Сумские рекламисты: «Мы не хотим в Сумах Зимбабве»

Сумские рекламисты считают: своеволие местных чиновников и беспредел на рынке внешней рекламы надо прекращать путем внесения изменений в Закон Украины «О рекламе», иначе сумчане скоро не узнают свой город.

Верховная Рада наконец-то включила в повестку дня от 1 ноября 2016 года  законопроекты 2702 и 2702-1 (подготовленные еще в прошлом году), которые призваны урегулировать хаос, царящий на рынке внешней рекламы. Примут ли их – покажет текущая сессия ВР.

Согласно законопроектам, процедура выдачи разрешений должна быть унифицирована (с учетом зонирования), чтобы не было злоупотреблений. Чтобы наконец-то на уровне закона был утвержден перечень документов, которые надо подать для получения разрешения, тем самым прекратить произвол на местах. Его результат очевиден всем: в Сумах достаточно пройти, к примеру, по ул. Набережная р.Стрелки, обратив внимание сначала на универмаг «Киев», потом на фасады домов с другой стороны улицы.

К общему знаменателю

Пути законодательного урегулирования в сфере внешней рекламы сумские операторы и предприниматели обсудили с экспертами из Киева, Винницы и Полтавы. Цель деловой встречи за круглым столом, состоявшейся в конце октября, – проанализировать в экспертной среде готовящиеся изменения в Закон Украины «О рекламе», чтобы он «шел в ногу» с двумя другими законами – о разрешительной системе и о предоставлении админуслуг.

- В Сумах есть действенная активная бизнес-коалиция. Несмотря на то, что наша программа в Сумах не работает, мы решили приехать и поделиться своими наработками. Нам важно собрать положительные идеи, которые позволят двигаться дальше, - отметил старший эксперт Программы USAID «Лидерство в экономическом управлении» Любомир Чорний (Программа призвана выявлять административные и регуляторные барьеры, мешающие развитию малого и среднего бизнеса, и преодолевать их путем законодательных инициатив и оптимизации регуляторных процедур).

- Изменения в Закон должны быть очень качественными и эффективными, т.к. операторам наружной рекламы придется по этим правилам работать каждый день. Нам нужны не шашечки, а ехать, - сказала Кира Захарова, член Всеукраинской ассоциации операторов внешней рекламы Украины, представляющая сумское рекламное агентство «Фабрика рекламы». – Законодателю надо работать в двух направлениях: первое – ограничение полномочий власти и параллельно второе – повышение ответственности за невыполнение своих функций. 

Как рассказала председатель общественной организации «Ассоциация рекламистов Сумщины» Наталия Люлько, большинство проблем исходит от городской власти: жизнь операторов легальной рекламы усложняется, а нелегальная – процветает.

- Последний демонтаж незаконной рекламы был полгода назад, - напомнила она, возмущаясь коллективной безответственностью сумских чиновников. - Постановление Кабмина об обязательности электронной базы не выполняется. Разрешения не выдаются… Но самое переживательное в новом законодательстве – это конкурсы. Все знают, как они выписываются под определенных людей. 

В то время как сумские рекламисты в один голос говорили, что конкурсы – это их погибель, киевские гости наоборот настаивали на их необходимости.

- Не спешите сами себя зарегулировать, - убеждалЛ.Чорний. – В каждом человеке растет маленький негодяй. И он быстро вырастет, если вы ему дадите полномочия распоряжаться вами. Если пустите государство в регулирование, места для вас там вскоре не останется. Все понимают, что конкурс небезопасен. Возможно, эту процедуру придется отложить на 2-3 года. Конкурс – это всего лишь механизм, и мы четко можем оговорить, когда он применяется. Абсолютно на все распространять процедуру конкурса нельзя.    

Еще и двоевластие

Сумские операторы рынка внешней рекламы жалуются, что не могут согласовать с городскими властями даже сроки согласования, не то чтобы получить разрешение. Это становится проблемой не только операторов рекламного бизнеса, а и среднего и малого бизнеса в целом, ведя к ухудшению условий ведения предпринимательской деятельности. 

- Органы местного самоуправления, пользуясь несогласованностью между законами, начинают усложнять процедуру. Раньше согласование длилось 2-3 месяца. Сейчас я не могу спрогнозировать результат. Я уже деньги повозвращал заказчикам. Пробиться через все эти препоны нереально. Что это такое? Где же логика? Открывается магазин, а вывеска через два года?! Это нормально?! Вывеску повесить нельзя, свою деятельность прорекламировать нельзя?! Я согласовать не могу, а вот это где-то согласовывается?! –  возмущается руководитель ООО "Рекламная группа Регион" Владимир Рудыка, показывая изображение огромного баннера, закрывающего весь фасад здания на Набережной р.Стрелки, прибитого гвоздями. – Идешь по городу и удивляешься: как-то люди это согласовывают. Естественно, при такой системе лучше не согласовывать, повесить и будь, что будет. Отсюда и качество. Понимая, что конструкция нелегальная и в любой момент могут заставить демонтировать, зачем делать качественный продукт.

