У сумских железнодорожников начинается череда праздников: 4 ноября в Украине отмечают профессиональный праздник работников железных дорог.
1 декабря исполнится 60 лет со дня основания Сумской дирекции ж/д перевозок, а 8 января 2008 г. — 130 лет со дня прибытия первого поезда на станцию Сумы. Железная дорога дала Сумам выход в окружающий мир и толчок к развитию города.
Строительство участка железной дороги, который связал бы Сумы с другими городами Российской империи, началось не случайно. Как известно, в XIX в. наш город был центром сахароварения. Объемы производства сахара постепенно росли, и вот уже возить этот товар телегами стало неудобно. Поэтому сумские сахарозаводчики стали добиваться от правительства строительства сумской линии железной дороги. К примеру, в 1876 г. предводителем дворянства Сумского уезда Кондратьевым и крупными землевладельцами и сахарозаводчиками Харитоненко, Сухановым и фон Лорентцом на имя министра путей сообщения была отослана телеграмма следующего содержания: "Уважаемый господин Министр путей сообщения! Наступает важная для всей местности Крещенская ярмарка. В Харьков грузы, в особенности сахар, должны быть доставлены к сроку, и мы можем потерпеть большие убытки. Осмеливаемся обратиться к Вашему Высокопревосходительству и просим не отказать своим Высоким покровительством в наискорейшем открытии для нас столь важной и готовой для движения сумской линии...".
Надо сказать, что еще в 1872 г. правительство России выделило средства для строительства Сумской железной дороги, а проект строительства сумской линии был утвержден в 1873 г. Его стоимость равнялась 1 млн. 487 тыс. 371 рублю и 61 копейке (вот такая точность!).
Строительство началось в 1876 г., а год спустя была проложен участок Ворожба - Мерефа. Одно из первых локомотивных депо на территории области появилось в 1877 году в г. Тростянец. По указу министра путей сообщения было построено помещение и куплены 12 паровозов стоимостью 3 тыс. рублей каждый. Так началась железнодорожная история Сумщины…
От "сахарных" времен советской эпохи осталась заброшенная колея, ведущая от вокзала к когда-то Павловскому сахарному заводу семейства Харитоненко, а затем — Краснозвезденскому рафинадному заводу (КРЗ). Сюда ежедневно везли тонны сырья, а затем составы с сумским рафинадом спешили в самые отдаленные уголки СССР.
Сегодня Сумская железная дорога утратила свое было товарное значение (причина понятна — спад промышленного производства). Да и когда-то активное северное направление движения пассажирских составов теперь заглохло: при СССР железнодорожное сообщение между Россией, Белоруссией и странами Прибалтики шло через Сумы, а теперь некоторые пути сообщения "переехали" на территорию России. Правда, и сейчас пассажирские и грузовые маршруты региона вплетены в сеть стран СНГ и дают возможность поддерживать тесную связь со странами Балтии, Казахстаном, Российской Федерацией, югом и западом страны.
Говоря о Сумской железной дороге, мы говорим о Сумской дирекции железнодорожных перевозок (ДН-3), являющейся структурным подразделением Южной железной дороги (ЮЖД). Интересно, что площадь владений Сумской дирекции не совпадает с площадью Сумской области — территория дирекции находится между станциями Люботин (Харьковщина) — Белополье и Свинковка (Полтавщина) — Пушкарное. Всего к ДН-3 относится 45 станций, 30 из них — грузовые. Локомотивные депо находятся в Смородино (тепловозы) и в Люботине (электровозы). Вагонный участок — в Сумах.
Что же такое железная дорога? Как выражаются сами ее работники, это «государство в государстве». У железнодорожников все «свое» — например, собственная телефонная связь, защищенная от доступа извне. Железнодорожники признают результаты проверок, сделанных тоже только собственной санитарно-эпидемиологической службой (находится в Смородино). И заключения о состоянии здоровья своих кадров принимает только те, которые выданы ее собственной медкомиссией (поликлиники в Сумах и Смородино, больница в Люботине). И строительство железнодорожных объектов ведет только ее собственная строительная организация (СМЭУ-5).
