Об этом зачастую кандидаты не рассказывают, только обещают: мол, выберите меня - тогда я все решу. Кандидаты от партии «Рідне місто» не просто слушают, а слышат людей. На личных встречах люди жалуются в основном на высокие тарифы, низкие зарплаты и особенно - на беспорядок в жилищно-коммунальном хозяйстве. Что делать, когда зима на носу, а жэки не реагируют на обращения да и от городских властей в этом вопросе помощи никакой.
Ярослав Куц, кандидат в депутаты Сумского горсовета от партии «Рідне місто» по округу №20 на встречах с избирателями не агитирует за себя, а помогает организоваться жителям для решения проблем обслуживания жилья.
Так, 11 октября Ярослав Куц вместе с командой кандидатов от «Рідного міста» Олегом Котеленцом, Викторией Балашовой, Светланой Шульчевской встречался с жильцами дома №35 на улице Ковпака, к которой подключились и жильцы соседних многоэтажек.
- Я хочу обратить ваше внимание на необходимость жителей объединиться, чтобы совместно выбрать предприятие, которое будет обслуживать дом, - рассказал Ярослав Куц десяткам жителей, пришедшим на встречу. - Если вы не выберете себе обслуживающую организацию, то это за вас сделают городские власти. Согласно законодательству, уже в мае следующего года мэрия будет проводить конкурс, по результатам которого все дома, которые самостоятельно не выбрали себе обслуживающие организации, получат их сверху. Но здесь надо понимать, что сейчас тариф на обслуживание жилья составляет 1,49 грн. за кв.м, но на конкурсе тариф может быть больше в два и в три раза. Так, если жители не организуются, то им придется платить значительно больше. Поэтому я очень бы советовал вам не затягивать, а организоваться и выбрать обслуживающую организацию самостоятельно. Тем более что процедура эта проста. Я принес вам все необходимые документы: проект договора о предоставлении услуг по содержанию дома, сооружений и придомовой территории многоквартирного дома, протокол собрания совладельцев многоквартирного дома и опросный лист. Хотя правовую поддержку в этом вопросе должны предоставлять городские власти. Но ждать нечего и не от кого, поэтому мы сами все подготовили. Вы должны организовать собрание жителей, на котором выбрать уполномоченного. Я бы советовал выбрать несколько уполномоченных. В вашем доме пять подъездов, пусть будет пять уполномоченных. Они должны пройти по подъездам и опросить жильцов, не против ли они выбрать новую обслуживающую организацию, так называемого «управдома», который будет заниматься домом.
- А кто должен подписываться? Тот, кто проживает в квартире? А сколько подписей надо собрать? - у людей сразу возникло много вопросов.
- Подпись в опросном листе должен ставить только владелец квартиры, а не тот, кто в ней прописан, проживает или арендует, - пояснил Олег Котеленец. - Владелец указывает номер свидетельства на право собственности. Если квартира принадлежит сразу нескольким лицам, то они все должны расписаться в опросном листе. Собрать необходимо подписи владельцев более половины жилой площади дома. Когда подписи собраны, уполномоченные лица выбирают «управдома», подписывают с ним договор, о чем уведомляют городские власти. Отныне «управдом» будет самостоятельно организовывать обслуживание дома. А жители - указывать ему, какие работы необходимо выполнить в первую очередь, следить за качеством исполнения, а затем платить. То есть оплата будет производиться не за какие-то мифические работы, которые никто не видел, а только за конкретно выполненные.
- А кому нам нужно будет платить деньги? И будут ли начисляться льготы и субсидии? - волновались жители.
- Платить вы будете так же, как и раньше. Ничего организационно не изменится. То же касается и получения субсидий, - заверила Светлана Шульчевская, - Знаю, что кое-кто распространяет сплетни, будто жильцы тех домов, которые решат обслуживаться самостоятельно, будут иметь проблемы с субсидиями, это неправда. Те, кто получал субсидии, будут их получать и в дальнейшем. Я прошу вас: ознакомьтесь с документами, которые мы принесли и начните действовать. Поверьте: не стоит надеяться, что кто-то придет и решит ваши проблемы. Нужна инициатива жильцов, а вся команда «Рідного міста» поможет вам в этом.
Слова Ярослава Куца и команды «Рідного міста» вызвали на встрече большой интерес. Жильцы соседних домов на улице Ковпака попросили и себе пакеты документов, для того чтобы начать процедуру самоорганизации.
- Понимаете, жэк у нас и так работал не очень хорошо, но за последний год мы туда никак не можем достучаться. В подвале текут трубы, там страшная вонь. Но ремонта мы добиться не можем. Поэтому ни на жэк, ни на нынешнюю городскую власть надежды нет, - рассказала Татьяна Викторовна, одна из активистов дома. - Будем изучать документы и попробуем организоваться, иначе проблемы никак не решатся.
- У городской власти нет другого выхода. В законе четко указано, что выбранные уполномоченные лица информируют горсовет о заключенном договоре с «управдомом» путем сообщения. То есть никаких подписей или разрешений от чиновников получать не нужно, – заверил Ярослав Куц. А дальше вы самостоятельно решаете, что делать. Сейчас в доме на Ковпака,35 уже есть председатель дома. Теперь необходимо собрать подписи владельцев квартир, выбрать обслуживающую организацию, заключить с ней договор и далее контролировать его выполнение. Выход вижу только такой, потому что ждать, что это сделает кто-то другой, не имеет смысла. В мэрии работать некому. В соседнем доме (там, кстати, живет управляющий делами исполкома) протекает канализация и стоит вонь. Приезжал мэр, но ничего решить не смог. Люди обратились ко мне, я пошел в жэк, там мне начали рассказывать, что нет денег. Я взял слесаря, привел его в подвал. Какие деньги, если нужно только поднять трубу, запаковать стыки и выкачать из подвала стоки! Все! Не деньги нужны, а голова на плечах и желание работать, но именно этого, к сожалению, в мэрии сейчас нет. Поэтому люди должны сами управлять тем, кто их обслуживает, ставить задачи и контролировать работу. Что касается городской власти, то она, кстати, обязана, после того как жители заключат договор с «управдомом», в течение полугода сделать за счет бюджета техническую документацию на дом и документы на землю придомовой территории. Это требование закона!
- Но как выбрать обслуживающую организацию? – интересовались люди.
- Просто. Открываете рекламную газету и обращаетесь к фирмам, которые работают на этом рынке. Я могу вам привести две-три фирмы, которые этим занимаются. Вы с ними пообщаетесь, выберете одну, заключите договор. Если не понравится работа этого «управдома», выберете другого. Но теперь вы будете решать, на что и как будут тратиться ваши деньги. Вот это главное! - заявил Ярослав Куц. - А деньги ведь немалые. Один подъезд в вашем доме - это 36 квартир, примерно 1 800 кв.м площади. Тариф 1,49 грн. за кв.м, то есть примерно 2 700 грн. в месяц. В один месяц можно поменять канализацию, дальше водопроводные сети, затем тепловые, за год все более или менее срочные проблемы дома можно решить. Потому что деньги, которые платят жители, будут тратиться на дом, а не исчезать неизвестно где. Я понимаю, что будут трудности, потому что некоторые люди не привыкли управлять своей жизнью, а ждут, пока кто-то придет и сделает. Но нужно понимать: никто не придет. Жильцам нужно действовать, а я и наша команда «Рідного міста» будем всячески в этом помогать.
Жильцы взяли документы для изучения, а Ярослав Куц и кандидаты от «Рідного міста» пообещали оказывать им консультационную помощь.