Когда я позвонил Владимиру Полякову и попросил дать интервью о зарождении и развитии каратэ в Сумах, он не стал возражать. Мы договорились, что я приеду к нему домой на следующий день.
Сказано — сделано. Открыв калитку, вместо традиционного рукопожатия Поляков протянул мне кулак, предлагая в качестве приветствия стукнуться костяшками. Позже он объяснил, что и с учениками предпочитает такое приветствие, тогда как традиционных для каратэ поклонов не признает — все-таки у нас другая культура, другие традиции.
Вместе с Поляковым меня встретил рыжий кот, о котором позже мастер каратэ отзывался очень тепло: мол, зверь очень компанейский, даже принимает участие в тренировках, которые хозяин дома проводит для учеников-друзей, — наблюдает за движениями спортсменов, позже подходит к ним, трется о ноги.
Наше общение заняло четыре часа, но на диктофон Поляков говорил, дай Бог, минут пятнадцать, да и то неохотно. Все остальное было сказано «не для прессы». К тому же разговор все время соскальзывал с каратэ на совсем другие темы — малоизвестные факты советской истории, последние политические события, принципы правильного питания, торсионные поля, литературу и так далее. Я решил, что Поляков много читает: об этом свидетельствовал и стеллаж с книгами во всю стену, на фоне которого он сидел во время разговора.
Между делом Владимир Андреевич посоветовал мне узнать побольше об интересном авторе, уроженце Сумщины, живущем теперь в Санкт-Петербурге, — Василии Тарабан-Костянивском, издавшем многотомную «Василиаду». Это своего рода «вспоминательная» литература: в первом томе автор рассказывает о впечатлениях детства, в частности немецкой оккупации, и так далее. Многотомник «Василиады» с дарственной надписью автора лежал у Полякова на столе.
Ко дню рождения, который Поляков отпраздновал 24 сентября этого года, он получил множество официальных грамот и прочих поздравлений от разных должностных лиц (включая губернатора Сумщины) и организаций. Эти папки были мне показаны. Среди них обнаружилась даже грамота, пожалованная сумскому тренеру самопровозглашенным королем Украины Орестом І — в ней говорилось о присвоении Полякову графского титула.
Впрочем, к почестям у Полякова своеобразное отношение. Например, когда немецкое правительство решило наградить его за спортивные успехи на мировом уровне орденом Золотого Креста, Поляков отказался: мол, неудобно будет за такую награду перед дядей, Героем Советского Союза Леонидом Поляковым, и двумя дедами, получившими от немцев «деревянные кресты» на могилы в двух войнах. На просьбу разрешить назвать создаваемую сейчас в Сумах спортивную школу его именем отказал: мол, ни к чему «трепать» имя живого человека.
Гораздо более интересным, чем грамоты, показался мне сборник стихов юбиляра, издать который его уговорили друзья. Стихи Поляков пишет с 7 лет, и за это время их набралось уже более шести тысяч! Таким образом, в сборник вошла только небольшая их часть. До того, как быть отпечатанными, стихи записывались на перфоленту: мне показали такой «свиток», исписанный рифмованными строчками.
И подарили экземпляр этой книги, которая называется «Праздник одиночества». Стихи Полякова показались мне хорошими, не дилетантскими. Я решил, что не ошибся в своем мнении, когда увидел, что корректором и верстальщиком сборника обозначен известный сумской поэт Василий Чубур, член Сумской организации Союза писателей Украины — уж у него-то вкус к поэзии, в отличие от моего, профессиональный.
Помимо стихов Поляков увлекается живописью: в комнате, где мы беседовали, стоит мольберт с пейзажем, а к стене привалены листы картона с портретами маслом и копией «Венеры с зеркалом» Веласкеса. Здесь тоже заметен уровень. Но создается все это больше «для себя», без претензий на цепляющую внимание броскость, необходимую литераторам и художникам, работающим на публику.
Не секрет, что Поляков долгое время работал в силовых структурах (был тренером-инструктором по рукопашному бою и офицерскому многоборью). Наверное, профессиональная привычка не болтать лишнего плюс природная скромность и сделали его «человеком в себе» — таким же непознаваемым для журналистов, как кантовская «вещь в себе» для философов.
В предисловии к сборнику стихов Владимира Андреевича я нашел упоминание о «массе душевных травм и 27 физических переломах», и это все. Поляков не захотел рассказывать, как и где постигал искусство рукопашного боя. Зато вспомнил, как еще в молодости брался тренировать других. По его рассказам, выходит так: если просили — учил. Видимо, не мог отказать — ни соседским пацанам, которым надоело, что их бьют, ни участникам добровольной помощи милиции, которая существовала в СССР. Вот «причесанный» мной фрагмент воспоминаний Полякова о первых каратистах в Сумах.
«В 60-е гг. у нас на улице водопровода еще не было, приходилось ходить с ведрами к колонке. Выхожу я как-то, а на лугу «пылят» члены добровольного содействия милиции, тренируются. Смотрю, люди понятия не имеют о том, что делают. Газетка у них, кажется, «Комсомольское знамя», там кихон опубликован (базовая техника в каратэ. — Ред.). И они пытаются по этой газете заниматься. Стоит у них ящик с песком для набивки рук. И один спрашивает: «А бить по песку или по ящику с песком?» Надо по песку бить, а он бил по ящику, поразбивал себе руки в кровь. Ну, я им кое-что подсказал, показал».
