Аэропорт «Сумы» в ожидании «Боинга»

В Сумском аэропорту знаковое событие: построен грузовой терминал, с которым связываются надежды на возрождение этого важного, но, к сожалению, почти мертвого областного коммунального предприятия.

«Лучше было, если бы мы фотографировались на фоне «Боинга», - заметил замгубернатора Александр Марченко. Курьез в том, что месяц назад в интервью одному из сумских изданий директор аэропорта Константин Ефименко сказал буквально следующее: «Сейчас «Боинги» идут с двигателями «под крылом». Опасность в том, что турбина может всосать верхнее покрытие, а потом неизвестно – сядет самолет или нет».

Можно ли возродить Сумской аэропорт – вопрос противоречивый. Областные власти и руководство аэропорта полны оптимизма, в то время как отдельные работники предприятия, которых сократили или поставили зарплату в зависимость от приземлившихся самолетов, обращают внимание общественности на факты, дающие основания усомниться в летной перспективе данного объекта.

Аэропорт, куда с назначением Константина Ефименко пошли бюджетные деньги, должен стать объектом повышенного общественного внимания.

Первый шаг в небо

Грузовой терминал Сумского аэропорта открывали в последний день предвыборной кампании – в пятницу 23 октября.

На торжественном открытии присутствовали руководители области, депутаты облсовета, лоббировавшие выделение средств из облбюджета на «Аэропорт «Сумы», благодаря чему и стало возможным строительство терминала.

Среди присутствующих – зампред облсовета Вера Лаврик, первый заместитель председателя облгосадминистрации Александр Марченко, начальник управления имуществом Сумского облсовета Николай Коваленко, депутат облсовета Владимир Демура, депутат и председатель депутатской комиссии облсовета по вопросам управления коммунальной собственностью и приватизации Константин Макаренко и директор по персоналу СНПО Сергей Подкуйко. Появление последнего в этом ряду выглядит несколько странно – СНПО задолжало аэропорту почти 370 тыс. грн. по договору за базирование самолета Як-40, но платить отказывается, т.к. по факту в 2013 году самолет находился в Запорожье, но договор был расторгнут только в мае 2015 года.

Позже на этот праздник подоспел и глава обладминистрации Николай Клочко.

От немногочисленного коллектива, собравшегося напротив терминала, руководителей области за поддержку и выделение средств благодарили директор предприятия «Аэропорт «Сумы» Константин Ефименко и первый заместитель директора Николай Саенков. Обещали, что коллектив не подведет.

В свою очередь, руководство области обещало поддерживать аэропорт, называя его залогом поступления инвестиций в область.

После торжественных и многообещающих речей, перешли к символической процедуре перерезания красной ленточки. Осмотрев терминал, гости пообещали приехать еще раз – к моменту прибытия первого груза, который, как поговаривали чиновники в кулуарах, ожидается уже в ноябре.

По словам К.Ефименко, на строительство терминала областным бюджетом выделено 572 тыс. грн. Строили с «нуля» полтора месяца. Фактически это первое капитальное строение, возведенное в аэропорту за последние годы.

- Здесь стоял летний павильон. Мы его убрали и поставили этот терминал, - рассказал К.Ефименко. - В свое время хотели из старого павильона сделать грузовой терминал, но существуют очень высокие требования относительно погранслужбы и таможенной службы. Т.е. доступа к товару или грузу, прибывшему сюда, не должно быть. Переоборудовать старое сооружение было невозможно. Поэтому принято решение: то здание убрать и поставить новое.

В кулуарах торжества

За рамками торжественного мероприятия мы попытались прояснить ряд сомнительных моментов. Дело в том, что в общественных кругах города стали поговаривать, что бывший «кооператор» Константин Ефименко за бюджетные деньги, возможно, строит вовсе не аэропорт. Во-первых, работы начали с возведения склада, а не ремонта взлетной полосы. Во-вторых, не заключен ни один договор с какой-либо авиакомпанией. В-третьих, на предприятии сокращаются специалисты, непосредственно имеющие отношение к обслуживанию рейсов. В смежном предприятии «Авиарух» тоже значительные сокращения специалистов, отвечающих за небо. Сам К.Ефименко до этого был далек от авиации. Он закончил Сумское артучилище и Полтавский кооперативный институт, работал заместителем директора Центрального рынка, был заместителем мэра и членом исполкома. Стал «авиатором», пройдя курсы.

