Фонари на мосту через Сумку на ул. Троицкая планировались как копии своих предшественников, которые освещали до революции первый на территории нынешней Украины бетонный мост. Не так давно у него появилось официальное название — мост Харитоненко, ведь именно этому знаменитому меценату он обязан сменой деревянного обличия на бетонное и появлением первой пары фонарей.
Но с тех далеких лет былой роскоши и мост, и усадьба, к которой он ведет, постепенно потеряли прежний внешний вид. Хотя неоднократно у сильных мира сего возникали порывы сделать в здании и «Мариинский» дворец, и музей семьи Харитоненко, и управление Нацбанка… Но все эти идеи так и не воплотились в реальность из-за уже привычных причин: нехватка средств.
К сожалению, неясна участь и последней попытки «привести в чувство» памятник архитектуры: реконструкция здания под Дворец творчества и досуга студентов с весны застопорилась.
Но провести реконструкцию внешнего вида моста все-таки успели и стилизованные фонари установили. Впрочем, они не со-всем похожи на те, что были там сто лет назад: прежние казались не такими грузными, т.к. были светлого оттенка (а не черные, как сейчас).
Все «новинки» Покровской площади неизменно привлекают внимание сумчан, тем более что в последнее время появляются с завидной регулярностью. Одним из пунктов преображения площади стали «рафинадные» фонари во-круг памятника сахару. К их кубическим формам, контрастирующим с «классическими» очертаниями собратьев-соседей, жители города привыкли не сразу: эти кубы, как практически и весь нынешний ансамбль на Покровской по мере его появления, вызвали массу критики.
Даже сам памятник сахару, с которым фактически уже сроднились, в свое время удостоился звания «самого халтурного» в обзоре памятников страны на сайте http://comments.ua. И задуманный как водяной куб, но получившийся бесформенным, фонтан только укрепил скепсис.
Сейчас эстафету в плане критики приняли недавно установленные лавочки вокруг фонтана, которые меньше всех новинок площади напоминают сахар. Свыкнутся ли сумчане с ними, покажет время. У жителей города вызывает неодобрение не только качество элементов оформления центра города, но и тот факт, что на это тратятся бюджетные деньги, в то время как многие улицы остаются без освещения вообще. Но скорее появится памятник фонарщику в центре, нежели работающие фонари во дворах.
На площади Театральной фонари тоже кубические, но смотрятся они все же гармоничней, сочетаясь как с деревьями, так и с гроздьями «сородичей» на фасаде здания театра. Но, поскольку это место сейчас «на очереди» после Покровской площади на реконструкцию (планируется на 2014 г.), интересно: впишутся ли они в проект?
Ремонт площади, еще не начавшись, уже породил несколько недоразумений. Во-первых, переименование после реконструкции площади на Европейскую, которое, по словам мэра, оказалось всего лишь уткой: такое решение не утверждено и существует лишь как вариант. Во-вторых — фонтаны. Их планировали сделать по типу «сахарного» на Покровской: без чаши, но более контактными за счет менее густого размещения струй.
Предстоящие метаморфозы не всем пришлись по вкусу, поэтому теперь власти об этих планах высказываются не столь однозначно, и у фонтанов площади появился шанс остаться в первозданном виде. Также возле театра могут появиться парковка и пара туалетов, но где конкретно — еще неясно. О фонарях в этих планах пока не упоминалось.
На улице Воскресенской, ставшей в 2010 г. первой сумской улицей цветных фонарей, теперь иногда не то что цветная, а просто горящая лампочка дефицит: в один вечер горят почти все, в другой — только отдельные. Видимо, город усиленно экономит электроэнергию! И все, что можно увидеть, — это лишь силуэты пары припаркованных машин в слабом освещении, которое обеспечивается несколькими фонарями.
Цветные лампы снова заменены обычными. Днем хорошо видно, что не всякий светильник может похвастаться целыми стеклами плафонов. На соседней Соборной также можно увидеть пару-тройку поврежденных плафонов.
Хотя Воскресенская и утратила свой статус улицы цветных фонарей, теперь у нее новая «светящаяся изюминка» — фонарь влюбленных (от создателей его витражных собратьев у подножия летней площадки универмага «Киев» — студии «Стиль Тиффани»).
Правда, фонарем сооружение можно назвать с натяжкой: светиться и освещать — суть разные вещи. Хотя изначально он и не планировался как фонарь. В задумке были часы. Ведь именно под часами раньше было принято назначать свидания, чтобы ожидающие молодые люди могли нервно посматривать на циферблат, считая минуты опоздания своей дамы сердца. Но столь символичный предмет, как часы, сочли слишком проблемным: ведь чем сложнее механизм, тем большая вероятность поломок. Вот так на Воскресенской появился еще один фонарь.
