Факты узнали у политического аналитика Артема Стельмашова, каким образом политики смогут жульничать на округах, пользуясь новыми правилами, и вспомнили традиционные методы махинаций во время выборов.
К власти - только "избранные"
Выборы по нынешнему закону состоятся впервые. Главная манипуляция - недопуск большого количества активистов к выборам и отсутствие у них шансов попасть в органы местной власти, поскольку проходные партии закрыли социальные лифты. Раньше было так: партия могла отдать округ кандидату, если он выиграет его - становится депутатом. Теперь все иначе: вместо борьбы между реальным конкурентом идет внутрипартийная борьба: человек с меньшим рейтингом голосов, чем у своего однопартийца (который баллотируется по другому мажоритарному округу), даже в случае победы может уступить место своему коллеге.
Слишком известные - не нужны
Как следствие, мажоритарщик с хорошим рейтингом может забрать у однопартийца-спонсора или любого другого "нужного" для партии человека его место. Поэтому сейчас большинство проходных партий не заинтересованы в том, чтобы набирать сильных рейтинговых мажоритарщиков. Они будут продвигать своих людей за счет бренда самой партии. Но есть и более открытые для сотрудничества партии. Например, Громадянська позиция или ДемАльянс, которые могут позволить себе взять простых активистов в мажоритарщики. А как известно, если партия не проходит в совет, то кандидаты от нее даже в случае победы тоже не попадают в органы местной власти.
Выборы без лица
В первую очередь, все будут раскручивать партийный бренд, не акцентируя на личностях, которые их представляют. Например, та же Батькивщина будет акцентировать на Юлии Тимошенко, а не на Васе Иванове или Пете Пупкину, которые баллотируются в округе от этой партии. Это как русская рулетка: если поработаешь хорошо и раздашь много гречки, пропиарив свою политическую силу, тогда зайдешь в совет. Люди не будут интересоваться своими конкретными кандидатами - они будут видеть всеукраинских лидеров, которые стоят за спиной реального мажоритарщика. Это явление очень характерно для украинской политики, когда люди голосуют не за реальных кандидатов, а за бренд.
Новая система - новые фальсификации
При подсчете голосов я ожидаю больших фальсификаций, потому что никто из избирательной комиссии не считал голоса по новой системе из закона О местных выборах. Никто с таким раньше не сталкивался, и поэтому это огромный ресурс для фальсификаций. Особенно на участках, где у людей нет опыта, голоса будут "считаться" 3-4 дня. Такое было и раньше: уже всем было понятно, что на одном участке победит конкретный кандидат, но когда через несколько дней закончили подсчитывать голоса - победителем оказался совсем другой. В Киеве еще, возможно, и будут следить за подобными фальсификациями, но на всеукраинском уровне честно подсчитать голоса участкам не удастся. Контроля будет очень мало, а это неплохая почва для фальсификаций.
Умный и примитивный подкуп
Кандидаты будут готовы к любым методам, чтобы победить. Все будет зависить от округа и партии, от которой они выдвигаются. Будут организовывать "умные" и "примитивные" системы подкупа. Умные системы подкупа на примере Леонида Черновецкого распространились по всей Украине. Бывший мэр Киева не просто раздавал гречку, а предоставил людям систему "заботы". За каждым домом был закрепленный свой ответственный, который работал с бабушками, которые в нем проживали. Гречка была лишь поводом зайти за порог и поговорить с потенциальным избирателем. На самом деле, продавали заботу и внимание, а бабушки за это исправно и благодарно голосовали. Также будут подписываться и социальные соглашения будто об агитации за того или иного кандидата. Будет выплачиваться по 100-200 или даже 1000 гривен (в зависимости от региона и от финансовых возможностей мажоритарщика) каждому желающему. Якобы за агитацию. Но это будет только формальность. На самом деле это фактический подкуп избирателей: украинский народ честный - от кого деньги взял, за того и голосует.
Технические кандидаты - зачем они?
Технические кандидаты и далее будут пользоваться спросом. В первую очередь, для того, чтобы реальный мажоритарщик имел больше членов избирательной комиссии, которых определяют путем жеребьевки. Больше членов комиссии - больше шансов на то, чтобы сфальсифицировать голоса. Но роль таких кандидатов несколько изменится, потому что сейчас будет важно выиграть не только у оппонентов, но и у однопартийцев на соседних округах. Поэтому, я думаю, технические кандидаты будут заводиться от одного мажоритарщика к другому из одной и той же партии.
Рейтинги - ложь
Социологические опросы - это такая штука, где выигрывает тот, кто их заказал. Даже в более или менее прозрачных ситуациях, люди с симпатией относятся к тому, кто заказал опрос и отдают предпочтение этому человеку. Но чаще всего это делают иначе: с малорейтинговой социологической компанией подписывается договор о закрытых результатах, однако нужные для некоторых кандидатов цифры открыто публикуются и гуляют прессой. Это обычный заказной рейтинг. Реальные результаты используют только штабы.
"Мочилово" конкурентов
Технология "мочилова" включается, когда стоит конкретная цель подставить или скомпрометировать рейтингового кандидата. Работает это так: существуют определенные технические кандидаты, задача которых очернить рейтинг реального конкурента, снять это на видео и разнести по интернету и СМИ (пример - выборы по 205 округу, на которых баллотиловарись шоумен Алексей Дурнев, блогер Александр Барабошко и журналист Василий Крутчак. Эпичная драка трио с народными депутатами от Радикальной партии. - Ред.). Такая технология не из дешевых, поэтому "черные" пиарщики если и будут работать, то только в проблемных горячих округах, где баллотируются серьезные кандидаты с большими финансовыми возможностями.
Молодежь и пенсия
Заостренная ситуация будет в студгородках. Административный ресурс в таких ситуациях увеличивает шансы победить на участках со студентами. Ведь, к сожалению, ничто не мешает кандидату занести деньги в администрацию университета и организовать системный подкуп студентов или даже просить способствовать агитации. Плюс к этому всему студентов будут покупать попсовыми мероприятиями: "шаровая" раздача каких-то вещей, концерты современной музыки и прочее. Стандартный набор мажоритарщика, словом. Кстати, с пенсионерами все почти аналогично. Они охотно берут гречку и деньги. Поэтому многие политические партии ориентируются именно на эти две категории.
Богдан Аминов, fakty.ictv.ua