Как переименовать улицы Сум: дело в шляпе?

Недовольство, назревающее в связи с переименованием улиц в Сумах, – закономерный результат неправильного менеджмента. Так считает кандидат экономических наук докторант кафедры управления СумГУ Сергей Гливенко

- В данный процесс изначально была заложена мина замедленного действия. Прежде чем приступать к изменению топонимики, надо было принять программу, где прописать правила, которые свели бы до минимума субъективный фактор и волюнтаризм. Это упущение законодателя обязательно надо было компенсировать на уровне местного самоуправления. Следовало выработать четкие и приемлемые для громады принципы работы по переименованию и алгоритм действий, - утверждает Сергей.

Мы решили встретиться с молодым ученым и подробней узнать о его предложениях.

Сумчанин с деда-прадеда Сергей Гливенко пытался донести свою точку зрения рабочей группе при Сумском горсовете, которая с августа прошлого года занималась формированием списка топонимов в рамках декоммунизации. Он приходил на одно из заседаний с готовым пошаговым планом действий. Но безрезультатно. Члены комиссии – в большинстве своем историки и краеведы – не посчитали нужным прислушаться к мнению управленца. Возможно поэтому, когда сошлись разные аспекты - исторический (достойна или не достойна та или иная личность быть увековеченной в топонимике города), юридический (подпадает тот или иной топоним под действие Закона), социальный (нравится/не нравится жителям, сколько будет стоить и пр.) - список получился противоречивым. За две недели до истечения срока принятия решения городским головой (21 февраля) начались бурные дискуссии, на которых охотно пиарятся все, кому не лень. Даже коммунисты, против идеологии которых, собственно, и направлен данный Закон «Про засудження комуністичного та націонал-соціалістичного (нацистського) тоталітарних режимів в Україні та заборону пропаганди їхньої символіки».

«Можно ли построить новую страну старыми методами?»

- Нельзя бороться с коммунистическим прошлым, используя его же методы, - говорит Сергей Гливенко. - Декоммунизация должна начинаться с изменения приоритетов - для кого и для чего мы делаем этот шаг. Задача власти - работать сегодня ради завтра, а не менять вчера ради сегодня.

Когда-то простых жителей городов и сел Украины сделали гражданами Страны Советов, но советоваться с ними никто не собирался. Советские активисты и партийные деятели охотно крушили символы бывшей империи, разрушали храмы, переименовывали улицы, села, города и целые регионы. Чем все это закончилось, известно всем: советская империя рухнула - оставив после себя разруху - политическую, экономическую, а самое главное, идеологическую в головах большинства граждан бывшего СССР.

Советская власть навязывала свои символы и топонимы решениями партийных органов, для формальности иногда проводя их через делегированные избирательные органы. Что изменилось? Ничего. И не может измениться без построения реально действующих инструментов изучения и учета мнения жителей и потребностей громады.

Переименование улиц – это такой же процесс самоуправления громады. Но вместо самоуправления, вместо того, чтобы привлечь общественность к процессу принятия решений, все свелось к передаче формального права принятия решений из киевских офисов политических партий в их региональные представительства. Как решали раньше, так продолжают и теперь. Можно ли построить новую страну, если действовать старыми методами и штампами?

Четыре тезиса декоммунизации

Первый тезис. Общество хочет жить в комфортной среде, в том числе и информационной. В такой, где названия улиц, площадей, остановок, памятников архитектуры и прочие названия государственных и коммунальных учреждений не меняются постоянно после прихода к власти очередной партийной группы «реформаторов». Достичь этого можно, если главной ценностью считать спокойствие и комфорт жителей, в интересах которых и должна работать любая местная власть.

Второй тезис. Каждый город, село, регион в целом имеет право на самоидентичность, культурную и туристическую привлекательность. Достигается это работой и творчеством людей на протяжении длительного периода и только при условии сохранения достижений прошлых поколений. Уважение к собственной истории – это черта культурной нации. Историю надо знать, делать из нее выводы, иногда исправлять исторические ошибки или преступления. Именно в этом и заключается основная идея Закона о декоммунизации - не в наказании, а в исправлении ошибок.