А еще Сумской регион ЮЖД — это два локомотивных депо; три дистанции пути (Сумская, Смородинская и Люботинская); дистанция сигнализации и связи; дистанция энергоснабжения; вагонный участок; дистанция лесонасаждений; техшкола и училище в Люботине и др. Всего на территории Сумской дирекции ж/д перевозок трудятся около 6 тыс. чел.
Вообще-то, у Сумской дирекции ж/д перевозок есть свои электрички, но ходят они не по территории Сумщины, а курсируют на участках Люботин — Совнаркомовская и Люботин — Мерчик. Электротранспорт пустили там, где необходимо было организовать более удобное сообщение между Харьковом и Киевом. Появятся ли электрички в Сумской области, пока точно не известно. Еще ведутся экономические расчеты относительно целесообразности их пуска. Но по предварительным планам «Укрзалізниці» в конце 2008 г. начнутся работы по строительству электролиний в северном направлении — между Люботином и Кириковкой В.-Писаревского р-на.
Первые паровозы на сумской линии относились к сериям "Ов" и "Од". Более современные машины — быстрые и мощные паровозы серий "СО", "СУ", "Э" — пришли им на смену лишь в 30-е годы XX в. В конце 50-х — начале 60-х гг. XX столетия на линиях Сумского отделения Южной железной дороги упраздняется паровозная и вводится тепловозная тяга. С тех пор почти все паровозы депо Смородино ТЧ-8 были уничтожены и порезаны на металлолом. Сохранились лишь четыре паровоза серии "Э", стоящие в "холодном запасе" на станции Смородино (г.Тростянец). При необходимости их можно поставить на рельсы и пустить. Что и сделали на праздновании 125-летия первого поезда в Сумах в 2003 г. Эти паровозы даже приносят прибыль, выполняя роль стационарных котельных на колесах. Их арендуют предприятия, имеющие проблемы со своими котельными.
Летом 2007 г. по сравнению с прошлым годом на 7,7 тыс. чел. уменьшилось количество пассажиров пригородных поездов. Причина — модернизация пути на участках Сумы-Ворожба, Люботин-Полтава, а также капремонт участка Боромля-Лебединская.
Выручка от пригородных перевозок летом 2007 г. уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на 23,8 тыс. грн. опять-таки из-за отмены некоторых поездов, а также потому, что в отличие от аналогичного периода 2006 г. не работали контролеры-ревизоры, продававшие билеты на станциях, где нет касс.
Вот какие интересные факты мы узнали о названиях некоторых наших станциях.
Ст. Торохтяный (на юг от Белополья) — здесь в свое время тарахтели телеги селян, которые везли свеклу на Куяновский сахзавод Прянишникова. Отсюда и название.
Ст. Сумы-Товарная — сперва здесь были места общего пользования для грузоотправителей и грузоприемников станции Сумы — «грузовой двор Василевка».
Ст. Басы — сначала называлась Бездрик. Построена в 1898 г. В народе участок Басы- Готня называли «Харитоненко» — в честь одного из заказчиков строительства Белгород-Сумской железной дороги, к которой он относился. С тех времен сохранилось здание вокзала.
Ст. Смородино — находится в Тростянце и сперва называлась Тростянец. Но не в честь города, а в честь одноименного села Ахтырского повета. Но в 1893 г. ее переименовали в Смородино — в честь села с таким названием.
Ст. Губаревка — сперва называлась Гуты в честь одноименного села. Однако в 1975 г. ее переименовали в честь села Губаревки. А название Гуты перешло к другой станции.
Ст. Гавриши — названа в честь первого поселенца этой местности по фамилии Гавриш (1860 г.).
Ст.Совнаркомовская — до 1921 г. называлась просто «31-й километр». Новое название получила потому, что рядом находилось подсобное хозяйство Совнаркома.
Всего тем на форумах 183521
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65164
Последний зарегистрированный пользователь beredis
Басы
В ДН-3 трудятся почти 6 тыс.человек. А слабо свой сайт заиметь?
Олег
А фотография из Тростянца- со станции Смородино)))