Информации о каратэ в те времена было минимум, а желания заниматься им — хоть отбавляй. Особую роль сыграл художественный фильм «Гений дзюдо» Акиры Куросавы, где были показаны различные направления боевых искусств. Многие бросились подражать увиденному. «Били по деревьям, лазили по ним, как обезьяны, — вспоминает Владимир Андреевич. — Кожухи выворачивали, чтобы получить подобие безрукавок, какие носили в фильме».
Первые занятия каратэ проходили в подвальных клубах при жэках. Это все конец 60-х, когда население почувствовало некоторую свободу. До этого слишком многое запрещалось. «Запрещали все — йогу, культуризм, потому что они якобы развивают в человеке индивидуализм. Это настолько было смешно!» — вспоминает В.Поляков.
Позже в СССР начались гонения на каратэ (с 1983 г. за его незаконное преподавание грозило до 5 лет лишения свободы), но Сум эта тенденция, по словам Полякова, коснулась не слишком. У нас каратисты продолжали тренироваться.
Первопроходцами каратэ в Сумах стали ныне покойный Валентин Угнич, Сергей Федорченко и Юрий Рашов. В 1990 г. сумская команда уже участвовала в Кубке Украины в Ялте. В команду входили Валентин Угнич, Сергей Черток, Юрий Бабич, Геннадий Куприенко и Александр Зновенко. Призерами тогда стали Зновенко и Куприенко.
Конечно, главная радость учителя — это его успешные ученики. Владимир Андреевич охотно рассказывает, например, о победе своих воспитанниц в составе женской сборной Украины на чемпионате мира по каратэ, проходившем в Мехико в 1995 г.: украинки разгромили сборную мира со счетом 3:0. Или о победе сумской команды (в составе Г. Куприенко, В. Попова, В. Шевченко, В. Лемешева и А. Зновенко) в групповом поединке («стенка на стенку») над сборной Германии, которую в течение 20 лет создавал японский гранд-мастер девятого дана Хидэо Очи.
На протяжении многих лет честь Украины успешно защищали сумчане-одноклубники: десятикратная абсолютная чемпионка Украины, абсолютная чемпионка Европы, шестикратная чемпионка мира, мастер международного класса по каратэ Нелли Николенко; десятикратный чемпион Украины, многократный чемпион Европы и мира Геннадий Куприенко; двукратная чемпионка мира, чемпионка Европы Ольга Петрук; абсолютный чемпион Европы, чемпион мира Юрий Саглай; чемпион Европы, чемпион мира Владимир Шевченко; чемпион Европы, чемпион мира Сергей Кулага и другие. Из учеников Полякова вышли такие заметные ныне личности, как начальник следственного департамента СБУ генерал-лейтенант М. Герасименко, директор департамента внешней разведки Украины генерал-майор А. Наталуха, а также многие руководители и сотрудники спецподразделения по борьбе с терроризмом и защиты участников уголовного судопроизводства.
Связь с учениками не прерывается. До сих пор Владимир Андреевич тренирует команду ветеранов — как я понял, это своеобразный клуб, где уже взрослые воспитанники Полякова не только поддерживают физическую форму, но и подпитываются своеобразной духовной атмосферой. При клубе действуют литературная студия и студия изобразительного искусства, читаются лекции о здоровом образе жизни (правильном питании, медитации, концентрации и пр.).
Духовность Поляков понимает в своем ключе: «Духовность — это не торопливое падение на колени и рьяное вознесение трехперстного крестного знамения от лба до пят. Духовность — это состояние души, и никому не дано права стоять между нашей душой и вселенским разумом, между его информационными, торсионными энергополями!»
Всего тем на форумах 180745
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65081
Последний зарегистрированный пользователь beredis
Гость к
Великий Человек. Отличный учитель. Спасибо Вам за все.
Лоботомист для свидомых
Классный дядька. Почетный сумчанин.
Башкавитый
Побольше таких людей Украина была бы первой а не последней.Сделал больше для Украинского спорта ,чем все продажные спортивные чиновники вместе взятые.
участник ряда событий
( не все, так было, как написано много преувеличено
Владимир Руденко
Владимир Поляков! не просто тренер. Поляков, УЧИТЕЛЬ!!! Сейчас в городе есть хорошие тренера,а настоящих учителей очень мало. Мне приятно что я знаком с этим Человеком,и радуюсь что Владимир Дмитриевич в свои 75-лет полон жизненной энергии,творчества по другим направлениям. Хочется пожелать-что бы ученики В.Полякова добились цели- и в городе была открыта школа их учителя-тренера. Всё в этой жизни нужно делать вовремя! А время пришло.
2. я, хорошо знал Валентина Угнича,тренеровался с этим человеком,уважал как тренера. Валентин один из первых учеников В.Полякова. Светлая память Валентину.
Морозов Роман
Учитель с большой буквы. Спасибо ему
Овчинников Виктор
Начал заниматься у Владимира Андреевича в 1976 г., будкчи курсантом Сумского ВАКУ. Приезжал к нему, привозил своих учеников. Сумская школа Ней-Конь-Чанг- сильнейшая в мире. У меня есть с чем сравнивать.
Просветленный
Иногда небо посылает на Землю Ботхисатхв...
И спасибо ему за это...
Кстати, для Владимира Руденко, Поляков Андреевич, а не Дмитриевич)