— Как Вы решили стать школьным психологом?
— Психология мне нравилась еще класса с седьмого — эта наука казалась мне очень увлекательной. Тогда у нас еще не было психологов в школах, поэтому основную информацию об их работе я черпала из газетных и журнальных статей. В девятнадцать лет поступила учиться на психолога. Уже тогда я понимала, что это — мое. Сейчас продолжаю обучение во Львове по специальности «психотерапия».
Что привлекает в работе школьного психолога?
Мне очень нравится работать именно с подростками. Нравится их спонтанность, разнообразный внутренний мир. Я эту категорию выбрала сознательно и хочу продолжать работать с ними.
— С какими проблемами к Вам уже обращались школьники в новом учебном году?
— Чаще всего обращаются дети с проблемой взаимоотношений. Т.е. в начале учебного года подросток, если переходит в другой класс, попадает во вновь сформированный коллектив и оказывается уже в новом статусе. Может быть, раньше он был лидером, а сейчас таковым не воспринимается. Или наоборот. Моя задача — помочь подростку приспособиться к новому коллективу, найти то место, которое примут одноклассники и в котором будет комфортно самому подростку.
Потом, взаимоотношения с друзьями. Это постоянная проблема, вне зависимости от начала или конца года. И взаимоотношения с противоположным полом.
Также возникал вопрос профориентации. Обычно такие вопросы звучат к концу года, но ребята подходили уже на прошлой неделе с просьбой помочь правильно выбрать будущую профессию.
— Способен ли школьный психолог помочь ребенку реально решить его проблемы?
— Это зависит от многих факторов. Во-первых, от самого подростка: насколько он готов что-то изменить в своей жизни. Бывает, что приходят на консультацию просто за поддержкой. И этого человеку бывает на данный момент достаточно. А бывает, что он действительно хочет что-то изменить в своей жизни. И тогда чаще всего мы работаем долго. И результаты не сразу видны.
Должно пройти несколько месяцев, чтобы подросток сформировал новый стиль поведения, восприятия себя или взаимоотношений с каким-то человеком.
— Насколько современные подростки психологически самостоятельны? Они раньше взрослеют?
— Да. Особенно это чувствуется у пятнадцатилетних. Они производят впечатление взрослых людей. Это касается их стиля поведения, мышления. Хотя насколько это внутренне? По-разному бывает. Иногда внешне это взрослый человек, а когда начинаешь говорить, оказывается, что он не совсем готов к взрослым решениям.
— Насколько сумские родители хорошо понимают своих детей? Готовы ли они проявить гибкость во взаимоотношениях с ними?
— Не хочу обобщать, но те, кто приходит ко мне, уже готовы гибко подходить к решению психологических проблем во взаимоотношениях с детьми. Хотя их не так много, как хотелось бы.
— Какие у Вас перспективы как психолога? Нет ли планов заняться частной практикой?
— Я бы не хотела оставлять подростков. Мне нравится работать в этой среде. Как сложится дальше, не знаю, но, скорее всего, работа с подростками останется для меня приоритетной.
Владимир Сурков, газета "Данкор"
мира
я второй год работаю школьным психологом.Я хотела спросить на сколько эффективна может быть коррекционная работа в виде тренинга?
инна
С какими проблемами вы чаще всего сталкиваетесь в своей работе?