С приходом нового руководителя ускоренными темпами началась подготовка к приватизации зоны старого аэропорта: начиная с июля там пилят и вывозят деревья и металлоконструкции. При этом дубы называются сухостоем, а участок городской земли в 6,3 га – объектом или складом ГСМ, средства от продажи которого пойдут в областной бюджет и будут направлены на развитие нового аэропорта. С 25 мая этого года, когда К.Ефименко приступил к работе, и по сегодняшний день Сумской аэропорт принял всего пару легких самолетов. Антикризисный план, под который облсовет принимает решения о выделении средств (уже больше миллиона гривен), не содержит ни расчетов соотношения затрат и возможной прибыли, ни четких ориентиров по времени. И наконец, у предприятия имеется существенный долг перед налоговой, который не погашается, а растет, стремительно приближаясь к миллиону.

Вопрос-ответ

Прежде всего журналистов, прибывших на пиар-акцию, интересовало: есть ли в аэропорту хоть один самолет?

- Нет, - отрезал К.Ефименко. - Аэропорт не имеет в своем распоряжении авиации, потому что в 1991 году по решению правительства систему аэропорта разделили на три части. «Авиарух» – отдельно (он находится здесь). Тогда был авиаотряд, который входил в систему аэропорта, - отдельно. И обслуживание всего отдали области (вначале часть городу, потом – области). Поэтому самые большие доходы – от «Авиаруха»: эшелоны, сбор денег, сопровождение, диспетчеры и т.д. Это наибольшая финансовая составляющая в целой системе.

На сегодняшний момент ситуация сложилась для них тоже плохо, поскольку закрыто воздушное пространство на южные области (в связи с террористическими актами и проведением АТО). Поэтому аэропорт оказался в системе обслуживания и выживает за счет бюджета. А авиаотряд сейчас в стадии банкротства. Это там, где в 91-ом были вертолеты, АН-2… Т.е. тогда технику отдали туда, а аэропорту оставили только обслуживание.

- Выходит, даже если купить технику, летать будет некому?

- Сейчас изменилась ситуация. Есть авиакомпании, которые организовывают авиаперевозки – то ли грузовые, то ли пассажирские. И вот сейчас наша основная задача – организовать авиаперевозки.

- Со сколькими компаниями Вы уже провели переговоры и каковы результаты?

- С одной авиакомпанией. Со вторыми мы начинали разговаривать до того, как появилась стройка. Они говорят: вы делайте, чтобы понятно было, а то всегда все говорят, а дела нет. Поэтому мы сделали и сейчас можем заявить в Госавиаслужбу о том, что мы готовы принимать грузовые самолеты.

- Скажите, почему в первую очередь сделан терминал, а не полоса, ведь заработок аэропорта напрямую зависит от тоннажности принимаемых самолетов? Полоса изнашивается – тоннажность падает, доходы падают…

- Мы над этим вопросом сейчас работаем. Прежде чем выходить на ремонт, надо подготовить проектную документацию. Она ориентировочно 250-500 тысяч должна стоить. А ремонт самой полосы – это очень большие затраты, это сотни миллионов.

-А бизнес-план по годам есть: когда вы выходите на ноль, когда вы выходите на прибыль? Или в плане так и предусмотрено, что аэропорт, как важный для области объект, будет финансироваться из облбюджета.

- Пока он будет финансироваться из облбюджета, потому что на сегодняшний момент даже в Борисполе или Жулянах, на которых совершаются регулярные авиарейсы как пассажирские, так и грузовые, бюджет аэропорта убыточный.

Ситуация какая? От прилета, посадки не такие большие деньги берутся. Основное – это инфраструктура, которая создается возле аэропортов – стоянки, гостиницы, кафе, бары и т.д. Вот это идет составляющей частью в бюджет аэропортов. Тогда можно говорить о чем-то. На сегодняшний момент у нас финансовая ситуация очень сложная. Финансируемся сугубо из областного бюджета.

Самое главное - чтобы пошли рейсы. Тогда можно думать и развивать. И ставить вопрос о полосе.

- В перспективе можно ли говорить о том, чтобы аэропорт зарабатывал на других видах деятельности?

- Другие виды деятельности можно рассматривать. Я уже говорил об инфраструктуре, которая при работающем аэропорту должна быть. Тогда можно говорить о дополнительных заработках, которые будут, помимо авиаперевозок. Это основное. Когда ничего не работает и ничего не летает, о какой инфраструктуре можно вести речь?

