Для дебатов организаторы выбрали серьёзную тему: «Стоит ли постепенно отказываться от производства электроэнергии на атомных станциях Украины?». В дебатах участвовали школьники Кривого Рога, Нежина, Сум, Шостки, Чернигова, Бердянска и Конотопа. Такие же отборочные этапы прошли в Виннице, Херсоне и Полтаве. Лучшие определятся на полуфиналах и национальном финале проекта в феврале 2019 года в Харькове.
Проект по уникальной немецкой методике Jugend debattiert объединяет школьников, которые любят и умеют участвовать в публичных дискуссиях и искать истину в споре. Появился метод в Германии, ежегодно в дебатах по нему участвуют сотни тысяч немецких школьников. Проект «Молодь дебатує» проходит в Украине уже третий год. В Украине методу обучаются 700 детей из 40 школ в 12 областях Украины. К нам его привезла организация Internationales Haus Sonnenberg, которой оказало финансовую поддержку Министерство иностранных дел Германии, а методическую — проект Jugend debattiert Это было первое использование метода на другом языке, кроме немецкого. «Молодь дебатує» отличается от других форматов дебатов — организаторы уточняют, что победителем станет не тот или та, кто победил соперника, громче всех отстаивал свою точку зрения. Выше всего жюри оценит умение участников представить в дебатах все возможные аргументы по теме, максимально приблизившись к выработке общего решения.
Когда «Молодь дебатує» появился в Украине два года назад, в нём участвовали 113 учеников из 8 школ 4 регионов страны. К2018 году масштабы выросли почти в 7 раз, каждый год к проекту присоединяются новые школы, города и регионы. С сентября новички осваивали методику вместе с учителем, играли товарищеские дебаты между собой или с другими школами, а соревновались «по-взрослому» уже на межрегиональном этапе. Полуфиналистками стали:
- Анастасия Попело (Черниговская ООШ №3)
- Анастасия Рошка (Конотопская гимназия)
- Дарья Першута (Криворожская ООШ № 122)
«Мы стараемся расширять проект в уже «освоенных» областях и городах, так, чтобы школы из одной местности могли играть друг с другом. А новички проекта работали сами, одни в своём регионе, — рассказала руководительница проекта Ольга Пишель. — Это был для нас напряжённый момент. Правильно ли они усвоят методику? Не будет ли нечестным ставить этих детей дебатировать с «ветеранами» метода? И оказалось, что большинство победителей — это дебютанты».
По мнению Ольги, это следствие активности учителей, интенсивности обучения, открытости детей новому. «В итоге, это всё зависит от школы и школьников — как часто дети принимают участие в других проектах и активностях, не обязательно дебатах. Казалось бы, ну куда им ещё дебаты, если весь день занят учёбой, волонтёрством, кружками и секциями? А получается, что именно тогда достигается высокий результат».
Одна из победительниц этапа в Нежине, Анастасия Рошка из Конотопской гимназии — именно такая дебютантка. Хотя в ее учебном заведении проект работает второй год (а в прошлом году конотопский школьник даже дошёл до финала проекта), сама Анастасия участвовала в нём впервые — в этом году набрана новая группа дебатантов. Но благодаря помощи учителя Ивана Белевщука для 9-классницы дебатировать с 10 и 11-классниками — не проблема.
«Я, пожалуй, самая молодая участница была в Нежине. Но мне не впервые соревноваться со старшими, — говорит победительница. — Единственная проблема — я не только младше, но и не очень большого роста, поэтому трибуна была высоковата. Пришлось выступать, стоя рядом с трибуной. Я вообще ехала не побеждать, а дебатировать, познакомиться с другими участниками».
Анастасия уверена, что дебаты пригодятся не только в будущем — они полезны уже сейчас: «Умение дебатировать — универсальное и нужно каждому. Самое главное, что я могу свободно дискутировать с кем угодно, уважая оппонента».
Ольга Пишель пояснила, что задача формата «Молодь дебатує» — работа команд, представляющих позиции «про» и «контра». Именно это было главным критерием оценки участников судьями межрегионального этапа. В жюри, кроме Ольги Пишель, вошли координаторы проекта, учителя, а также «ветераны» проекта Максим Чеботарёв (победитель 2017 года) и Надежда Тихонова (полуфиналистка 2016 года).
«Мы оценивали не убедительность выступлений, — объяснила Ольга Пишель. — Цель дебатанта — не «утопить» другого, а раскрыть тему так, чтобы зрители, даже те, кто первый раз слышит о теме, поняли обе стороны, их аргументы».
На глубокое изучение темы атомной энергетики, погружение в неё участниками дебатов обратила внимание и координаторка проекта в Украине Ольга Борисенко: «Было сыграно несколько игр на одну тему, и их аргументы не повторялись — настолько глубоко «копают» наши дебатанты. Например, в одном случае говорили о том, что мы покупаем ресурсы для работы АЭС у страны-агрессора. Другие участники говорили, что солнечные панели, которые являются альтернативой атомной энергии, также опасны в производстве, и их тоже нужно утилизировать, как и ядерные отходы. Говорили, что обслуживать солнечные станции будет 100 человек, а АЭС даёт 4 000 людям работу. Говорили и об экономике, и о технологиях, и о поиске специалистов. Дети учатся смотреть на проблему с разных точек зрения».
Дебаты в Нежине показали, что участники верно поняли формат проекта — хорошо готовятся по теме, работают в команде, говорят не по заученному плану, но реагируют на аргументы другой стороны, задают вопросы и не увиливают от ответов.
«У каждой из победительниц свои сильные стороны, одна была убедительна, другая показала запас знаний, — объяснила Ольга Пишель. — Для нас это были те самые победители, которые могут достойно выступить на полуфинале и финале в Харькове».
Проект проходит при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Германии и методической поддержке Jugend debattiert.
Проект «Молодь дебатує» появился в Украине в 2016 году. Уникальную методику немецких молодежных дебатов Jugend debattiert её авторы впервые разрешили использовать на другом языке. И в 2016 году в украинской версии проекта участвовали 113 учеников из 8 школ 4 регионов страны: Харьковской, Днепропетровской, Запорожской и Николаевской областей. Победителем финала стал Эдуард Белоусов из Днепра.
В 2017 году проект продолжился в гораздо большем масштабе – уже 400 украинских школьников попробовали свои силы в дебатах. Они представляли 25 учебных заведений из 8 регионов: Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Житомирской, Львовской, Николаевской, Сумской и Харьковской областей. Победил Максим Чеботарёв из Днепра.
В 2018 году в проекте участвует 40 школ и около 700 детей из 12 областей Украины: это Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Житомирская, Николаевская, Львовская, Харьковская, Сумская, Черниговская, Херсонская, Полтавская, Винницкая области.
Всего тем на форумах 180691
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65076
Последний зарегистрированный пользователь beredis