29 марта в Сумской муниципальной галерее прошла экспертная дискуссия на тему: «Экологические стандарты Европейского Союза и оценка возможностей модернизации системы ЖКХ в Сумах». Прежде всего, собравшихся интересовали евростандарты в применении к Сумской ТЭЦ.
Первым слово взял кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной экологии СумГУ Дмитрий Лазненко, который предметно занимается вопросами экологии в Центре энергоэффективных технологий СумГУ.
– Если говорить об истории формирования экологического законодательства в Украине, следует отметить, что основная нормативная база была создана еще в советские времена. И до сих пор очень большая доля документов, хоть и с изменениями, нам досталась от Советского Союза. При этом Украина декларирует активный переход к европейским нормам, к внедрению европейского опыта. Принят целый ряд директив, подписаны протоколы и т.д.
Если посмотреть с точки зрения только одного аспекта – это регулирование промышленных предприятий, то здесь нужно обратить внимание на несколько направлений.
Во-первых, разрешительные процедуры, а это изменение в подходах нормирования. Какие-то из них более жестче, какие-то мягче. Здесь предприятия разделяются на категории по степени нагрузки на окружающую среду, и в зависимости от увеличения нагрузки, увеличиваются требования к тем или иным предприятиям.
Во-вторых, нормирование нагрузки в частности на атмосферный воздух в Украине осуществляется исходя из краткосрочного интервала в 20 минут. В ЕС же применяется подход, рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения. Его суть заключается в оценке годового периода и минимизации рисков в более долгосрочном интервале. Это приводит к некоторому снижению пороговых нагрузок, если сравнивать с украинскими.
В-третьих, европейский опыт сводится к строгости выполнения норм в отличие от нашего пути. Если в Украине на сегодняшний день мы можем получать временные разрешения, декларировать постепенный переход к улучшению, то Европа эту фазу уже прошла.
Дальше следует повышение роли общественности при выдаче разрешительных документов. На сегодняшний день в Украине мы имеем информирование общественности, в Европе общественность принимает более тесное участие при обсуждении тех или иных аспектов, связанных с нагрузкой на окружающую среду.
Также немаловажный вектор – это упрощение административных процедур и регуляторной нагрузки, которая обусловлена различными контролирующими органами. По Украине комментировать нет смысла – пока этого не наблюдается.
Что касается подходов к регулированию нагрузки на окружающую среду, в Украине еще со времен СССР отдается приоритет подходам, которые направлены на решение проблем на «конце трубы». То есть мы анализируем, где какие поставить фильтры, очистные установки, как утилизировать либо уничтожить отходы, которые образовались. Европейский подход сосредоточен на предотвращении проблемы, и акценты делаются не на «трубу», а на технологию. Если мы боремся с выбросами, то мировая практика говорит о том, что в первую очередь мы должны думать о том, как предотвратить нагрузку.
Еще не нужно забывать о доступе общественности к экологической информации. Суть в том, что на крупные предприятия накладываются обязательства по установке систем мониторинга и обеспечение доступа общественности в постоянном режиме к информации о текущей нагрузке и сравнение ее с нормативными показателями.
Это и есть те векторы, которые обусловлены внедрением тех директив, которые подписала и ратифицировала Украина. Это два основных документа – Директива о комплексном предотвращении и контроль загрязнений и Директива об ограничении выброса некоторых загрязняющих веществ от крупных установок сжигания.
А чтобы эти директивы работали, уже в Украине принят целый ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют ту или иную деятельность и направлены на выполнение соответствующей директивы.
Начальник управления жилищно-коммунальной политики Сумского городского совета Ярослав Куц в целом согласился с мнением эксперта, подчеркнув, что именно сфера ЖКХ в достаточно большой степени связана с экологией.
– Экологическая составляющая делится на две части: то, что природой балансируется, и то, что не балансируется, – считает г-н Куц. – Человек выдыхает углекислый газ, природа компенсировала этот процесс фотосинтезом. А вот то, что происходят выбросы от промышленных предприятий, природа компенсировать не в состоянии. Поэтому этим должны заняться те, кто искусственно создал эти выбросы. То есть люди. Это же касается и ЖКХ, и Сумской ТЭЦ в частности. Если ее не модернизировать, то только с учетом компенсации выбросов. Однако это не может быть проблемой только государства, или отдельного человека. Нужно решать проблему сообща – и государство, и люди, и местное самоуправление.
Гендиректор ООО «Сумытеплоэнерго» Леонид Пляцук выразил готовность заниматься модернизацией сумской ТЭЦ. Окупаемость нового энергоблока, в который инвесторы готовы вложить 80 миллионов евро, может быть достигнута за 7-9 лет за счет электросоставляющей станции.
– Инвестору интересен этот проект, – заверил г-н Пляцук. – Мне тоже как жителю города хочется, чтобы Сумы были чище. Есть технологии, позволяющие уменьшить выбросы до указанных в евродирективах. В Чехии, в Германии они уже действуют. Поэтому мы готовы им заниматься на благо громады Сум.
В любом случае, быть или не быть модернизации Сумской ТЭЦ решать сумским депутатам, на плечи которых ложиться ответственность за будущее города. ®
Всего тем на форумах 179681
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65033
Последний зарегистрированный пользователь beredis
КЕШ
Какая экология . Бабло отмыть надо и с горожан заработать. Вешают лапшу . У нас только одна труба на Химпроме дает в сотни раз больше отравы чем ТЭЦ. Только там почему то никто нге собирается за экологию бороться. ...........................
западлянец
В сухом остатке эростандарты очень просты - запаковать заводы и фабрики в контейнеры и отправить в Китай
А за что тогда жить?
Очень просто, оъявить ливийские деньги в западлянских банках кадафовскими и всё отобрать.
Мало?
Обнулить счета олигархов на Кипре.
Шостка
А затем,согласно "декларации стратегического развития транспортной системы Евросоюза" перевести ВСЕ ж\д страны с колеи шириной 1524 мм на 1435 мм - всего-то 30 тыс км полотна.Гы-гы ))
Lizer
Да меня эти евростандарты уже достали, производство стоит, говорят что пока не получу стандарт ISO 14001 и не дадут разрешение на запуск. А людям деньги нужно платить, у меня есть обязательства перед контрагентами. И некому дела нет. Прикрыли и все.
Alexsandr
Да просто бабки требуют и все.
Матерый
Можете обратится в ТПП или в частную организацию, которая быстрей поможет с сертификацией. Я в свое время обращался в ООО «ЕВРОСТАНДАРТСЕРТИФИКАЦИЯ» https://eustce.com/ru/ что бы мне помогли с сертификацией производства по экологическим стандартам Европы. Это было трудно. Мы готовили пакет документ. Приходил ответственный человек все проверял. Давал свои рекомендации. Потом мы снова готовили новый пакет документов. И снова переделывали. Так было почти пол года. Когда мы прошли сертификацию это был настоящий праздник и открыло большие горизонты для бизнеса.