Обычай установки в домах рождественской елки пришел к нам из Германии в XVIII в., сначала появившись у петербургских немцев. Так что еще долго елка в Российской империи считалась «немецким обычаем». От них мы переняли традицию украшать рождественские ели и сосны. Она зародилась в Германии в самом начале XVI в. Сначала на ветвях размещали только свечи как напоминание о свече Иосифа, с которой он вошел в хлев, где родился Святой Младенец. Старинные зажимы для крепления рождественских свечей на ветвях можно увидеть на музейной елке.
Вслед за свечами на рождественских деревьях появились фигурки ангелов и пастухов из вафель, символизировавшие пресные хлебцы для обряда причастия. В развитие библейской темы в средневековье макушки елей и сосен украшались «Вифлеемская звезда» - как напоминание о месте рождения Иисуса Христа, а на ветви вешались настоящие яблоки - олицетворение «запретного плода». Дальше добавились орехи и сладости. И такой исключительно «съедобной» елка оставалась до середины XVIII в., когда украшения стали более разнообразными: бумажные цветы и звездочки, позолоченные еловые шишки и пустые яйцевые скорлупки, библейские и сказочные фигурки из чеканной латуни.
Однако, «съедобные» игрушки не уходят в прошлое, и до настоящего времени остаются любимыми. Разве что для яркости фигурки из песочного теста, яблочки, орешки, мандаринки впоследствии стали заворачиваться в цветную, золотую или серебряную фольгу. Как известно, съесть все это разрешалось перед праздником Крещения Господня. На музейной елке можно увидеть старинные бутафорские овощи и фрукты из папье-маше.
С момента появления в немецкой Тюрингии стеклянных игрушек 1848 года, их ввозили в Россию по очень высоким ценам.
Первые стеклянные игрушки на территории Российской империи начали производить в период Первой мировой войны в подмосковном Клину. Там пленные немцы научили выдувать шары и бусы мастеров, занимавшихся изготовлением аптечной стеклянной посуды. На музейной выставке широко представлены ожерелья Клинской фабрики «Елка», которая и сегодня остается единственным в России производством, изготавливает подобные украшения.
Кроме стекла, игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» - игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. Образцов таких елочных украшений представлено несколько. В основном, это птицы, животные, сказочные персонажи.
На музейной елке развешаны фигурки из ваты, накрученной на проволочный каркас. Они изображают детей с фарфоровыми лицами и зверюшек в одежде из ткани. Венчает рождественское дерево украшение в форме пики, что связано с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии. Пикообразные верхушки для елок начали делать именно там.
Выставка будет работать до конца января, и каждый, кто посетит в это время в музей, сможет осмотреть ее с пояснениями экскурсовода.
Онлайн-виставка під такою назвою розміщена на сайті Державного архіву Сумської області до Дня вшанування подвигу учасників Революції Гідності та увічнення...
Глухів обрано для презентації невипадково: саме звідси розпочалась знаменита подорож мандрівного філософа, письменника і поета, великого гуманіста у світ, який...
Міська галерея запрошує з вівторка, 15 лютого, на виставки живопису Дмитра ГОРДИ «Не марнуй свій талант» та Ірини ГАРШИНОЇ «Богема»....
Міська галерея запрошує з вівторка, 1 лютого, на фотовиставку Артура СКОРОБАГАТСЬКОГО «Афон очима ломографії» та виставку живопису учасників Всеукраїнського мистецького...
У Сумському обласному художньому музеї ім. Никанора Онацького відбувся вернісаж виставки, присвячений пам’яті сумських митців Віктора (1949 – 2021) та...