- Когда можно будет принимать первые грузы, хотя бы теоретически?

- Ну, теоретически… Я еще раз говорю: мы заявим буквально с понедельника в Госавиаслужбу о том, что мы готовы принимать.

- Скажите, в чьей собственности земля «нового» аэропорта и «старого»?

- А зачем это? Это важно?

- Важно знать, кто владеет землей – город, или это частная собственность, или собственность сельсовета…

- Нет. Это не частная собственность. Владеет землей… Сейчас произошло изменение границ города. Пока что Верховная Рада не приняла эти границы. Что по старой территории, что по новой у нас есть Государственные акты на право постоянного пользования. Целевое назначение - земли промышленности...

Я по глазам вижу: Вы задаете вопрос, но не ориентируетесь.

- Вот я и хочу, чтобы Вы сориентировали.

- Так давайте я проведу всеобуч, а потом будем говорить.

- Давайте проведите.

- Громада владеет землей, - вмешался Константин Макаренко.

- Это облсовет, сельсовет, горсовет?..

- Сейчас идет размежевание, когда оно закончится…

- Зона «старого» аэропота в чьей собственности?

- В собственности города, - ответил К.Макаренко.

- Тут часть земли Красносельского сельсовета, часть – городская. Но у нас государственные акты на право постоянного пользования, - продолжал К.Ефименко.

- Когда в аэропорту появится какая-нибудь техника?

- Что Вы понимаете под словом «техника»?

- Погрузчики хотя бы. Техника для обслуживания терминала.

- Для обслуживания терминала у нас все есть. Эта техника находится в ангарах. Она не должна находится на перроне, тем более на взлетно-посадочной полосе.

- А что это за техника?

- Это тележки, трактора, люди – все есть.

- И грузчики тоже?

- Грузчики у нас есть. По штату положены. Когда пойдут рейсы, тогда будем ставить вопрос о том, что это необходимо – кладовщик, грузчики и т.д. Нам не дает область спокойно держать грузчиков, которые ничем не занимаются.

- Есть ли в штатном расписании должности специалистов, которые будут обслуживать этот терминал?

- Пока нет. Думаю, пока будем обслуживать своими силами. Когда рейсы пойдут активно, тогда будем перед областным советом и управлением имуществом беспокоиться о том, чтобы ввести еще должности.

- Скажите, а перед налоговой за время существования аэропорта скопился какой долг и погашается ли он или растет?

- Долг перед налоговой возник раньше - при продаже нефтебазы в поселке Низы, которая входила в систему аэропорта. И тогда не были уплачены налоги. (Нефтебаза была продана в 2008 году – ред.) На сегодняшний момент долги растут и уже больше 800 тыс. грн. долга перед налоговой.

- Что еще в аэропорту планируется возрождать и отстраивать?

- Все зависит от денег. Вместе с областной администрацией у нас разработан антикризисный план, в котором предусмотрено, что и как мы должны делать, и планы на 16-ый год. В этом плане есть в том числе и взлетно-посадочная полоса. Поскольку нужно выйти для финансирования на государственный бюджет, т.к. областной бюджет не потянет по своим финансам возобновление этой полосы. Это очень затратная часть – больше 100 млн. грн. нужно! Это по предварительным подсчетам. Проекта нет. Когда будет проект, тогда будут конкретные цифры. Полоса, чтобы вы понимали, два с половиной километра на 41 метр, т.е.12 га (не считая перрона, где мы сейчас находимся).

- Когда в последний раз этот аэропорт полноценно функционировал и принимал самолеты?

- У нас в этом году были маленькие прилеты. Это в основном учебные самолеты и чартерные рейсы.

- Есть ли контракты?

- Я это озвучивал на сессии областного совета перед депутатами. У нас есть письмо авиаперевозчика «Русслав» (Киев), в котором говорится: сдавайте терминал - мы готовы из Катовице возить грузы. У них здесь есть какой-то поставщик.

- А о пассажирских рейсах идет речь?

- Пассажирские рейсы мы пока… Ситуация какая? Да, обидно, что из города Сумы нет пассажирских рейсов. Аэропорт Херсона, похуже, наверное, нашего аэропорта, а там совершаются рейсы. Здесь ведь нужна общая тенденция и общие усилия туроператоров и всех остальных, чтобы мы могли заявить: мы готовы летать, к примеру в Турцию или другие страны.

