«Это вам не буряками торговать»

Арт-пространства в Сумах мало, арт-менеджмент в зародышевом состоянии, говорить об арт-рынке не приходится (из-за немногочисленности покупателей даже базаром его не назовешь), НО…

Сумы все-таки движутся к выстраиванию цепочки: художник — арт-менеджер — покупатель.

Интерес к произведениям искусства в городе есть, однако особой коммерции на нем не сделаешь. Поэтому сумские галереи работают преимущественно как выставочные центры, предусмотрительно занимаясь культурно-просветительской и культурно-развлекательной работой. А вдруг когда-нибудь арт-клиент созреет...

Как у бога за пазухой

В подвале римско-католического костела Благовещения Пресвятой Девы Марии на ул.Псельская,1 в начале апреля открылась новая художественная галерея. Первая выставка была приурочена к Благовещению и посвящалась материнству.

Арт-директор художественной галереи при костеле Игорь Сокур на ее открытии сказал, что не собирается строить воздушные замки: галерея будет работать для сумчан и выставлять работы, сделанные руками сумчан.

— Коммерческой цели мы не ставили. Ну, если, конечно, не считать пиара самих себя, — говорит И.Сокур. — В Сумах очень мало выставочных площадей. К примеру, в Германии, Франции в маленьких городах десятки галерей. Будем стараться развивать это и в Сумах.

Первая выставка в костельной галерее открылась с аншлагом: небольшое помещение не смогло вместить всех пришедших на презентацию. Организаторы были удивлены и большому количеству фотохудожников — как профессионалов, так и любителей, пожелавших принять участие в первой выставке.

Галерея при костеле работает с 10.00 до 20.00.

Самая большая и главная

Сумская муниципальная галерея (ул.Соборная, 27) является структурным подразделением коммунального предприятия «Агентство промоции "Сумы"» Сумского горсовета. Экспозиционное пространство галереи состоит из двух залов общей площадью 150 кв.м, там выставляются в основном традиционные художественные формы — живопись, скульптура, графика, фотография. Вместе с тем инсталляция, цифровое искусство, видео-арт, стрит-арт и другие направления современного арт-процесса также могут быть представлены в экспозиции.

Значительную часть экспозиционного контента составляют работы сумских художников, но периодически выставляются мастера и из других областей Украины. В перспективе — организация международных выставок (в основном ближнее зарубежье). В галерее формируется собственная коллекция произведений современных художников, состоящая из добровольных пожертвований авторов.

Помимо выставочной деятельности, экспозиционные площади являются местом проведения поэтических чтений, небольших концертов, встреч с авторами, пресс-конференций, мастер-классов и детских программ.

— За последние годы произошло смещение акцентов в функциях галерей: из чисто коммерческих предприятий они превращаются в центры просвещения. Так что основной функцией Сумской муниципальной галереи является именно культурно-просветительская деятельность, — считает куратор галереи Дмитрий Евдокимчик. — Критерии отбора, которыми мы руководствуемся, близки к концепции так называемого «чистого искусства», т.е. искусства, красивого самого по себе.

Вся информация о деятельности галереи представлена на официальном сайте агентства промоции: http://prosumy.biz/.

От частного к общему

В частной галерее «21», разместившейся в андеграундном помещении на проспекте Шевченко, 21, можно бесплатно посмотреть экспозицию, почитать арт-журналы, в баре заказать чашечку кофе или бокал вина. В галерее проводятся бесплатные кинопоказы арт-хаусных и фестивальных фильмов, которых не увидишь по телевизору или в кинотеатре. Выступают с концертами молодые артисты — так сказать, широко известные в узких клубных кругах. К примеру, эксклюзивом для Сум стало выступление западноукраинской группы «Эхо Гарденс».

За полтора года вокруг галереи сформировалась своя молодежная клубная тусовка. Для детей работает частная художественная школа.

— Галерея открылась в сентябре 2011 года. Ее цель — создать в Сумах арт-пространство для со-временных художников, — говорит пиар-менеджер галереи «21» Наталия Серебрякова. — Изначально мы ориентировались на иногородних авторов. Одной из самых удачных была выставка известного киевского digital художника, плакатиста, арт-директора журнала «Український Тиждень» Андрея Ермоленко «Анархия»; у нас выставлялся харьковский художник Ленур Велиляев и другие. Найти художника, желающего выставиться, не сложно — они готовы ехать в Сумы, многие нас находят сами. На презентации обычно приходит много сумчан, вот только покупают картины очень редко.

Для себя, любимых

Кроме трех открытых галерей, в Сумах есть еще так называемые полуоткрытые галереи. Две из них рассчитаны на журналистов, т.к. находятся в пресс-центрах — в Сумском областном пресс-клубе (Покровская пл., 13) и в холле информационного агентства «RegіoNews-Сумы» (ул.Супруна,11).

