На сегодня около 70% общей длины газопроводов и около 80% газоперекачивающих агрегатов отработали более 20 лет, технологическое оборудование морально и физически устарело.
На протяжении нескольких последних лет Кабмин активно декларировал намерения модернизировать ГТС, заставляя НАК «Нефтегаз Украины» привлекать крупные заемные средства на международных и внутренних финансовых рынках. Долг по этим кредитам уже превысил $5 млрд., тем не менее, никакой модернизации не было сделано. Сейчас Кабмин хочет получить еще один кредит в 2,57 миллиарда долларов и снова под переоснащение ГТС.
Предполагается, что деньги нам одолжит основной потребитель российского газа -- Евросоюз, а часть вложит НАК «Нефтегаз Украины». Но за счет каких средств? Согласно информации, озвученной представителем Президента по вопросам международной энергетической безопасности Богданом Соколовским, в начале ноября НАК «Нефтегаз Украины» подал проект финансового плана на 2010 год с дефицитом около 21 млрд. гривен. Дефицит бюджета газового монополиста до конца этого года составляет 33 млрд. гривен (около $4,2 млрд.). Кабмин фактически уже обанкротил «Нефтегаз», но если НАК прекратит поставки российского газа в Европу, то банкротом будет вся страна. Не удивительно, что Кабмин и Минтопэнерго заявляет сегодня о готовности Украины рассмотреть все предложения относительно предоставления займа для модернизации ГТС.
А что бы создать видимость прозрачности проекта Кабмин своим постановлением от 19 августа 2009 г. утвердил мероприятия по реконструкции ГТС, которые будут выполняться не украинскими, а японскими компаниями «Сумитомо», «Мицубиши» и «Соджиц». Как сообщил Чрезвычайный и полномочный посол Украины в Японии Николай Кулинич, «японцы ждут только отмашки, чтобы присоединиться к проекту». Еще бы! Заказ в 2,57 миллиарда долларов на фоне кризиса мировой экономики, который будет приносить деньги десятилетиями за счет его последующего обслуживания.
Это несмотря на то, что у отечественных машиностроителей более чем достаточно опыта, и технических ресурсов, что бы без иностранной «помощи» модернизировать ГТС.
К примеру, продукция Сумского НПО им. Фрунзе давно признана на мировом рынке и экспортируется более чем в 40 стран мира. На сегодняшний день газоперекачивающие агрегаты сумского производства транспортируют более 40% газа, добываемого в Российской Федерации, 70% - на территории Узбекистана, 90% - на территории Туркменистана.
Востребована в мире и продукция других украинских машиностроительных компаний, которые производят оборудование для нефтегазового комплекса. Среди них - крупные производители газотурбинных двигателей ОАО «Мотор Сич» и ОАО «Заря-Машпроект». Отечественные проекты по модернизации объектов ГТС ни в чем не уступают по качеству зарубежным образцам, считают специалисты НПО им. Фрунзе.
Подсчеты показывают, что отечественное оборудование значительно дешевле и изготовить его можно в кратчайшие сроки. Плюс сервисное обслуживание обойдется в гораздо меньшую сумму.
В апреле нынешнего года украинские машиностроители обратились к правительству и лично к премьер-министру Украины с открытым письмом, в котором просили учесть их возможности при реконструкции газотранспортной системы. Но это обращение Кабмин проигнорировал. Машиностроители расценили этот факт как явное лоббирование интересов японских корпораций.
Сегодня мощности НПО им. Фрунзе правительством не используются -- 95% продукции уходит на экспорт. Госзаказ в 2007 году составил 0%, а в 2008 – 0,25%. Вот так на деле Кабмин поддерживает отечественную промышленность.
мовнюк
Юля!
Ты - святая!