- Возможно, уже запланирован прием первого самолета?

- Нет, пока ничего запланированного нет. Мы должны еще отработать с понедельника вопросы с таможней и пограничниками, подписать акты. У нас этого еще нет. Когда мы проектировали и делали этот терминал, у нас были предварительные согласования.

Если вы хотите посмотреть терминал, мы туда зайдем. Это общий зал. Разделен он на две части – это для временно задержанного груза и для опасного груза. Вот это основные требования. Грузы должны быть недоступны. Терминал оборудован пожарной и охранной сигнализацией. Т.е. все требования, которые выдвигали таможенники и погранслужба, выполнены.

«Отвечать будет тот, кто виноват»

Константин Макаренко, депутат облсовета, председатель депутатской комиссии по вопросам имущества и приватизации:

- Мы присутствуем при очень серьезном событии – сегодня мы открываем грузовой терминал. Руководитель аэропорта Константин Васильевич Ефименко сказал, что это первый шаг. С понедельника заявляем, что у нас есть терминал. Можно обращаться в авиакомпании, которые на сегодняшний день могут предложить перелеты Катовице-Сумы и т.д. С чего-то надо начинать (степ бай степ). Стратегически самое главное, что мы сделали, - приняли правильное решение о руководителе аэропорта. Константин Васильевич – серьезный руководитель, опытный. Я считаю: это наша заслуга, что мы подобрали такого менеджера. И я надеюсь, с его приходом аэропорт оживет. Т.е. первый шаг сегодня сделан. Это главное.

- По городу ходят слухи, что менеджер Ефименко строит не аэропорт, а совсем другой объект…

- Это вопросы не ко мне. А к тем, кто распускает эти слухи.

- А кто будет отвечать, если слухи подтвердятся?

- Отвечать будет тот, кто виноват. Милиция и прокуратура разберутся.

- Т.е. Вы не будете?

- Я не буду отвечать, потому что я не строю ничего.

Планов громадье

Николай Коваленко, начальник управления имуществом Сумского облсовета:

- Объясните, пожалуйста: раньше, когда аэропорт работал в полную силу, были сотни работников, был один директор и один заместитель, сейчас же, когда осталось меньше 50 работников – один директор и три зама?

- Один заместитель. У Вас неправильная информация. Есть директор, он же менеджер, и есть первый заместитель, который непосредственно несет ответственность за организацию работы аэропорта. Это предусмотрено нормативными документами аэропортов. Хотели мы или не хотели, мы участвуем в общей системе и обслуживаем аэропорт теми специалистами, которые необходимы по нормативам.

Естественно, трудное время – 15 лет аэропорт фактически постепенно умирал (это не секрет), и, естественно, для его содержания хватило бы и 15 человек. Но если хотим, чтобы аэропорт работал, мы вынуждены были ежегодно подтверждать сертификацию. А сертификация – это в первую очередь наличие специалистов, их ежегодное обучение и содержание материально-технической базы в том состоянии, чтобы она имела возможность принимать пассажирские и грузовые транспортные средства.

Но грузовых перевозок не было, поскольку по нормативам у нас не было грузового терминала. А пассажирские… Ну, Сумы – не тот инвестиционный город с большим объемом бизнеса, который пользовался бы этими услугами. Поэтому мы переориентировались на грузоперевозки, учитывая позицию, в том числе Турции и Польши (из Польши на сегодняшний день есть подтверждение о том, что они готовы). Будем тесно сотрудничать с бизнесом и планируем в 2016 году создать авиакомпанию.

Авиакомпания – это структура, имеющая свои самолеты, и, по всей вероятности, это будет бизнес структура, не бюджетная, потому что в области недостаточно средств для того, чтобы закупить самолеты. А без самолетов аэропорт – просто площадка.

- В штатном расписании происходит сокращение специалистов, которые связаны именно с обслуживанием рейсов. О чем это говорит?

- Я не скажу, что там происходит сокращение специалистов по обслуживанию рейсов. Там произошло сокращение людей, которые обслуживали топливный склад, который на сегодняшний день ликвидирован. Его нет.

- А как может аэропорт функционировать без такого склада?

