного Катиного сочинения не прочитала. Поэтому и возникла проблема.

- Почему я не пересдала? Потому что я к Вам подходила и Вы сказали, что мне не надо ничего сдавать, - отвечает Катерина Разгонова. - А когда раньше я ходила за Вами по пятам: «Лариса Владимировна, можно стихи я Вам сдам». Вы говорили: «У меня нет времени». Я за Вами реально много бегала. А Вы: то на следующей перемене, то после уроков, то завтра, то послезавтра, то совещание, то еще что-нибудь… Вы никогда не находили для меня времени. А когда подошло время оценки, Вы сказали, что это моя проблема.

- Сейчас очень тяжело установить истину. Был бы 10-ый класс, мы бы на родительском собрании провели анкетирование, - говорит Светлана Пантюшенко. – Думаю, у всех членов комиссии единое мнение: учитель должен работать на благо ребенка. Я буду требовать от директора школы не давать в следующем учебном году Ларисе Владимировне 11-ый класс. С классным руководителем тоже будут отработаны некоторые моменты. С Ларисой Владимировной поработает наш методист. Возьмем этот вопрос под контроль. Лариса Владимировна в этом году аттестовалась. Если бы родители обратились раньше, некоторые вопросы уже решились бы.
Однако Ирина Бунина намерена добиваться увольнения Л.Добрыдень, теперь уже в Мнистерстве образования и науки.

- Дело не только в моем ребенке. Если такое произошло в двух 11-ых классах – это не исключение, а закономерность, - подчеркивает Ирина Бунина. - Я хочу в эту школу привести младшего ребенка, т.к. здесь есть хорошие учителя. Я хочу, чтобы он и другие дети имели право на достойное образование, чтобы их не унижали, чтобы их уважали как личность, независимо от внешнего вида (кто в татуировках, кто с какой стрижкой и пр.), независимо от статуса родителей. Я не хочу, чтобы унижали детей.

По тематике

Маски на заняттях – необов’язково, контроль за станом здоров’я, заборона «шведського столу» в їдальнях –рекомендації МОЗ школам для роботи з 1 вересня
30.07.2020 20:30

Маски на заняттях – необов’язково, контроль за станом здоров’я, заборона «шведського столу» в їдальнях –рекомендації МОЗ школам для роботи з 1 вересня

З1 вересня до закладів освіти допускатимуть лише у масках або респіраторах, водночас на заняттях маски можна буде не використовувати. Педагоги...

Школа на дому
21.04.2020 15:11

Школа на дому

Как в Сумах организовано дистанционное обучение на карантине и легко ли сумчанам дается школьная наука «по удаленке»....

Обучение перед телевизором: как работает Всеукраинская школа онлайн
13.04.2020 13:57

Обучение перед телевизором: как работает Всеукраинская школа онлайн

С началом карантина перед педагогами стояла непростая задача – не сбавляя темпов, обучать дистанционно....

Скільки триватиме навчальний рік, дати ЗНО та як відбуватиметься вступна кампанія
27.03.2020 09:19

Скільки триватиме навчальний рік, дати ЗНО та як відбуватиметься вступна кампанія

У зв’язку з загальнонаціональним карантином Міністерство освіти і науки розробило два сценарії завершення навчального року, проведення зовнішнього незалежного оцінювання та...

Новые кнуты и пряники для сумского образования
04.09.2019 17:36

Новые кнуты и пряники для сумского образования

В новом учебном году наряду с другими новшествами сумские школы ждет аудит Государственной службы качества образования...

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Мертві землі (Джордж Нолфі, 2024)
Мертві землі (Джордж Нолфі, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
20.35
Гладіатор ІІ (Рідлі Скотт, 2024)
Гладіатор ІІ (Рідлі Скотт, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
18.00
Конклав (Едвард Бергер, 2024)
Конклав (Едвард Бергер, 2024)
Кино Планета Кіно
15.00; 19.20
Wicked: Чародійка (Джон М. Чу, 2024)
Wicked: Чародійка (Джон М. Чу, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
10.30; 15.00
Назавжди-назавжди (Анна Бурячкова, 2024)
Назавжди-назавжди (Анна Бурячкова, 2024)
Кино Планета Кіно
11.00; 16.30
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.