— Когда открылся пресс-клуб, мы понимали, что клуб преду-сматривает некую клубность. Кроме деловых вещей, должно быть еще что-то интересное, поэтому мы решили проводить художественные акции, — вспоминает председатель Сумского областного пресс-клуба Алла Федорина. — Сначала делали выставки рисунков детей журналистов. Это создавало атмосферу клуба и объединяло. Первая официальная выставка у нас открылась в 2003 году. Студентка-художница из педуниверситета принесла 12 работ. Мы подумали: 12 — магическое число, решили делать 12 выставок в год, поэтому и назвали свою мини-галерею «12». Но регулярно организовывать выставки не получилось, и сейчас мы работаем по принципу: есть инициатива (особенно со стороны журналистов) — откликаемся. У нас выставлялись коллажи Александра Гвоздика, коллекция пивных крышек Алексея Захарченко, в прошлом году была моя фотовыставка «Лица деревьев». У нас нет рамок, нет оформителей, но есть стены, которые мы готовы предоставить творческим людям.

— Наша галерея полузакрытая. Выставки прежде всего рассчитаны на клиентов агентства, но если кто-то изъявит желание посмотреть экспозицию, мы не против, — говорит арт-менеджер галереи информационного агентства «RegіoNews-Сумы» Оксана Шульженко. — Выставляем только сумских авторов. У нас нет строгих критериев отбора работ и особых требований к авторам. Мы часто приглашаем молодых людей, которые рисуют, фотографируют и порой даже не знают, где могут показать свои работы. Некоторые авторы хотят, чтобы их работы были проданы, тогда интересуемся ценой и сообщаем ее посетителям, если возникают такие вопросы. Как правило, средняя цена картины — около 2 тыс. грн. Мы работаем с прошлого лета, провели примерно полтора десятка выставок, и в нашей практике уже есть примеры, когда после выставки картины сумских художников покупались. А вот на работы фотохудожников пока коммерческого спроса не наблюдается.

Примечательно, что у сумского фотоклуба, «Импульс» есть своя галерея в Сумской научной библиотеке (ул. Героев Сталинграда,10), где постоянно выставляются члены клуба и проходят выставки представителей фотоклубов других городов в рамках творческого обмена.

«Мы, как Бурлюк…»

В сентябре этого года исполняется 15 лет «Академической» галерее УАБД (пер.Академический). Сейчас в ней проходит выставка работ Николая Жулинского к 60-летию художника — это 104-я выставка. За 15 лет в галерее показано примерно 1500 произведений. Но увидеть их могли преподаватели, студенты и работники академии. Галерея полузакрытая, не публичная.

— Сначала, думая об идеологии галереи, хотелось, чтобы она была эдакой рафинированной: надо показывать нечто этакое! — рассказывает кандидат искусствоведения, доцент УАБД НБУ, куратор галереи «Академическая» Сергей Побожий. — Но я знаю Сумы, знаю ситуацию, поэтому было понятно: мы просто не потянем. Показываем все — и произведения классического направления, и не классического, авангард и не авангард… Единственное требование: работы должны быть более или менее на уровне, чтобы не было банально пошлых работ. Все другое, считаем, надо показывать, и мы это делаем. Мы, как Бурлюк: он работал в разных стилях и направлениях и стал прекрасным художником. Вот так и мы.

«Академическая» галерея является культурным центром банковской академии — здесь проходят лекции по искусству, творческие вечера, презентации. В СумГУ подобную миссию выполняет Литературная гостиная, стены которой тоже выполняют функцию галереи.

Комментарии

Ирина Янина, старший научный сотрудник Сумского областного художественного музея им. Н. Онацкого:

— Современные украинские художники, даже уровня Тистола и Бевзы, судя по количеству посетителей выставок, в Сумах не воспринимаются. Они интересны только специалистам. Абстрактное искусство, постмодернизм менее интересны сумчанам, чем произведения классического направления.

Иван Гапоченко, председатель Сумской организации Союза художников Украины:

— Первая проблема сумских художников — выставочные залы: площадей крайне недостаточно. Вторая проблема: за 20 лет независимости в Сумы приехало аж два (!) молодых художника после окончания вузов, и то по настоянию родителей. Все другие остаются в городах, где обучаются. Причина — социальные условия.

Сергей Побожий, кандидат искусствоведения, доцент УАБД НБУ, куратор галереи «Академическая»:

— Почему у нас низкий процент купли-продажи? Отчасти потому, что зритель не знает, за какую цену он может купить произведение современного художника.
17 мая в Сумской муниципальной галерее банковская академия презентует свою корпоративную художественную коллекцию. Во время выставки планируем культурно-просветительские акции — экскурсии, лекции. Тема одной из них — «Проблема ценообразования на произведения современного искусства». Владеющий специальными методиками покупатель сможет торговаться с художником, продвигающим свой товар.

Особенность Сумской области в том, что у нас надо развивать художественный вкус. Художники сами формируют эстетические вкусы и являются конформистами. С одной стороны, декларируют — давайте творить высокое искусство, а сами что рисуют и выставляют в салонах?

