«Воздух» для Сум

Когда-нибудь гордость города и области, Сумской аэропорт, возможно, обретет второе дыхание благодаря арендаторам с иностранным капиталом

В чартерном режиме… Пока?

По словам директора ОКП «Аэропорт Сумы» Николая Журавля, на сегодняшний день единственным самолетом, который базируется на предприятии, является Як-40 Сумского НПО им. Фрунзе. Тем не менее взлетно-посадочная полоса, служба авиационной безопасности и другие службы прошли сертификацию, что позволяет нашему аэропорту принимать чартерные рейсы. Правда, новое здание аэро-вокзала давно утратило свою новизну и пребывает в аварийном состоянии, а перед ним устроили палаточный вариант пассажиро-приемника.

Но в скором времени аэропорт может обрести второе дыхание. Во всяком случае, на это надеется собственник объекта — Сумской облсовет, который 25 февраля этого года принял решение о передаче имущественного комплекса аэропорта в аренду на 25 лет.

Кому достанется право аренды, станет известно после конкурса, который в этом году проведет управление коммунального имущества облсовета.

Как мы уже писали, вполне возможно, что аэропорт получит английская компания «Shanti», которая уже работает с аэропортами в Виннице и Луцке, а недавно взяла в аренду аэропорт Кривого Рога. Об этом сообщил представитель компании Константин Выхристенко. Он не уточнил стоимость аренды, но добавил, что обычно таковая ежегодно составляет от 5 процентов суммы оценки аэропорта.

Напомним: «Шанти» претендует на аренду Сумского аэропорта и севастопольского аэродрома «Бельбек» на 25 лет, уже арендует аэропорт в Виннице, где в июне рассчитывает начать вкладывать инвестиции во взлетно-посадочную полосу.

— Инвестировать мы планируем за счет швейцарских кредитных средств, — сообщил г-н Выхристенко.

Он не уточнил, кто является владельцами его компании, отметив лишь, что среди них есть граждане Украины и Швейцарии.

Координатор проектов «Shanti» Евгений Сираш, выступая на сессии Сумского облсовета в феврале, поведал о планах своей компании по реконструкции аэропорта, строительства логистического центра и гостиничного комплекса.

Вслед за «Shanti» к областным властям обратилось украинское представительство бразильской компании «Embraer». Что ж, состоятельный арендатор был бы кстати, учитывая, что Сумской аэропорт построен уже более четверти века назад и та же взлетно-посадочная полоса нуждается в ремонте — не говоря о других объектах.

Кстати, старый аэропорт, хотя и выглядит заброшенным, также работает: там находятся некоторые службы авиапредприятия. Но старая взлетная полоса давно отслужила свое, и, возможно, на этом месте построят новый сельскохозяйственный рынок (во всяком случае, с таким предложением недавно выступил начальник главного управления агропромышленного развития Владимир Ивченко).

Лучшие времена

В 70-е воздушный транспорт был для сумчан куда доступнее, чем сейчас. В 1975 г. из старого аэропорта начали летать реактивные Як-40 и Ан-24 в Ростов, Минеральные Воды и Сочи, а «кукурузники» доставляли население в райцентры Сумской области, так что самолеты составляли реальную конкуренцию автобусам и поездам. Ежедневно Сумской аэропорт принимал до 800 пассажиров.

Правда, уж очень зависели летчики от погоды: если шли дожди и грунтовая взлетно-посадочная полоса была мокрой, полеты отменялись. Поэтому в районе Тимирязевки началось строительство новой полосы с твердым покрытием и современным (на тот момент) оборудованием (в основном — чехословацкой фирмы «Тесла»), которое обеспечило бы прием любых турбовинтовых и реактивных самолетов, включая Ту-134, ночью и в сложных метеорологических условиях.

Полосу делали почти с ювелирной точностью: она должна была быть идеально ровной, чтобы на ней не образовывались лужи. К тому же, благодаря удаленности аэропорта от города, самолеты не беспокоили бы сумчан. В 1976 г. работа уже кипела. Над полосой работали ПМК №45 треста «Укрпром-стройэкскавация» и управление «Спецстрой», сооружения возвели силами треста «Сумжилстрой».

Регулярные рейсы из нового аэропорта начались летом 1978 г. Первым новой взлетно-посадочной полосы коснулось шасси турбовинтового самолета Ан-24. Чиновники из Украинского управления гражданской авиации признали полосу отличной.

Новый аэровокзал планировали построить позднее, а на первых порах решено было на автобусах доставлять пассажиров из старого аэровокзала или даже от агентства «Аэрофлота» на Петропавловской, 76.

Агентство открылось в недавно построенной высотке. Тут размещалось 6 кассиров, справочное бюро, что давало возможность обслуживать около 100 клиентов в час. Если раньше авиабилеты можно было заказать только за 10 дней до рейса, то теперь этот срок продлили до 15 дней. По телефону можно было бронировать авиабилеты в Киеве, Москве, Харькове, а также места в гостиницах этих городов и даже заказать такси. Для удобства пассажиров тут же открыли кассы автобусных и железнодорожных билетов.

Постсоветская эпопея

Как и все украинские аэропорты подобного масштаба, на рубеже 80-90-х гг., после развала СССР, аэро-порт «Сумы» стал убыточным. Причина, по словам Н.Журавля, простая: авиаперелеты стали не по карману рядовым украинцам. Годовой пассажиропоток Сумского аэропорта резко упал: если в 1980 г. он составлял 200 тыс. чел., то в 1990 г. — 104 тыс., 1995 г. — 2 тыс. чел.

И хотя все это время аэропорт не прекращал работу, внешние признаки жизни тут практически незаметны. Исключение — прибытие в Сумы воздушным транспортом политиков, высокопоставленных чиновников, спортсменов и некоторых других категорий «не пассажиров», для которых время дороже, чем деньги.

Уже десяток лет продолжаются попытки найти для аэропорта эффективного хозяина и задействовать мощности объекта. В 2002 г. аэропорт был передан из государственной собственности в собственность Сумского облсовета. Годом позже взялся было обслуживать два чартерных рейса, рассчитанных на сумчан: Донецк — Сумы — Симферополь и Одесса — Сумы. Но из восьми запланированных рейсов на Симферополь были выполнены только четыре: на борт Ан-24, рассчитанного на 48 мест, поднималось от силы 8-10 человек.

В 2006 г., когда прямое сообщение между Россией и Грузией прекратилось по инициативе России, грузины вынуждены были лететь в Москву через другие страны. В результате Сумской аэропорт принимал рейсы, но популярности у пассажиров они не получили. В 2007 г. даже вышел казус: Сумской аэропорт принял пассажиров, но это был не плановый прием — в Сумы по ошибке залетели те, кто собирался лететь из Батуми в Киев, однако из-за путаницы с рейсами сел не на тот самолет. Что касается плановых рейсов, то и они оказались невыгодными: на борт самолета, рассчитанного на 120 мест, поднималось только пару десятков человек.

В конце 2005 г. Сумской облсовет принял решение о передаче аэропорта в госсобственность. Смысл этого преобразования был в том, чтобы привлекать государственные средства для финансирования объекта. Но государство так и не приняло аэропорт.

Гость

на такой полосе только кукурузникам и садиться!

view counter

Статистика

Всего тем на форумах 180012
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65051
Последний зарегистрированный пользователь beredis

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.