Город с железнодорожной судьбой

Сумы вполне могли не стать областным центром, если бы в XIX в. цивилизация не пришла сюда с гудком паровоза.

У сумских железнодорожников начинается череда праздников: 4 ноября в Украине отмечают профессиональный праздник работников железных дорог.

1 декабря исполнится 60 лет со дня основания Сумской дирекции ж/д перевозок, а 8 января 2008 г. — 130 лет со дня прибытия первого поезда на станцию Сумы. Железная дорога дала Сумам выход в окружающий мир и толчок к развитию города.

"Сахарные" рельсы


Строительство участка железной дороги, который связал бы Сумы с другими городами Российской империи, началось не случайно. Как известно, в XIX в. наш город был центром сахароварения. Объемы производства сахара постепенно росли, и вот уже возить этот товар телегами стало неудобно. Поэтому сумские сахарозаводчики стали добиваться от правительства строительства сумской линии железной дороги. К примеру, в 1876 г. предводителем дворянства Сумского уезда Кондратьевым и крупными землевладельцами и сахарозаводчиками Харитоненко, Сухановым и фон Лорентцом на имя министра путей сообщения была отослана телеграмма следующего содержания: "Уважаемый господин Министр путей сообщения! Наступает важная для всей местности Крещенская ярмарка. В Харьков грузы, в особенности сахар, должны быть доставлены к сроку, и мы можем потерпеть большие убытки. Осмеливаемся обратиться к Вашему Высокопревосходительству и просим не отказать своим Высоким покровительством в наискорейшем открытии для нас столь важной и готовой для движения сумской линии...".

Надо сказать, что еще в 1872 г. правительство России выделило средства для строительства Сумской железной дороги, а проект строительства сумской линии был утвержден в 1873 г. Его стоимость равнялась 1 млн. 487 тыс. 371 рублю и 61 копейке (вот такая точность!).

Строительство началось в 1876 г., а год спустя была проложен участок Ворожба - Мерефа. Одно из первых локомотивных депо на территории области появилось в 1877 году в г. Тростянец. По указу министра путей сообщения было построено помещение и куплены 12 паровозов стоимостью 3 тыс. рублей каждый. Так началась железнодорожная история Сумщины…

Железнодорожное сегодня


От "сахарных" времен советской эпохи осталась заброшенная колея, ведущая от вокзала к когда-то Павловскому сахарному заводу семейства Харитоненко, а затем — Краснозвезденскому рафинадному заводу (КРЗ). Сюда ежедневно везли тонны сырья, а затем составы с сумским рафинадом спешили в самые отдаленные уголки СССР.

Сегодня Сумская железная дорога утратила свое было товарное значение (причина понятна — спад промышленного производства). Да и когда-то активное северное направление движения пассажирских составов теперь заглохло: при СССР железнодорожное сообщение между Россией, Белоруссией и странами Прибалтики шло через Сумы, а теперь некоторые пути сообщения "переехали" на территорию России. Правда, и сейчас пассажирские и грузовые маршруты региона вплетены в сеть стран СНГ и дают возможность поддерживать тесную связь со странами Балтии, Казахстаном, Российской Федерацией, югом и западом страны.

Говоря о Сумской железной дороге, мы говорим о Сумской дирекции железнодорожных перевозок (ДН-3), являющейся структурным подразделением Южной железной дороги (ЮЖД). Интересно, что площадь владений Сумской дирекции не совпадает с площадью Сумской области — территория дирекции находится между станциями Люботин (Харьковщина) — Белополье и Свинковка (Полтавщина) — Пушкарное. Всего к ДН-3 относится 45 станций, 30 из них — грузовые. Локомотивные депо находятся в Смородино (тепловозы) и в Люботине (электровозы). Вагонный участок — в Сумах.

Государство в государстве


Что же такое железная дорога? Как выражаются сами ее работники, это «государство в государстве». У железнодорожников все «свое» — например, собственная телефонная связь, защищенная от доступа извне. Железнодорожники признают результаты проверок, сделанных тоже только собственной санитарно-эпидемиологической службой (находится в Смородино). И заключения о состоянии здоровья своих кадров принимает только те, которые выданы ее собственной медкомиссией (поликлиники в Сумах и Смородино, больница в Люботине). И строительство железнодорожных объектов ведет только ее собственная строительная организация (СМЭУ-5).