Надежда Юрченко, главный хранитель Сумского областного художественного музея:

— Культура, искусство должны быть не менее важны, чем все остальное. Культурное пространство следует воспитывать. Для этого вкладывать средства. Должна быть заинтересованность. Надо спросить: что необходимо для развития музея, для галереи, для художников? Есть ли мастерские, выставочные залы, почему художественный салон вынужден делить выставочный зал с ювелирным магазином? Главная проблема — нет заинтересованности.

Историческая сравка

Галерейная история

Какими бы тяжелыми ни были времена, искусство в Сумах всегда находило возможность явить себя людям.

Собрание Онацкого

Если до революции произведения искусства находились в основном в частных коллекциях, то в 20-е годы они как бы пошли в народ.

Начало выставочной деятельности в Сумах связано в первую очередь с именем Никанора Онацкого. Еще в 1914 г. он организовал первую в нашем городе выставку, где было представлено около 200 работ.

 Когда в 1919 году в одном из городских особняков были обнаружены части регулярного художественного собрания известного киевского коллекционера Оскара Гансена, Онацкому поручили систематизировать и составить опись этих ценностей. Таким образом было положено начало двум сумским музеям — краеведческому и художественному. Впрочем, грань между музеем и галереей весьма тонкая. Ведь, например, знаменитая Третьяковская галерея — это государственный музей.

«Союзный» зал

В 1964 г. напротив ЦУМа построили Дом художников, с квартирами и мастерскими членов Сумского товарищества Харьковской организации Союза художников УССР (Сумской организации тогда еще не было). Весь первый этаж первоначально занимал выставочный зал. Потом, в 70-е годы, часть зала отделили и сделали там мастерскую, а еще одну часть зала отдали под художественный салон. В конце перестройки — начале Независимости, когда для Сумской организации Союза художников наступили тяжелые времена и надо было как-то выживать, оплачивая коммунальные услуги, еще часть площади зала была сдана в аренду. Так что от былой роскоши осталось не так много.

«4-й этаж»

В этом же здании, но позже (на рубеже 90-х и «нулевых»), была создана галерея «4-й этаж», которая не была зарегистрирована официально, но просуществовала примерно три года. Находилась она, как нетрудно догадаться, на четвертом этаже, где был зал. Раньше он сдавался в аренду, а теперь художники стали проводить свои выставки.

«Астра», «Харитоненко и сын»

В 90-е годы в Сумах появилось несколько корпоративных галерей, размещавшихся в офисах коммерческих фирм, банков и пр. Например, в этот период развила бурную деятельность фирма «СБТС», расположившаяся в бывшем спортзале стадиона «Спартак» на ул. Гагарина (сейчас его занимает «Укрсоцбанк»). Эта фирма создала галерею «Астра», которая сотрудничала с художниками Сум.

«Там была довольно приличная коллекция», — говорит председатель Сумской организации Союза художников Украины Иван Гапоченко. Затем фирма прекратила свое существование, а работы попали в редакцию газеты «Панорама Сумщины», располагавшуюся в здании по адресу: ул. Фрунзе, 12. Этот музей состоял из трех отделов: музея «Самоцветы Украины», музейно-мемориального комплекса Торговый дом «Харитоненко и сын» и арт-галереи «Харитоненко и сын». В первом соответственно была представлена коллекция камней, экспозиция второго была посвящена жизни известных сумских меценатов, а в галерее можно было увидеть около сотни полотен сумских художников. Музей просуществовал до середины первого десятилетия «нулевых», а что стало с коллекцией потом, И. Гапоченко точно не знает.

«АРТ’С» при «Щепке»

В 1989 г. четверо сумских художников: Анна Гидора, Нина Негреба, Михаил Юденков и Валерий Шкарупа, создали творческую группу «АРТ’С», в составе которой провели немало выставок в Украине и за границей. Параллельно художники искали помещение для выставок в Сумах. Наконец в 1991 г. им пошел навстречу Театр им. Щепкина, выделив комнату в левом крыле здания (теперь там музей театра). Директором галереи стала А. Гидора.

Были планы проводить в галерее выставки и других творческих объединений или отдельных художников, причем не только сумских. Правда, просуществовала галерея недолго.

«Книжная» и «Соборная» галереи

На рубеже 90-х и «нулевых» выставочной деятельностью активно занимался культурный центр «Собор» на ул. Воскресенская (теперь там кафе «Сумка»). Хотя помещение небольшое, выставки там проходили с завидной регулярностью и привлекали всех интересующихся искусством.

В середине 90-х по инициативе руководства книжного магазина «Кобзарь», который находился на втором этаже одного из зданий комплекса «Враца» на ул. Кирова, в комнате за торговым залом была создана своего рода художественная галерея. Небольшой зал довольно активно принимал художественные выставки. В 2004 г. «Кобзарь» вошел в книжную сеть «Буква» и зал прекратил свое существование.

Владимир Сурков

view counter

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.