Движение и стояние по-сумски

В последние пару десятилетий нарастает вопрос распределения «жизненного пространства» между пешеходами и автомобилистами

Несмотря на пешеходный статус ул. Воскресенской, властям никак не удается полностью избавить ее от транспорта.

Хотя проезжая часть постепенно «отгрызает» от пешеходных зон все новые куски, это все равно не решает проблему растущей тесноты на дорогах. При этом велосипедисты давно уже отчаялись получить велодорожки в городе.

Увеличение количества авто, перемещающихся по городу, вызывает не только перегруженность некоторых участков дороги, но и изобилие припаркованных машин, где можно и где нельзя. И для того чтобы поделить незастроенные участки Сум между пешеходами, велосипедистами, движущимися и припаркованными машинами, нужно поистине Соломоново решение, если таковое вообще реально найти в сложившейся ситуации.

Парковочный дефицит

С местами, где можно оставить машину в нашем городе, дело вообще обстоит интересно. Занимающееся парковками с 2008 года предприятие «Сумыпарксервис» городу прибыли не приносило (предположительно из-за наличия «внештатных» сотрудников, которые собранные с водителей деньги официально никуда не сдавали). Кроме того, оно «прославилось» двумя директорами, подчиненные одного из которых, нового, разгонялись, очевидно, штатом предыдущего, которого никак не могли окончательно снять с насиженного места.

Последним и решающим ударом для предприятия стало постановление Кабинета Министров Украины №1342 03.12.2009 г.. Согласно п. 14 «Правил парковки транспортных средств» (в силе — с 2012 г.), платные парковочные места обязательно должны быть оборудованы парковочными автоматами. Это постановление обязывало парковщиков нести значительные затраты на оборудование, введя наказание за его отсутствие, но не предусмотрело, однако, ответственности водителей за неплатеж за место. Коллективная просьба коммунальных предприятий, обслуживающих парковки Харькова, Львова, Луцка, Херсона, Одессы, Киева и Сум, к премьер-министру Н. Азарову изменить этот пункт не помогла. В итоге это постановление обрекло сумские парковки на бесхозность.

Так как городской бюджет суммы, необходимой для обустройства парковок, не мог потянуть, с завидной регулярностью стали проводиться конкурсы для передачи 19 парковок в хорошие руки. Но желающих обустраивать парковки оказалось очень мало: на 4 из 5 конкурсов заявок вообще не поступило. А выигравшая, будучи единственным претендентом, третий конкурс на два участка «Муниципальная охрана» (еще известная как «Орлы Минаева»), отказалась от них после смены своего руководства, еще до проведения следующего конкурса на оставшиеся участки, и вскоре прекратила свое существование вообще. Если не учитывать недолгого периода «орлов»-парковщиков, все парковки с момента вступления в силу горе-постановления де-юре бесплатны, а вот де-факто…

Де-факто «черные» парковщики, кроме того что требуют деньги с водителей, еще и портят имущество тем, кто дерзнет не платить неизвестно кому. Такса зависит от «доброты душевной» самого «работника» парковки. В интернет-ресурсах фигурируют суммы от 1 до 5 гривен и описываются последствия неуплаты — от обрисованного нецензурной лексикой лобового стекла до яичного «натюрморта», царапин на кузове и порезанных шин.

Интересно, в какую сумму обходится каждый раз проведение конкурсов и комиссий и не хватило бы этих денег на нормальное обустройство хоть пары парковок на самых посещаемых местах? Пусть не самыми дорогими паркоматами, но чтобы выручка шла в бюджет. Парковщики, конечно, не обязаны охранять машины, но уверенность, что они хотя бы не станут сами вредить, водителям не помешала бы...

«Заавтомобиленный» центр

Но водители, ищущие место для парковки, могут выступать не только «обиженной» стороной, по-скольку зачастую сами вызывают потоки справедливых упреков. И не только от пешеходов, возмущенных присутствием припаркованных машин на тротуарах и возле переходов, но и от других автомобилистов, теснящихся в улочках, обросших с обеих сторон рядами припаркованных машин.

Наибольшую дискуссию между автолюбителями по этому поводу вызывает пересечение улиц Кооперативной и Покровской площади. Столпотворение машин, по словам водителей, усложняет выезд с Кооперативной, и без того проблематичный из-за почти непрерывной вереницы пешеходов, переходящих улицу, и машин, движущихся по Покровской.

Однако среди автомобилистов существует и другое мнение: ведь машины ставить где-то надо, а из-за разрастания универмага «Киев» площадь для парковки уменьшилась, чего не скажешь о количестве авто посетителей торгового центра.

И вот ГАИ решила поставить в этом вопросе жирную желтую «точку» (вернее, «сетку»). Такая разметка была нанесена для четкого ограничения участка, где парковаться нельзя под угрозой штрафа от 255 до 340 грн. Правда, раньше частые случаи парковки в неположенном месте близ универмага объяснялись малым количеством стражей порядка на дорогах. Поможет ли при этом яркая разметка, остается вопрос. Ведь за соблюдением желтой беспарковочной зоны должен кто-то следить и штрафы сами по себе не выпишутся, и «сетка» на дороге, к сожалению, штата ГАИ не пополнит. А вот по Покровской площади, между Соборной и Воскресенской, парковку планируется пресекать более серьезно: не линиями на дороге, а забором, и не простым, а красивым кованым.