Третий тезис. В определенный период истории в судьбе каждой нации происходят события, которые коренным образом меняют ее будущее. Такие события всегда связаны с конкретными личностями. Иногда это герои улиц или военные, иногда политики или философы, иногда ученые или деятели культуры. Но судьба этих людей и их влияние на нацию или отдельную территорию должны быть положительными и бесспорными. Тогда и только тогда имена этих людей могут стать символами и быть использованы в качестве топонимов.

Четвертый тезис. Мнение жителей, их восприятие предложенных изменений должно быть главным критерием при принятии решений на уровне местного самоуправления. Нужны прозрачные и действенные механизмы предоставления обществу права коллективного решения. В современных условиях средствами электронного документооборота и использования интернет-ресурса несложно вести опрос общественного мнения по широкому кругу вопросов, проводить разъяснительную работу, организовывать коллективные обсуждения и принятия решений, сначала рекомендательного характера, а затем и как нормы прямого действия. Низкая активность сумчан обусловлена именно тем, что отсутствует четкая и понятная связь между мнением жителя и соответствующими решениями должностных или выборных лиц местного самоуправления.

Четыре приоритета

В процессе переименования улиц Сергей Гливенко предлагает руководствоваться следующими принципами:

1. Исторической справедливости. Там, где имеется историческое название, не надо ничего выдумывать.

2. Имиджевой привлекательности. Новые названия должны способствовать созданию культурного облика города и его туристической привлекательности.

3. Признания заслуг перед городом. Переименование может проводиться в честь знаковой для города личности в отдельных случаях. С новыми именами, которые на слуху сейчас, лучше не спешить.

4. Учета общественного мнения. Решение должно приниматься после широкого обсуждения, и предложения должны поступать от жителей, а не только от отдельных специалистов.

Три этапа переименования

Что касается последовательности действий. Первым делом нужно было определить и обнародовать четкий и окончательный перечень улиц, подпадающих под действие Закона о декоммунизации. Это сняло бы все юридические вопросы, не опуская их на уровень непрофессиональной дискуссии и политического пиара, как это сейчас происходит. Если бы заранее был список улиц, подлежащих переименованию, сумчане обсуждали бы этот вопрос активней, а так люди сидят и ждут, «в кого переименуют их улицу». Чтобы избавить сумчан от разных «страшилок», власть должна была провести информационную кампанию, объяснив людям, что при переименовании улиц у них не возникнет ни финансовых затрат, ни проблем с документами.

Затем исполнение Закона о декоммунизации можно было разделить на три этапа.

На первом этапе обозначить историческое ядро города и проинформировать горожан о намерении вернуть старым улицам, подпадающим под Закон, их прежние названия. Опираясь на исторические документы и в сотрудничестве с краеведами утвердить первый пакет названий. Это можно сделать довольно-таки быстро, уложившись в срок до 21 февраля. Как показывает практика, к возврату исторических названий общественность относится более лояльно, чем к новым именам.

Затем составить список улиц, которые должны быть переименованы, но не имеют исторических названий, и в результате широкого обсуждения с помощью интернет-ресурса горсовета создать базы возможных новых названий. Я предлагаю разделить эти улицы на две категории - большие (главные, магистральные) улицы, за которые отвечает город, и дворовые, т.н. свои, в благоустройстве которых решающую роль играют сами жители.

Целесообразно вторым пакетом переименовывать большие, важные для города улицы. Таковых не больше 20, и этот этап можно пройти за первое полугодие 2016 года. Варианты предложений по каждой улице должны быть вынесены на рассмотрение экспертов. Главными принципами при формировании рекомендационного списка названий должны служить имиджевая привлекательность и признание заслуг перед городом.

С третьим пакетом вообще не стоит спешить и что-либо навязывать. Процесс переименования мелких улиц можно расписать на несколько лет. Первоочередное право выбирать название своей улицы должно быть предоставлено самим жителям. От власти (в частности, от депутатов горсовета) требуется создать условия для волеизъявления и затем путем подсчета голосов выбрать приоритетное название.

К сожалению, имеем «письмо Шарика»

Если бы этот план приняли в сентябре-октябре прошлого года, все были бы довольны: чиновники отчитались бы о выполнении Закона, горожане получили бы новые названия центральных и больших улиц, а политики и общественные активисты работали бы на маленьких улицах. А сейчас, если переименуют сразу несколько десятков улиц, все мы на какое-то время можем оказаться в незнакомом городе, как это было при введении новой транспортной схемы.

