Новая схема санитарной очистки Сум вводит новые требования к обращению с твердыми бытовыми отходами.
Схему разработало по заказу сумских властей харьковское ООО «Гипрокоммунстрой» (Институт проектирования объектов коммунального строительства). Документ выносится на исполком 19 ноября. Об этом сообщил на пресс-конференции 12 ноября начальник горуправления инфраструктуры города Ярослав Куц.
— Выносится два вопроса: схема санитарной очистки и норма накопления ТБО, — поведал он. — Третий вопрос выносится уже на сессию горсовета — вопрос о проведении конкурса на вывоз ТБО. Схема — это, условно говоря, правила игры по ТБО в городе Сумы. Там определены правила обращения с ТБО — которые должны быть в городе. Научно выписано, что должен быть раздельный сбор, должна быть сортировочная линия, определено количество контейнеров, какие должны быть машины и т.д. На самом деле мы это и так все знали, но законодатель говорит, что в городе должна быть схема саночистки. Нам ее разработали, и, в соответствии с законодательством, она выносится на исполком и утверждается его решением.
Второй документ — это нормы накопления ТБО. Все знают, что эта работа уже была сделана. Теперь ее сделали повторно. Перевозчики заказали этот документ. Приехали ученые из Харькова, сделали замеры и определили нормы, морфологию и т.д. Новая норма будет составлять 2,27 куб. м в год на одного жителя плюс крупногабаритный — 0,15 и строительные отходы — 0,05 куб. м в год. Все
остальные нормы (для больниц, школ и т.д.) остаются минимальными в рамках, определенных законодательством.
98 тыс. грн. выделено из городского бюджета на изготовление схемы саночистки
Новое в условиях договора то, что мы можем его расторгнуть в одностороннем порядке, если
условия не выполняются, чего мы не имеем на сегодняшний день.
— А что скажете о тарифе?
— Этот документ не о тарифе, а об обращении с ТБО. Вопрос тарифа будет решать исполком. Это будет единый тариф или два, как сегодня, — на вывоз и захоронение. Но если мы планируем уменьшить количество ТБО, которое вывозится на полигон, то составная часть тарифа на захоронение должна быть у перевозчика. То есть чтобы они были заинтересованы оставить средства у себя. Однако мировая практика говорит, что переработкой интересно заниматься тогда, когда стоимость захоронения равна стоимости переработки или больше ее. Правда, не всегда мировая практика нам подходит. Поэтому у нас есть административные требования — раздельный сбор и уменьшение мусора на полигоне.
— А какие контейнеры будут для раздельного сбора мусора?
— Таких контейнеров преду-смотрено около 800 штук. В схеме выписано, что контейнеры должны быть для двух фракций — мокрой и сухой. Мокрую сразу везут на полигон, сухую — на сортировочную линию.
— Какая сейчас норма накопления?
— 1,65 куб. м в год с человека плюс 10% на крупногабарит. Опять-таки мировая практика говорит о том, что ежегодно объемы мусора увеличиваются минимум на 8%. Нынешняя норма была утверждена в 2002 году. За 11 лет она точно стала больше. Она возрастает в геометрической прогрессии. С каждым годом открывается все больше супермаркетов, количество упаковки растет.
— В схеме описаны три варианта. Они исключают или дополняют друг друга?
— Нет. Есть три подхода. Ученые сразу отмели вариант термической обработки мусора, то есть мусоросжигающий завод. Второй вариант — мусороперерабатывающий завод, но его мощности должны быть намного больше, чем может поставить такой город, как Сумы. Третий вариант, который и предлагается нам, — сортировочные линии: после того как мусор предварительно отдельно собрали, его везут на эти сортировочные линии. То есть туда бросают все: пластик, бумагу, металл, дерево, стекло и т.д. Там все это перерабатывается, остатки везут на полигон, а там сортируют по ресурсоценным материалам. Но нам предложили оставить все как есть, что нас не интересует, или одна или две сортировочные линии. То есть город будет поделен на два района — южный и северный — так, чтобы расстояние до полигона было одинаковое. Как и сейчас — по улицам Харьковской, Ильинской, Калинина и с выходом на Курский микрорайон. Таким образом, город поделен для двух перевозчиков.
— Кто будет строить сортировочные линии?
— Перевозчики. Эти ресурсоценные материалы будут их товаром.
— В схеме указано еще количество урн, общественные туалеты и т.д.
— Это все вопросы горсовета.
— Во сколько обойдется во-площение этой части схемы?
— Они там считали, но это космические деньги. Только в городе нужно установить больше трех тысяч, еще в парках — всего около 4,5 тысячи. А у нас на сегодня только 500 штук. Кроме урн, нужно еще, чтобы кто-то убирал этот мусор. Это все деньги. Естественно, мы будем стараться внедрить схему в полном объеме, но не за один и не за два года.
— А как эта схема соотносится с национальным проектом «Чисте місто»?
— Выходит так, что нацпроект существует самостоятельно, а мы идем самостоятельно. То есть на сегодняшний день каких-то официальных предложений насчет предоставления нам ТЭО не было. Мы знаем, что схему саночистки вроде бы разрабатывал этот нац-проект. У них он, правда, получился раз в 10 дороже. Мы неоднократно делали запросы с просьбой предоставить нам эту схему. Ответа не было. Поэтому, учитывая, что мы живем в реальном мире и нам нужно решать реальные насущные проблемы, мы движемся поступательно сами. Если будут какие-то предложения от нацпроекта, мы с большой радостью их рассмотрим и подкорректируем под них все свои планы.
Что ж, май уже не за горами. Запасаемся двумя ведерками для мусора, тем более, что вчера, 19 ноября, исполком утвердил и схему, и новые нормы накопления.
М1
Не с того места начинаете, господа. Научите сначала этих животных убирать за собой мусор потом доносить этот мусор до баков а потом уже и раздельно выбрасывать. Но сразу предупрежу - это невыполнимая задача. В итоге вы получите, в лучшем случае, обычный мусор в разных баках и задолбаетесь его сортировать...