Неужели эти маршрутки сертифицированы для перевозки инвалидов-колясочников? Мастер спорта по армрестлингу и пауэрлифтингу Николай Педоренко самостоятельно заехать не смог.
6 ноября проводился первый тест, но без представителя горотдела логистики и связи. Тогда мониторили транспорт для перевозки соответствующей категории лиц по трем маршрутам. Пытались сесть в маршрутки на остановке «ЦУМ».
Проверяли, собственно, как осуществляется посадка / высадка пассажиров с ограниченными физическими возможностями, наличие ремней безопасности и т.д. Водители маршрутных такси помогали человеку на коляске попасть в транспорт и продемонстрировали работу ремней безопасности.
Среди недостатков — отсутствие на авто №№ 1, 15 информационной пиктограммы «ИНВА», которая была согласована в мае 2014 года. Как объяснили водители, за полгода надписи отклеились.
Водитель еще одного маршрутного такси, попавшего под проверку (№4 сообщением «Аэропорт — Химгородок»), не отреагировал на инвалида-колясочника и не помог ему сесть в авто.
Второй опыт предполагал наличие представителя отдела логистики. Им оказался сам и.о. начальника Николай Гиценко, который, правда, опоздал почти на полчаса.
Инвалидом-колясочником в обоих случаях был известный в Сумах спортсмен, мастер спорта по армрестлингу и пауэрлифтингу Николай Педоренко. Он добрался до назначенного места — теперь это была остановка «Укртелеком» на ул. Ильинская — не без приключений.
— Ехал сюда на маршрутке №21, — поделился он. — Водитель вышел, разложил пандус и говорит мне: «А как ты заберешься?» Я ему: вообще-то, доступная маршрутка для инвалида-колясочника означает, что он сам сможет в нее заехать. Но пандус был настолько крутым, что самостоятельно я заехать не сумел. Тогда он мне помог. А когда я выходил, пытаясь меня свезти, чуть не перевернул…
Дальше начался собственно мониторинг. Николай Педоренко ожидал на остановке, но маршрутка №1 остановилась сразу за пешеходным переходом. И тут г-н Гиценко подбежал к ней и сказал водителю, что чуть дальше его ждет инвалид. Маршрутка подъехала, водитель вытянул пандус, хотел помочь въехать, но Николай Педоренко отказался от помощи, попытавшись заехать самостоятельно. Не удалось. Маршрутка уехала…
— Я, мастер спорта по силовым видам спорта, не смог заехать в маршрутку. Что говорить о других инвалидах? — посетовал Николай после эксперимента. — Неужели эти автобусы сертифицированы для перевозки инвалидов-колясочников?
Как оказалось, вполне. На конкурс 2011 года они шли с сертификатом завода-изготовителя. Правда, срок действия документа истек в том же 2011 году.
— Нужно, наверное, обратиться на завод-изготовитель, — предположил Николай Гиценко. — На тот момент автобусы соответствовали условиям конкурса. Возможно, на следующем конкурсе нормы будут прописаны жестче.
— А что делать нам сейчас? — спросил Н.Педоренко.
Н.Гиценко долго рассказывал о нюансах и коллизиях законодательства и в конце концов порекомендовал писать письма в управление социальной защиты населения и в его отдел.
— Мы не оставляем без рассмотрения ни одну жалобу, — заверил чиновник. — Будем реагировать.
Как реагировать, непонятно, ведь он и сам признался, что особых рычагов влияния ни на водителей, ни на перевозчиков у него нет.
Прошло минут 10, и появилась еще одна маршрутка №1, с пандусом. Ее не стали проверять, но сделали резонное замечание: этих микроавтобусов всего два на этом маршруте, то есть следующего пришлось бы ждать почти час.
Спустя минут 20 после прихода начальник отдела логистики и связи, сославшись на совещание, ушел. Представители комитета доступности решили продолжать эксперимент без него.
Следующие две маршрутки с соответствующими наклейками не смогли помочь Николаю Педоренко (вернее, не захотели). Один (маршрутка №13, гос. номер ВМ 3907 АА) знаками показал, что пандус у него не работает.
— Знаю я эту маршрутку, — сказал Н.Педоренко. — Сменщик этого водителя всегда помогает. Там действительно заклинивает пандус, но он его все равно достает и помогает заехать.
Следующей оказалась №15 (номер ВМ 3579 АА). Водитель показал, что сейчас выйдет, Николай поехал к задней двери, но прошло три минуты, и маршрутка уехала.
На этом эксперимент решили завершить.
Николай теперь собирается письменно описать все эпизоды и отправить в отдел логистики и управление социальной защиты. К чему это приведет, посмотрим…
— К сожалению, городская власть не может никоим образом повлиять на перевозчиков, — считает руководитель спортивного клуба инвалидов «Феникс» Александр Гринка, также входящий в комитет доступности. — Перевозчики утверждают, что они полностью выполняют условия транспортных перевозок, а не законодательство о передвижении маломобильных групп населения. В этом и есть коллизия. Да что там говорить?! Раньше наш комитет приглашали даже для утверждения проекта различных строительств, теперь же все строят без учета интересов инвалидов-колясочников.
Кстати, уезжал Николай Педоренко на троллейбусе №1 (один из двух низкопольных в городе) от «Макдональдса». Водитель, увидев инвалида, вышел, разложил пандус, и Николай спокойно и самостоятельно заехал в салон.
С начала года в Сумах сотрудники ГАИ составили на автоперевозчиков 590 протоколов за административные нарушения. Об этом стало известно 17 ноября во время аппаратного совещания. Цифры озвучил заммэра Виктор Волонтырец, получивший их от начальника горотдела по взаимодействию с правоохранительными органами и оборонной работы Григория Брязкуна.
— Николай Павлович, — обратился В.Волонтырец к начальнику горотдела логистики и связи г-ну Гиценко, — заметьте: за этот год (при том, что уже существует мораторий на проверки) составлено на водителей и на субъекты 590 протоколов об админнарушениях. Из них 308 — за перевозку пассажиров больше, чем предусмотрено техническими характеристиками автобуса. А у нас перевозчики говорят, что у них недогруз. Если тариф — то недогруз, если проверка — то перегруз. 137 протоколов — за нарушение правил остановки во время осуществления посадки-высадки пассажиров и 31 — за отклонение от определенного маршрута. Это является нарушением? Вы их фиксируете? У вас есть какая-то совместная работа с ГАИ?! В данном случае — фиксация этих нарушений, поскольку они носят официальный характер.
— У нас есть совместные рейды, — ответил тот. — Но мы и сами контролируем эти процессы.
— Нарушений что-то много… — не унимался заммэра. — А перевозчики как ездили, так и ездят.
— Эти нарушения касаются не только городских перевозчиков, но и пригородных, и междугородных, которые ездят по территории города, — пытался выгородить маршруточников г-н Гиценко.
— Давайте будем еще перекладывать на междугородных. Откуда Вы знаете? Сейчас дам Григорию Викторовичу (Брязкуну. — Ред.) задание, и он разберется, сколько из 590 протоколов на наших перевозчиков. Я уверен: больше, чем 500. Разберитесь, пожалуйста.