Существует понятие «информационный комфорт» общества, который может быть нарушен массовым и разовым актом переименования, ведь никто из принимающих решение не учитывает ни степень инертности мышления людей, ни общие муниципальные затраты на сопровождение этого процесса, ни индивидуальные затраты бизнеса на обновление всех информационных и юридических аспектов.

Кроме того, полученный «предварительный список» очень напоминает известное «письмо Шарика» из мультфильма о Простоквашино - писали все понемногу и о том, что важно для каждого в отдельности. Также в этом списке просматривается результат влияния отдельных политических сил, общественных групп, депутатов разных созывов и пр. Такой несистемный подход закладывает основы конфликтности данного решения, скорого пересмотра в будущем, а значит, снова создания неудобств жителям города из-за непредсказуемости действий городских властей.

Отсутствие четкого плана действий, привычка «решений-договорняков» и «пакетного голосования», неготовность и неумение реагировать на критику - свидетельство нарушения базовых законов управления на уровне местного самоуправления. А нарушение экономических законов и законов управления так же чревато последствиями, как и нарушение законов физики.

К сведению: Мэр Сум примет решение о переименовании улиц в обозначенный законодательством срок, и уже не видит необходимости советоваться с общественностью.

Александр Лысенко отменил заседание инициативной группы жителей, которая по его же инициативе была создана по итогам т.н. общественных слушаний, проведенных сумской организацией партии «ДемАльянс». Напомним, что данное мероприятие из-за плохой организации не смогло пройти в конструктивном русле.

Как сообщили в «ДемАльянсе», 15 февраля заместитель городского головы Виктор Волонтырец прислал письмо, в котором пишет, что А.Лысенко не видит необходимости в проведении еще одного собрания, т.к. достаточно проинформирован для определения списка улиц, подлежащих переименованию.

«Подготовленный рабочей группой список улиц, безусловно, содержит названия, которые не имеют привязки к нормам законодательства о «декоммунизации», - говорится в письме. А.Лысенко заверяет, что мнение громады будет учтено и решение принято в установленный срок и в рамках законодательства – будут изменяться лишь те топонимы, которые имеют отношение к тоталитарным режимам. Подписанный документ будет опубликован на официальном сайте Сумского горсовета и в СМИ. Кроме того, будут предоставлены детальные разъяснения дальнейших действий в связи с изменением названий улиц. Остальные названия, предложенные рабочей группой при горсовете, будут вынесены на общественное обсуждение по процедуре Закона «Про присвоєння юридичним особам та об’єктам права власності, які належать імен (псевдонімів) фізичних осіб, ювілейних та святкових дат, назв і дат історичних подій».

По словам депутата горсовета Максима Галицкого, как ему стало известно, окончательный список на переименование мэр собирается подписать 19 февраля. Из больших улиц в нем однозначно не будет пр.Курского, который нардеп Олег Медуница предлагал переименовать в им.Степана Бандеры, ул.Набережной р.Стрелка на Нестора Махно (по сути ее в списке рабочей группы и не было). Улица 20 лет Победы, которую хотели назвать в честь Иоанна Павла II – тоже под большим вопросом.  Кроме того, не попадают в окончательный список до двух десятков маленьких улиц. Консультации на уровне правового управления горсовета продолжаются.       

Вячеслав Киричок

Якщо виконувати тези, етапи, пріоритети Гливенка, вулиці не будуть перейменовані ніколи.

Як  діяв Хрущов? Закілька днів демонтували "сталінів" по всій радянській імперіїї і небо не впало на змлю.

Я пам'ятаю той час. Ніяких протестів, всі сприйняли "сталінопад" як належне.

Інша справа, що не працювали місцеві ради, а саме на них покладалась відповідальність за декомунізацію у перші шість місяців дії закону. Що заважало оганізувати депутатів на розясненення закону на тих вулицях міст, жителі яких вибрали їх депутатами? Можно було у багатоквартирних будинках знайти активних людей, які провели б у них опитування щодо можливих назв вулиць. Можна було підключити на роз'яснення закону місцеве радіо, телебачення, опублікувати у місцевій пресі всі назви вулиць, які підлягають перемйменуванню.

view counter

Статистика

Всего тем на форумах 180650
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65073
Последний зарегистрированный пользователь beredis

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.