А еще Сумской регион ЮЖД — это два локомотивных депо; три дистанции пути (Сумская, Смородинская и Люботинская); дистанция сигнализации и связи; дистанция энергоснабжения; вагонный участок; дистанция лесонасаждений; техшкола и училище в Люботине и др. Всего на территории Сумской дирекции ж/д перевозок трудятся около 6 тыс. чел.

По теме: На Сумщине появятся электрички?


Вообще-то, у Сумской дирекции ж/д перевозок есть свои электрички, но ходят они не по территории Сумщины, а курсируют на участках Люботин — Совнаркомовская и Люботин — Мерчик. Электротранспорт пустили там, где необходимо было организовать более удобное сообщение между Харьковом и Киевом. Появятся ли электрички в Сумской области, пока точно не известно. Еще ведутся экономические расчеты относительно целесообразности их пуска. Но по предварительным планам «Укрзалізниці» в конце 2008 г. начнутся работы по строительству электролиний в северном направлении — между Люботином и Кириковкой В.-Писаревского р-на.

Еще по теме: Сумские паровозы


Первые паровозы на сумской линии относились к сериям "Ов" и "Од". Более современные машины — быстрые и мощные паровозы серий "СО", "СУ", "Э" — пришли им на смену лишь в 30-е годы XX в. В конце 50-х — начале 60-х гг. XX столетия на линиях Сумского отделения Южной железной дороги упраздняется паровозная и вводится тепловозная тяга. С тех пор почти все паровозы депо Смородино ТЧ-8 были уничтожены и порезаны на металлолом. Сохранились лишь четыре паровоза серии "Э", стоящие в "холодном запасе" на станции Смородино (г.Тростянец). При необходимости их можно поставить на рельсы и пустить. Что и сделали на праздновании 125-летия первого поезда в Сумах в 2003 г. Эти паровозы даже приносят прибыль, выполняя роль стационарных котельных на колесах. Их арендуют предприятия, имеющие проблемы со своими котельными.

К сведению: Пригородные дали минус


Летом 2007 г. по сравнению с прошлым годом на 7,7 тыс. чел. уменьшилось количество пассажиров пригородных поездов. Причина — модернизация пути на участках Сумы-Ворожба, Люботин-Полтава, а также капремонт участка Боромля-Лебединская.

Выручка от пригородных перевозок летом 2007 г. уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на 23,8 тыс. грн. опять-таки из-за отмены некоторых поездов, а также потому, что в отличие от аналогичного периода 2006 г. не работали контролеры-ревизоры, продававшие билеты на станциях, где нет касс.

Справка: Имена станций


Вот какие интересные факты мы узнали о названиях некоторых наших станциях.

Ст. Торохтяный (на юг от Белополья) — здесь в свое время тарахтели телеги селян, которые везли свеклу на Куяновский сахзавод Прянишникова. Отсюда и название.

Ст. Сумы-Товарная — сперва здесь были места общего пользования для грузоотправителей и грузоприемников станции Сумы — «грузовой двор Василевка».

Ст. Басы — сначала называлась Бездрик. Построена в 1898 г. В народе участок Басы- Готня называли «Харитоненко» — в честь одного из заказчиков строительства Белгород-Сумской железной дороги, к которой он относился. С тех времен сохранилось здание вокзала.

Ст. Смородино — находится в Тростянце и сперва называлась Тростянец. Но не в честь города, а в честь одноименного села Ахтырского повета. Но в 1893 г. ее переименовали в Смородино — в честь села с таким названием.

Ст. Губаревка — сперва называлась Гуты в честь одноименного села. Однако в 1975 г. ее переименовали в честь села Губаревки. А название Гуты перешло к другой станции.

Ст. Гавриши — названа в честь первого поселенца этой местности по фамилии Гавриш (1860 г.).

Ст.Совнаркомовская — до 1921 г. называлась просто «31-й километр». Новое название получила потому, что рядом находилось подсобное хозяйство Совнаркома.

Итоги летних пассажирских перевозок по территории Сумской дирекции ж/д перевозок

 

Владимир Сурков, газета "Данкор"
Басы

В ДН-3 трудятся почти 6 тыс.человек. А слабо свой сайт заиметь?

Олег

А фотография из Тростянца- со станции Смородино)))

view counter

Статистика

Всего тем на форумах 183521
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65164
Последний зарегистрированный пользователь beredis

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.