- Время же меняется, и позиции меняются. Если раньше такой склад был обязателен, то сейчас достаточно иметь договорные отношения со структурой, которая им располагает. А содержание в жилой зоне топливного склада – это взрывоопасно. Вы знаете проблемы, которые были два месяца назад, когда жильцы возмутились и перекрыли дорогу, чтобы тот склад не функционировал. Он и не работал, т.к. уже 12 лет в старом аэропорту нет ничего, но его территорию использовали под газозаправку, и люди тут же возмутились. Перспектива топливного склада не имеет будущего, и мы его ликвидировали. Поэтому его персонал сокращен. Зона старого топливного склада попала в приватизацию. Там 6,3 га, и сейчас мы работаем, чтобы на декабрь подготовить конкурс по приватизации данного объекта. А вырученные деньги будем направлять на улучшение материально-технической базы нового аэропорта.

- В редакцию обратилась одна из сотрудниц аэропорта, которую перевели на трехдневку, а режим работы и зарплату поставили в зависимость от количества приземлившихся самолетов. Может ли такое быть?

- Я владею этой информацией. На сегодняшний день есть диспетчерская служба, которая завязана на прием туристов, а в этом году не было ни одного рейса, поэтому это вынужденный шаг – сокращение рабочего места. Не увольнение человека, а сокращение. Вы сами поймите: если нет рейсов…

- А почему тогда зарплата руководства аэропорта не поставлена в такую же зависимость от количества рейсов, ведь обеспечение рейсами – это их должностные обязанности?

- Есть специалисты, которые обслуживают рейсы, а есть специалисты, которые содержат весь аэропорт. Мы не можем пойти на то, чтобы директора, или заместителя, или бухгалтера поставить в такие условия – они постоянно работают. А те только обслуживают рейсы.

- Вы сами коснулись проблемы заправки в старой зоне. Дело в том, что она продолжает существовать под видом стоянки. Туда постоянно заезжают маршрутки №3 для заправки. Т.е. ситуация не изменилась?..

- Нет. Изменилась. Мы переместили стоянку в глубь территории. А до этого они стояли перед территорией, на площадке возле дороги, на расстоянии 5-10 м. Мы ее вглубь перенесли. Они сертифицированы, у них, естественно, есть разрешения.

- Из зоны старого аэропорта вывозятся спиленные деревья и металлоконструкции. Куда их везут и оформляется ли все это документально?
- Естественно. Я сам подписывал разрешение на вырубку этого сухостоя. На сегодняшний день аэропорт отапливается не газом, а дровами. Можете зайти вон в ту зону (показывает за админздание. – Ред.), и Вы увидите те дрова, которые будут использоваться для отопления.

- Т.е. дерево – для отопления. А металл?

- Для пополнения оборотных средств. Все оприходуется как металлолом и сдается во вторчермет. Ведь если перспективы для этой зоны нет, если мы готовим объект для приватизации, его надо очистить.

Торжественные речи, адресованные коллективу и журналистам

Александр Марченко, первый заместитель председателя облгосадминистрации:

- Терминал - это один процент или даже полпроцента того, что должно быть сделано относительно работ. Лучше было бы, если бы мы фотографировались на фоне «Боинга». Это было бы уже понятно, что мы там, где должны находиться. Но сегодня, к сожалению, только первые шаги. Однако, учитывая, что сегодня есть руководитель предприятия, который занимается вопросами развития, и подготовлен антикризисный план развития аэропорта, областной совет выделяет деньги на этот проект. Есть идея: на следующий год привлекать деньги из государственного бюджета на развитие аэропорта.

В этот год речь идет о грузовых перевозках из Польши (об этом уже все знают, на это направляет усилия руководство). Облгосадминистрация будет всячески содействовать развитию предприятия и помогать в том, что надо.

Вера Лаврик, заместитель председателя Сумского горсовета:

- Сегодня дан маленький стимул к тому, чтобы аэропорт заработал. Действительно, есть предпосылки.

Во-первых, построен грузовой терминал. Это не такие уж деньги, но облсовет вместе с облгосадминистрацией выделили 572 тыс. грн. для того, чтобы некоторые процессы уже пошли и мы могли открыть терминал. Но работа только начата. Вы знаете: из бюджета выделяются средства на оплату труда. Конечно, возможно, и недостаточно, но знаете, какая ситуация в стране. Мы с депутатами облсовета сделали большое дело, поддержав эту идею.

