Верховная Рада наконец-то включила в повестку дня от 1 ноября 2016 года законопроекты 2702 и 2702-1 (подготовленные еще в прошлом году), которые призваны урегулировать хаос, царящий на рынке внешней рекламы. Примут ли их – покажет текущая сессия ВР.
Согласно законопроектам, процедура выдачи разрешений должна быть унифицирована (с учетом зонирования), чтобы не было злоупотреблений. Чтобы наконец-то на уровне закона был утвержден перечень документов, которые надо подать для получения разрешения, тем самым прекратить произвол на местах. Его результат очевиден всем: в Сумах достаточно пройти, к примеру, по ул. Набережная р.Стрелки, обратив внимание сначала на универмаг «Киев», потом на фасады домов с другой стороны улицы.
Пути законодательного урегулирования в сфере внешней рекламы сумские операторы и предприниматели обсудили с экспертами из Киева, Винницы и Полтавы. Цель деловой встречи за круглым столом, состоявшейся в конце октября, – проанализировать в экспертной среде готовящиеся изменения в Закон Украины «О рекламе», чтобы он «шел в ногу» с двумя другими законами – о разрешительной системе и о предоставлении админуслуг.
- В Сумах есть действенная активная бизнес-коалиция. Несмотря на то, что наша программа в Сумах не работает, мы решили приехать и поделиться своими наработками. Нам важно собрать положительные идеи, которые позволят двигаться дальше, - отметил старший эксперт Программы USAID «Лидерство в экономическом управлении» Любомир Чорний (Программа призвана выявлять административные и регуляторные барьеры, мешающие развитию малого и среднего бизнеса, и преодолевать их путем законодательных инициатив и оптимизации регуляторных процедур).
- Изменения в Закон должны быть очень качественными и эффективными, т.к. операторам наружной рекламы придется по этим правилам работать каждый день. Нам нужны не шашечки, а ехать, - сказала Кира Захарова, член Всеукраинской ассоциации операторов внешней рекламы Украины, представляющая сумское рекламное агентство «Фабрика рекламы». – Законодателю надо работать в двух направлениях: первое – ограничение полномочий власти и параллельно второе – повышение ответственности за невыполнение своих функций.
Как рассказала председатель общественной организации «Ассоциация рекламистов Сумщины» Наталия Люлько, большинство проблем исходит от городской власти: жизнь операторов легальной рекламы усложняется, а нелегальная – процветает.
- Последний демонтаж незаконной рекламы был полгода назад, - напомнила она, возмущаясь коллективной безответственностью сумских чиновников. - Постановление Кабмина об обязательности электронной базы не выполняется. Разрешения не выдаются… Но самое переживательное в новом законодательстве – это конкурсы. Все знают, как они выписываются под определенных людей.
В то время как сумские рекламисты в один голос говорили, что конкурсы – это их погибель, киевские гости наоборот настаивали на их необходимости.
- Не спешите сами себя зарегулировать, - убеждалЛ.Чорний. – В каждом человеке растет маленький негодяй. И он быстро вырастет, если вы ему дадите полномочия распоряжаться вами. Если пустите государство в регулирование, места для вас там вскоре не останется. Все понимают, что конкурс небезопасен. Возможно, эту процедуру придется отложить на 2-3 года. Конкурс – это всего лишь механизм, и мы четко можем оговорить, когда он применяется. Абсолютно на все распространять процедуру конкурса нельзя.
Сумские операторы рынка внешней рекламы жалуются, что не могут согласовать с городскими властями даже сроки согласования, не то чтобы получить разрешение. Это становится проблемой не только операторов рекламного бизнеса, а и среднего и малого бизнеса в целом, ведя к ухудшению условий ведения предпринимательской деятельности.
- Органы местного самоуправления, пользуясь несогласованностью между законами, начинают усложнять процедуру. Раньше согласование длилось 2-3 месяца. Сейчас я не могу спрогнозировать результат. Я уже деньги повозвращал заказчикам. Пробиться через все эти препоны нереально. Что это такое? Где же логика? Открывается магазин, а вывеска через два года?! Это нормально?! Вывеску повесить нельзя, свою деятельность прорекламировать нельзя?! Я согласовать не могу, а вот это где-то согласовывается?! – возмущается руководитель ООО "Рекламная группа Регион" Владимир Рудыка, показывая изображение огромного баннера, закрывающего весь фасад здания на Набережной р.Стрелки, прибитого гвоздями. – Идешь по городу и удивляешься: как-то люди это согласовывают. Естественно, при такой системе лучше не согласовывать, повесить и будь, что будет. Отсюда и качество. Понимая, что конструкция нелегальная и в любой момент могут заставить демонтировать, зачем делать качественный продукт.