Погонять пешеходов на «Сотне»

Кроме того, недостаток работников ГАИ неоднократно упоминался в связи с беспорядочной парковкой и оживленным автодвижением на улицах Соборной и Воскресенской, которые вместе с переулком Академическим и частью Первомайской улицы являются теми редкими участками автодорог, которые стали пешеходными зонами. Ведь улицы в центре города — это место прогулок горожан, а проезжающие между людьми по частым лужам авто, иногда имеющие еще и наглость поторапливать прохожих сигналом, расслаблению и созерцанию архитектуры не содействуют.

Да и надежность почвы под ногами внушает сомнение в ее способности выдержать вес ездящих там машин: ведь на этих участках гневное «чтобы ты под землю провалился!» обретает самый что ни на есть реальный смысл.

Прошлой осенью этот вопрос поднимался неоднократно, и въезды, кроме как через Терезова, были перекрыты. Единственный оставшийся въезд планировалось оборудовать шлагбаумом, а живущим и работающим на этих улицах выдать специальные пропуска; также ограничить время проезда и вес для автомобилей дистрибьюторов (для более тяжелых грузовых машин предлагалась доставка товаров тачками, используемая рядом городов); для остальных горожан проезд планировали сделать платным (хотя, если судить по многим ездящим там машинам, такая мера только усилила бы желание водителей блеснуть своим престижем, подчеркнув, что им по карману ездить там, где другим нельзя…).

Заниматься контролем всего этого должна была упомянутая «Муниципальная охрана», но тут опять все не заладилось: на шлагбаум денег не хватило, «охрану» расформировали, выписывались ли какие-либо пропуска, неизвестно, тачки в поле зрения не попадают, а собственникам дорогих авто остается доказывать лишь свою исключительную наглость, а не благосостояние, рассекая по пешеходным улицам…

В этом году появились новые планы решения все той же проблемы — болларды. Получит ли это решение больше шансов на воплощение, можно будет узнать со временем.

Пешеходская «ущемленность»

Однако пешеходам достается не только в зонах прогулок, но и на обычных тротуарах. Зимние су-гробы и вечные осеннее-весенние лужи, узкие пешеходные дорожки и припаркованные на половину тротуара машины... Кроме того, есть отдельные «сложные» участки, которые вызывают у пешеходов растерянность: как и куда перебегать, чтобы в целости добраться к остановке…

Отдельного упоминания достойны пешеходные переходы, которых время от времени «не замечают» водители. Видимо, для невнимательных на дорогу были нанесены огромных размеров предупреждающие знаки «Внимание» и «Пешеходный переход». Раньше были проведены проверки переходов на освещенность и наличие соответствующих знаков. Кстати, количество переходов планировали пересмотреть и проредить «зебры» на некоторых, особенно насыщенных ими, улицах.

Отдельного внимания заслуживают подземные пешеходные переходы. Все они сконцентрированы близ улицы Харьковской и на ней, а один обеспечивает переход между корпусами «Сумыхимпрома», разделенными Харьковским шоссе. Два по самой улице давно засыпаны и напоминают о себе, иногда очень трагично, лишь неровностями дороги. А вот два оставшихся — возле рынка СКД и фонтана «Садко» — имеют насыщенную в последние годы историю. Оба были доведены до неприглядного состояния и по разным причинам постоянно затапливались. Оба долго «искали хозяев» в многочисленных тендерах, оба находили и с тем же успехом теряли. В одно время переход в центре казался более удачливым, так как начали проявляться намеки на хоть какие-то ремонтные работы, но в итоге больше повезло переходу на СКД, который все же взяли в аренду и довели до ума.

Но и тут не обошлось без казусов, связанных с наземными переходами этого перекрестка. Особенно задел общественность в лице торговцев местного рынка перенос пешеходного перехода несколько выше по улице СКД, ведь прежний вел прямо в рыночные ряды, а новый ведет в их обход. Люди даже пытались протестовать, но знак и разметка оказались на новом, положенном им, месте. Хотя люди упрямо, по старой памяти, продолжают ходить, не желая, идя вдоль по Харьковской, уклоняться от маршрута. В итоге все остались при своем.

В недавнем проекте городского управления архитектуры по преобразованию центра города предлагается построить подземный переход на Покровской площади. Но, судя по масштабности проекта (а значит, и его стоимости), вероятность воплощения обратно пропорциональна грандиозности планов, то есть ничтожна.

Оксана Карчева

Фото
  • Желтые полосы, запрещающие парковку, не мешают автомобилистам парковаться на них.
  • Бывшая ул. Фрунзе, нынешняя Воскресенская, стала пешеходной только в начале 2000-х.
  • Болларды изобрели не сегодня. Эти, на ул. Соборная, появились еще до революции.
Историческая справка

Тротуарная история

Тротуары появились задолго до появления автомобилей — для обеспечения безопасности пешеходов от гужевого транспорта.