Во-вторых, работа продолжится. Идет конкурс по продаже старого аэропорта для того, чтобы эти деньги, а деньги будут немалые (ориентировочно речь идет о 15 млн. грн.- Ред.) пошли в областной бюджет, из бюджета они пойдут на инновацию нового (уже старого) аэропорта. Что необходимо? Надо сделать более или менее современный пассажирский терминал, дополнить его. Создать элементарные условия для работающих..

И третье, что надо: - чтобы аэропорт действительно работал (функционировал). Сейчас все инвесторы, которые приезжают в Украину, ставят первый вопрос – логистика. Если будет работать аэропорт, конечно, совсем другое отношение будет к городу Сумы и области в целом. Для промышленных предприятий тоже будет движение к тому, чтобы приглашать инвесторов к сотрудничеству. Я желаю, чтобы команда, которая придет в сумской парламент, продолжила эту работу - адекватно, спокойно и чтобы здесь был гул современных самолетов.

Николай Клочко, председатель облгосадминистрации:

- Пусть сделан первый шаг, но этот шаг показывает, что облсовет и облгосадминистрация думают и об области, и о городе Сумы.

Вопрос инвестиционной привлекательности области зависит от логистики, в том числе и от аэропорта. Понятно, что многое в государстве зависит от военных действий на востоке страны. Слава Богу, уже месяц людей там не убивают и есть все шансы, чтобы перемирие стало миром. Больше денег будет и в областном бюджете, и в государственном.

Мы настроены на то, чтобы общими усилиями депутатов облсовета и облгосадминстрации, предприятий области сделать так, чтобы аэропорт работал. Если бы это не было нужно, мы давно бы придумали, как сделать, чтобы у нас за него не болела голова. Но у вас нормальный коллектив – люди, которые умеют работать, имеют опыт, многие здесь давно работают. Я думаю, у нас с вами общая цель. Ваша цель – чтобы у вас была нормальная работа и достойная зарплата, а это зависит от нормальной работы аэропорта, а нам нужны инвестиции в область. Поэтому мы сделаем все для того, чтобы аэропорт работал. Это не пустые слова. Деньги на зарплату выделяются. Проект бюджета и изменений к бюджету подает облгосадминистрация, а утверждают депутаты облсовета. Я подчеркиваю: совместными усилиями мы это сделали, и на следующий год в разработанном проекте бюджета мы учитываем зарплату и деньги на ремонт. Поэтому все будет хорошо.

На основании всего вышесказанного трудно спрогнозировать реальную судьбу сумского аэропорта. Кем на самом деле окажется для этого важного стратегического объекта К.Ефименко («кооператором» или «авиатором») – покажет уже ближайшее время. А именно: наличие/отсутствие авиарейсов Катавице-Сумы и приватизация старой зоны аэропорта.

Фото
  • «Я сам подписывал разрешение на вырубку этого сухостоя», - сказал начальник управления имуществом Сумского облсовета Николай Коваленко. Проблема в том, что спилили и живые деревья.

По тематике

Через Донецкий суд здания Сумского аэропорта отдали частному лицу
14.04.2020 20:25

Через Донецкий суд здания Сумского аэропорта отдали частному лицу

Об этом стало известно сегодня, 14 апреля, из реестра судебных решений, а именно из постановлений следственных судей Заречного районного суда...

Идем на посадку? У директора Сумского аэропорта истек срок контракта
24.05.2018 17:04

Идем на посадку? У директора Сумского аэропорта истек срок контракта

Трехлетний контракт директора Сумского аэропорта Константина Ефименко истек 24 мая. Работники, в разное время ушедшие с предприятия, не сработавшись с...

Елки-леталки
27.03.2017 19:04

Елки-леталки

Cтало известно, кто приговорил еловую аллею в Сумском аэропорту... 2

В Сумах запустили первый в мире бесплатный авиатранспорт?
03.01.2017 18:23

В Сумах запустили первый в мире бесплатный авиатранспорт?

Сумы-Сумы без суммы: в прошлом году сумской аэропорт ввел маршрут Сумы-Сумы, совершенно бесплатный для коммунального предприятия... 20

Сумской аэропорт: когда крыльев нет – следим за руками
11.11.2016 17:47

Сумской аэропорт: когда крыльев нет – следим за руками

За полтора года на предприятии ОКП «Аэропорт Сумы» произошло массовое списание и сдача на металлолом спецтехники, уничтожение склада ГСМ... 7

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.