Вопрос на полмиллиона: кто, куда и как передвигается по городу

Городские власти обещают в этом году провести исследование мобильности и пассажиропотока, обещанное сумчанам еще в ушедшем 2017-ом

В городском бюджете-2018 на эти цели заложено 450 тыс. грн. Сумчанам-респондентам (ориентировочно 5 тыс. человек) придется потратить до 40 минут своего времени. Если исследование состоится – это будет прецедент, т.к. отдельно такие опросы ни в одном городе Украины еще не проводились. Только в составе более масштабных стратегических задач. И это логично: полученные данные ценны не сами по себе, а как минимум для создания новой транспортной модели, где муниципальный и частные операторы делят рынок цивилизованно.

Чтобы видеть эффективность власти

Специалист в области транспортного планирования и моделирования, представитель немецкой компании A + S Consult GmbH Forschung und Entwicklung в Украине, руководитель проекта разработки транспортной модели Киева, участник общего с World Bank проекта Sustainable Urban Transport Study по изучению и оптимизации общественного транспорта в Киеве Дмитрий Беспалов утверждает: за такие деньги (450 тыс. грн) можно нанять самую лучшую социологическую компанию в Украине. К примеру, по его данным, исследование, в котором было задействовано 3 тыс. респондентов, проведенное в Киеве в 2017 году Киевским международным институтом социологии (КМИС), обошлось в 250 тыс. грн. Для Сум достаточно привлечь около 5 тыс. респондентов.

Дмитрий Беспалов в рамках «круглого стола» на тему «Транспортная модель Сум: как сделать перевозки удобными для жителей города», организованного сумскими общественными активистами в конгресс-центре СумГУ 22 декабря, поделился опытом изучения мобильности в других городах.

- Чтобы планировать транспорт, нужны данные хорошего качества, - считает эксперт. – Украинские города не знают, сколько людей пользуется общественным транспортом, индивидуальным, являются велосипедистами и пешеходами. Транспорт в лучшем случае планируется тактически, т.е. тушатся пожары. В то время как необходимо стратегическое планирование и выстраивание приоритетов. При этом пешеход – первый приоритет, индивидуальный транспорт – последний.

Как рассказал Д.Беспалов, в немецких городах с 1981 года опросы по транспорту проводятся регулярно, чтобы проследить динамику. В Киеве было проведено два исследования – в 2015 (в телефонном режиме опрошено 30 тыс. респондентов) и 2017 годах (выборка составила 3 тыс. человек). Уже первое дало интересные и во многом неожиданные результаты. А второе показало динамику, к сожалению, неутешительную. Если в 2015 году 27% поездок было на индивидуальном транспорте, то в 2017-ом стало 32%. На 1 тыс. жителей столицы приходится 300 автомобилей. И в ближайшие годы тенденция роста сохранится. Рост количества индивидуальных авто связывают с неудобством передвижения по городу общественным транспортом и «еврономерами».

- Это катастрофа. Она связана с деградацией общественного транспорта, - говорит эксперт, советуя Сумам не ограничиваться единичным изучением мобильности, поскольку степень эффективности власти в сфере транспорта можно проследить только в динамике, анализируя индикаторы. – К примеру, в Киеве цель – сократить количество поездок на индивидуальном транспорте до 25 %. Исследование само по себе бесполезно – это как МРТ без лечения. Результаты исследования должны стать инструментом, с помощью которого люди, принимающие решение, видят реальную ситуацию. Ведь у нас чиновники не ездят в общественном транспорте.

Более того, член исполкома, начальник главного управления Госпродпотребслужбы в Сумской области Виталий Моисеенко отметил, что и у предыдущего, и у нынешнего руководства города в транспортном вопросе существует конфликт интересов, т.к. мэров связывают с маршруточным бизнесом.

- В этом году Госпродпотребслужба провела проверку общественного транспорта и составила больше полусотни протоколов, которые направили городскому голове. Там нарушения, влекущие за собой серьезные меры – вплоть до разрыва договоров на обслуживание пассажиров. Прошло полгода – ничего не изменилось, - говорит В.Моисеенко.

Член исполкома Олег Тетерка вообще не видит необходимости в таком исследовании, считая, что выделенные на него немалые средства можно было бы потратить более рационально.

Чтобы новая была лучше старой

За действующую в городе с 2011 года транспортную схему сумчане должны благодарить Харьковский институт транспорта и городских чиновников. Ее почти сразу начали корректировать. В городе постоянно вводятся новые маршруты, но количество петиций и жалоб по транспортным вопросам говорит о том, что проблема не решается. Одни просят ввести новые маршруты, другие требуют продлить старые…

Представительница отдела транспорта, связи и телекоммуникационных услуг Сумского горсовета Инна Чирка заверила: опасения общественных активистов насчет заказа исследования в том же учреждении в ручном режиме безосновательны, т.к. суммы свыше 200 тыс. грн должны выставляться на тендер. Задача заказчика, коим является отдел транспорта, - компетентно прописать техническое задание.

- Будем стараться прописать все детали. Со следующего года начнем над этим работать. За первый квартал, думаю, пройдем подготовительный этап, - пообещала чиновница, отметив, что единственной угрозой срыва решительных намерений городских властей провести исследование может быть несостоявшийся тендер, если не наберется двух участников. – Когда получим результаты исследования, будем разрабатывать транспортную схему – сами или с привлечением других специалистов. Основная наша цель – создать транспортную модель.

Д.Беспалов предостерегает Сумы от повторения ошибки Черновцов: там разослали горожанам письма в надежде получить хотя бы 17 % ответов, в итоге из 2 тыс. анкет вернулись считанные единицы. Анкетирование онлайн тоже не вариант, его нельзя считать репрезентативным. Для маленьких городов лучше всего - face to face.

При этом эксперт советует не тянуть со сроками, а постараться успеть уличный опрос провести в апреле, т.к. в этот период можно получить наиболее адекватную картину: широко представлены все участники движения (пешеходы, велосипедисты, пассажиры общественного и частного транспорта, автомобилисты). Если не получится в апреле, таким же благоприятным для анкетирования месяцем является октябрь. В транспортном отделе больше склоняются к октябрю. Когда сумчане смогут принять участие в соцопросе и в какой форме он будет проходить, станет ясно после проведения тендера.

Сумские общественные активисты, конечно, за апрель, поскольку считают: транспортному отделу не стоит изобретать велосипед, а надо из Интернета взять за основу аналогичные техусловия и адаптировать под Сумы. Если не успеют к апрелю, то только по вине чиновников.

- Проблема в том, что от исследования мобильности и пассажиропотока нет никаких юридических последствий – нет прописанных законодательно норм (таких, как в строительстве, например). Но это предусматривает политическую ответственность власти, - отмечает Д.Беспалов. – Это социсследование предусматривает очень длинную анкету. Отвечая на вопросы, людям придется потратить около 40 минут своего времени. Нужно качественно прописать вопросы, нужны профессиональные социологи.

Нас Незабанишь

нужен маршрут от конечной Героев Крут (или вообще от Химгородка), через И. Сирка,  через  Прокофьева и до конечной Роменской

view counter

Статистика

Всего тем на форумах 179510
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65025
Последний зарегистрированный пользователь beredis

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.