Пешеходные дороги Сум времен Российской империи создавались по типовым проектам, утверждаемым в Петербурге и распространяющимся на все города империи. Эти проекты предусматривали даже уклон, предотвращающий скопление воды, что сегодня при перепрыгивании луж вызывает некую зависть к предкам.

Другим не менее завидным фактом можно считать наличие столбиков-
ограждений (ныне именуемых громким иностранным словом «болларды») у тротуаров на центральных улицах и у особняков, а также в углах арок — въездов во дворы. Отличаясь и материалами, и оформлением, в зависимости от местоположения, они устанавливались для защиты строений и пешеходов от вышедших из-под контроля лошадей и пьяных извозчиков. Так что тут только остается брать пример предусмотрительности сумчан в былые годы. Эти столбики служили вплоть до реконструкции дорог на рубеже 40-х и 50-х гг.

Впрочем, если центральные улицы в Сумах были более или менее благоустроенными, то земляные тротуары городской периферии осенью и весной превращались в грязь, и люди выходили из положения, укладывая поверх нее доски (иногда сорванные с ближайших заборов). Без сапог и калош нечего было и выходить на улицу!

Особенно страдала от грязи нынешняя ул. Харьковская, а тогда — Харьковские плотины. Дома стояли близко к раздолбленной проезжей части, и их стены и окна часто бывали забрызганы грязью. Пешеходам здесь тоже приходилось несладко. На узком Харьковском мосту, вплоть до его расширения в 1979 г., были очень узенькие дорожки для пешеходов, и их также неизменно обдавало грязью, летящей из-под колес проезжающего транспорта.

Не все помнят, что ул. Соборная (в советское время — часть ул. Ленина) и ул. Воскресенская (ул. Фрунзе) были открытыми для транспорта, как и нынешний пер. Академический, бывший частью ул. Первомайская. Соборную сделали пешеходной раньше, после сноса ул. Николаевская и создания пл. Ленина, а вот Воскресенскую и пер. Академический сделали пешеходными в начале 2000-х, после реконструкции. Так в Сумах добавилось пешеходных зон.
Оксана Карчева, Владимир Сурков

По теме

Бездорожные велосипедисты

Все эти перетягивания каната дорог могут вызвать у велосипедистов только грустные усмешки. Ведь то, что никак не могут разделить на два, вряд ли поделится на три…

В Сумах уже появилось много почитателей этого экологически чистого транспорта, и при создании условий безопасного передвижения их число только бы выросло, ведь многих удерживает от седла вполне обоснованное опасение наших дорог. А те, отважные, которые все-таки решились на передвижение по городу, делятся на более смелых, едущих по проезжей части, и менее смелых, предпочитающих тротуары и возмущение пешеходов опасному соседству автомобилей, которые подчас и людей на переходах, остановках и тротуарах не щадят.

Вопрос о велодорожках много обсуждался, но зачастую без толку. Поэтому, когда он был в очередной раз поднят в прошлом году, велосипедисты встретили его довольно скептически, не надеясь, что велодорожка в сквере Дружбы расстанется со статусом единственной в Сумах.

Но все-таки дело зашло немного дальше обычного: с третьей попытки горсовет принял программу «Два колеса» — создание закольцованного маршрута велодорожек на 2013-2015 годы, но с условием финансирования 50 процентов стоимости проекта, в который входят, кроме самих дорожек, разметки и знаков на них, еще и ремонт соседствующих тротуаров. Однако 2013-й близится к концу, а на планируемых на этот период участках — пр. Курский (где многие выбрали велосипед для поездок на работу), ул. Ремесленная — ул. Холодногорская, ул. Нижнехолодногорская — ул. Горького, ул. Героев Сталинграда — пока работ не видно. Участники велопробега ко Дню города не забыли за год обещанного им и напомнили, что «Два колеса» пока не пришли в движение.

Причина никого не удивит оригинальностью: отсутствие денег. Поэтому процесс, поднявшись на ступеньку выше, опять завис на неопределенный срок. А то, что скептицизм, высказываемый велосипедистами, в очередной раз оправдал себя, вряд ли их утешит.

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Загін "Дельта Форс" (Вільям Юбенк, 2024)
Загін "Дельта Форс" (Вільям Юбенк, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
17.50
Потяг у 31 грудня (Олег Борщевський, 2024)
Потяг у 31 грудня (Олег Борщевський, 2024)
Кино Планета Кіно
12.15; 16.45; 19.15
Носферату (Роберт Еґґерс, 2025)
Носферату (Роберт Еґґерс, 2025)
Кино Кінопалац "Дружба"
19.50
Каяра (Сесар Селада, 2025)
Каяра (Сесар Селада, 2025)
Кино Кінопалац "Дружба"
10.30
Еммануель (Одрі Діван, 2024)
Еммануель (Одрі Діван, 2024)
Кино Планета Кіно
19.15
Їжак Сонік 3 (Джефф Фаулер, 2024)
Їжак Сонік 3 (Джефф Фаулер, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
12.00
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.