- Если давить легальную рекламу, все больше будет появляться нелегальной. Скоро будем жить в такой пестроте, как в Зимбабве. У бизнеса сейчас нет возможности заявить о себе, значит - он будет клеить объявления на столбах, на деревьях, девочки и мальчики будут массово раздавать рекламки,.. - прогнозирует советник городского головы по визуальной рекламе Николай Зигуненко.    

Главный архитектор Сум Андрей Кривцов сообщил, что намерен заняться самовольной рекламой на универмаге «Киев», назвав ТЦ рекламной клоакой и набережной р.Стрелки. Из имеющихся рычагов влияния – максимальный штраф в 850 грн. «Каждую неделю будем штрафовать, пока не поймут», - обещает главный архитектор.

Сумские рекламисты сетуют, что к скопившимся за два года проблемам, добавилось еще и двоевластие – сейчас в Сумах два главных архитектора, два начальника и два состава департамента градостроительства и архитектуры (новых назначили, а старые восстановились в судебном порядке). Теперь добиться чего бы то ни было совершенно невозможно - недоступна процедура получения разрешений, непонятны и правила их выдачи, размыты разграничения между рекламой как таковой и средствами идентификации (вывески, указатели и пр.).

Гости подтвердили, что аналогичная ситуация по всей стране, включая столицу.

- В Киеве с рекламой ужас: срок получения разрешения – два года. Какой смысл подавать документы? Предприниматели самовольно размещают рекламу и решают проблемы по мере поступления. А это значит - рынок становится просто неконтролируемым, - отметил эксперт программы, представитель Коалиции МСБ «Фортеця» Александр Плива. – С другой стороны: если дом частный, есть владелец, который согласен на размещение рекламы, при чем тут чиновник? Если во вмешательстве чиновника нет необходимости, его нужно убрать. В этом и состоит упрощение.

В чем новаторство

Группа экспертов, работающая по Программе Агентства США по международному развитию (USAID) «Лидерство в экономическом управлении», создала отдельный раздел Закона «О ракламе», который позволяет многое вписать, не нарушая его целостности, в то время как другие предложения касаются внесения изменений в статью.

В первом блоке вводится разграничение понятий рекламы и средств идентификации. Для последних предлагается безразрешительный порядок размещения.

Второй блок прописывает унификацию процедур и приведение их в соответствие с законами о разрешительной системе и о предоставлении админуслуг.

Третий блок посвящен предсказуемости и упорядочиванию размещения внешней рекламы. Предусматривается публичное планирование размещения и прозрачные схемы выдачи разрешений. Ограничивать влияние рекламы на культурно-историческую среду городов предлагается через процедуру зонирования и введения классификатора рекламоносителей, который должен иметь добровольный, местный характер и разрабатываться прозрачно с участием общественности.

Четвертый блок касается выдачи разрешений и контроля размещения рекламоносителей по принципу «по умолчанию» (если делаешь, как написано, получать разрешения и платить не надо).  Кроме того, определяется четкая процедура демонтажа. Эксперты считают целесообразным рекомендовать местным советам делегировать функцию выдачи разрешений и контроля размещения рекламоносителей профильному управлению. Сейчас этим занимается исполком - коллегиальный орган, по сути, не несущий ответственности за результаты голосования. Да и какое может быть голосование, если есть нормы законодательства и факт соответствия им, либо не соответствия? Порядок выдачи разрешений будет унифицирован и утвержден Кабмином (а не местным чиновником).

При этом эксперты выделяют четыре зоны регулирования: в населенном пункте, за его пределами, в пределах дорог, на памятниках.

– Законопроект 2702 уже включен в повестку дня. У нас есть два пути: первый - инкорпорировать наши предложения в данный законопроект, либо второй (более долгий с риском на выходе измениться до неузнаваемости) – идти через Кабмин, - резюмировал эксперт Денис Базилевич.

- Мы находимся в начале большого пути. Если взяться всем вместе и идти к цели, то она будет достигнута, - подытожила руководитель Сумской областной общественной организации «Союз предпринимателей, арендаторов и собственников Сумской области». Светлана Иченская и в доказательство привела пример проблемного участка дороги Сумы-Киев, в ремонт которого вначале мало кто верил, тем не менее, он уже подходит к концу.

view counter

Статистика

Всего тем на форумах 180597
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65071
Последний зарегистрированный пользователь beredis

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.