Улица Харьковская может по-хвастаться, наверное, наибольшим среди улиц города разнообразием видов и форм фонарей. Дело в том, что предприниматели наперебой украшают свои кафе, рестораны, магазины… фонарями. Здесь можно увидеть и старомодные модели, и стилизацию под морские светильники; фасадные и наземные; в человеческий рост и великаны… Хотя, глядя на старые фото фонаря возле кафе «Сумчанка» (теперь — ночной клуб «Диалог»), становится ясно, что к освещению здесь всегда подходили с недюжинной фантазией. Но есть один нюанс: львиная доля современных светильников делалась для красоты, а не для освещения, и, следовательно, все это изобилие ночью не светится.
Хотя это не очень справедливо. Ведь с функцией освещения пешеходных участков улицы благополучно справляются… рекламные вывески! Удивительно, но факт: благодаря им отсутствие освещения тротуара на правой стороне улицы, ближе к мосту, заметно только по участкам с отсутствующей плиткой, оставленным для гипотетических фонарей. Кстати, в 90-е они там стояли, только были вечно сломаны. Позже их и вовсе убрали.
Фонари, украшенные городским гербом и включенные в качестве столбов в ограду вокруг памятника Харитоненко на Покровской площади, воссоздают облик тех фонарей, которые были здесь сто лет назад. Они установлены уже во второй половине XX в., а в промежутке в сквере стояли фонари более простой конструкции.
На дореволюционных снимках этого места видно, что похожие фонари освещали еще первый памятник Ивану Герасимовичу, созданный на деньги благодарных горожан по эскизу А. Опекушина и отлитый под руководством А. Круази. Аналогичные ограды с фонарями можно увидеть и на фото других творений А.Опекушина — памятники Пушкина в Москве и адмирала Грейга в Николаеве. Они являются частью этих уникальных композиций.
Правда, сама композиция претерпевала значительные изменения: в 20-е гг. постамент из финского гранита сменил «хозяина» — место «эксплуататора» Харитоненко занял, как тогда часто бывало, вождь мирового пролетариата. На закате советской эпохи сахарозаводчика вспомнили, и когда в 1991 г. в угоду новой политической конъюнктуре был снесен памятник Ленину, на его место через некоторое время вернули фигуру «отца города». Нового рукотворного Харитоненко город увидел в 1997 г. Скульптура была выполнена максимально похожей на первоначальную.
Но и тут не обошлось без «народных» баек! Высказывалось, например, мнение, что скульптуре обновили только голову, оставив тело вождя. Эту информацию можно прочитать даже на странице Википедии, посвященной монументу! Но для установления истины достаточно сравнить новый памятник с фотоснимками памятника Ленину: сразу станут видны неоспоримые различия в позах и положении рук изваяний.
Наглядный пример того, как природа берет свое обратно, можно наблюдать с улицы Харьковской, проходя мимо озера Чеха. Там, где пару десятилетий назад был тротуар, сейчас можно увидеть только камыш и редкие пятачки асфальта, усыпанного мусором, и фонари, склонившиеся над зарослями. Построенные человеком объекты все больше приближаются к озеру, а оно, в свою очередь, «идет навстречу»: уровень воды поднимается с каждым годом, и все больше тропинок ведут в заросли или воду.
На такую тенденцию в значительной мере повлияла бурная человеческая деятельность вокруг водоема. После добычи в озере песка для строительства новых микрорайонов оно стало значительно глубже, а нынешнее повышение уровня воды в нем вызвано прерыванием связи «Чешки» с Пслом: сваи высотных домов перекрыли слои грунтовых вод.
Этот ход развития событий едва ли можно считать неожиданным, так как вопрос ставился еще 1983 году, но, так как нашему менталитету «лечение» всегда ближе «профилактики», запланированный канал связи «Чешки» с Пслом не только не построили, но и вообще исключили из плана.
Когда же стало возможным воочию увидеть последствия такого подхода, территория, ранее намеченная для канала, уже была застроена. Сейчас выдвигаются новые идеи по сбросу воды из озера, но, когда они будут осуществляться и за какие деньги, неизвестно. Тем временем по периметру озера скапливается мусор: люди по-прежнему некрасиво отдыхают в красоте.
Природа же все накопленные обиды «вымещает» на жителях частично затопленной ул. Тихорецкая, которых, если не внести коррективы в ситуацию, не сможет спасти через какое-то время даже откачивающая станция.
Оксана Карчева
Всего тем на форумах 179824
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65039
Последний зарегистрированный пользователь beredis