- Если давить легальную рекламу, все больше будет появляться нелегальной. Скоро будем жить в такой пестроте, как в Зимбабве. У бизнеса сейчас нет возможности заявить о себе, значит - он будет клеить объявления на столбах, на деревьях, девочки и мальчики будут массово раздавать рекламки,.. - прогнозирует советник городского головы по визуальной рекламе Николай Зигуненко.
Главный архитектор Сум Андрей Кривцов сообщил, что намерен заняться самовольной рекламой на универмаге «Киев», назвав ТЦ рекламной клоакой и набережной р.Стрелки. Из имеющихся рычагов влияния – максимальный штраф в 850 грн. «Каждую неделю будем штрафовать, пока не поймут», - обещает главный архитектор.
Сумские рекламисты сетуют, что к скопившимся за два года проблемам, добавилось еще и двоевластие – сейчас в Сумах два главных архитектора, два начальника и два состава департамента градостроительства и архитектуры (новых назначили, а старые восстановились в судебном порядке). Теперь добиться чего бы то ни было совершенно невозможно - недоступна процедура получения разрешений, непонятны и правила их выдачи, размыты разграничения между рекламой как таковой и средствами идентификации (вывески, указатели и пр.).
Гости подтвердили, что аналогичная ситуация по всей стране, включая столицу.
- В Киеве с рекламой ужас: срок получения разрешения – два года. Какой смысл подавать документы? Предприниматели самовольно размещают рекламу и решают проблемы по мере поступления. А это значит - рынок становится просто неконтролируемым, - отметил эксперт программы, представитель Коалиции МСБ «Фортеця» Александр Плива. – С другой стороны: если дом частный, есть владелец, который согласен на размещение рекламы, при чем тут чиновник? Если во вмешательстве чиновника нет необходимости, его нужно убрать. В этом и состоит упрощение.
Группа экспертов, работающая по Программе Агентства США по международному развитию (USAID) «Лидерство в экономическом управлении», создала отдельный раздел Закона «О ракламе», который позволяет многое вписать, не нарушая его целостности, в то время как другие предложения касаются внесения изменений в статью.
В первом блоке вводится разграничение понятий рекламы и средств идентификации. Для последних предлагается безразрешительный порядок размещения.
Второй блок прописывает унификацию процедур и приведение их в соответствие с законами о разрешительной системе и о предоставлении админуслуг.
Третий блок посвящен предсказуемости и упорядочиванию размещения внешней рекламы. Предусматривается публичное планирование размещения и прозрачные схемы выдачи разрешений. Ограничивать влияние рекламы на культурно-историческую среду городов предлагается через процедуру зонирования и введения классификатора рекламоносителей, который должен иметь добровольный, местный характер и разрабатываться прозрачно с участием общественности.
Четвертый блок касается выдачи разрешений и контроля размещения рекламоносителей по принципу «по умолчанию» (если делаешь, как написано, получать разрешения и платить не надо). Кроме того, определяется четкая процедура демонтажа. Эксперты считают целесообразным рекомендовать местным советам делегировать функцию выдачи разрешений и контроля размещения рекламоносителей профильному управлению. Сейчас этим занимается исполком - коллегиальный орган, по сути, не несущий ответственности за результаты голосования. Да и какое может быть голосование, если есть нормы законодательства и факт соответствия им, либо не соответствия? Порядок выдачи разрешений будет унифицирован и утвержден Кабмином (а не местным чиновником).
При этом эксперты выделяют четыре зоны регулирования: в населенном пункте, за его пределами, в пределах дорог, на памятниках.
– Законопроект 2702 уже включен в повестку дня. У нас есть два пути: первый - инкорпорировать наши предложения в данный законопроект, либо второй (более долгий с риском на выходе измениться до неузнаваемости) – идти через Кабмин, - резюмировал эксперт Денис Базилевич.
- Мы находимся в начале большого пути. Если взяться всем вместе и идти к цели, то она будет достигнута, - подытожила руководитель Сумской областной общественной организации «Союз предпринимателей, арендаторов и собственников Сумской области». Светлана Иченская и в доказательство привела пример проблемного участка дороги Сумы-Киев, в ремонт которого вначале мало кто верил, тем не менее, он уже подходит к концу.
Всего тем на форумах 180597
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65071
Последний зарегистрированный пользователь beredis