В новой культуре все больше растет спрос на удаленную работу, которая также является хорошим решением для преодоления ограничений местного рынка. Так, работая в Сумах, можно получать заказы из Европы или США. Одним из таких примеров фриланса является создание авторских шарнирных кукол, которые становятся все популярнее в мире.
Шарнирная кукла – это, по сути, маленькая копия человека, повторяющая анатомические особенности человеческого тела. Последний бум на шарнирные куклы БЖД (BJD, англ. ball-jointed doll) начался в 1999-ом, после того как японская компания «Volks» впервые выпустила линию кукол SuperDollfie в стиле аниме. До того такие куклы обрели популярность в Европе в 30-х годах прошлого столетия. В целом же шарнирные куклы других форматов давно известны в разных культурах, особенно в древнеримской.
фото: Алина Варвянская
Сейчас вокруг БЖД-кукол сформировалась целая субкультура. Владельцы кукол (как правило, коллекционеры) фотографируют их, создают разные образы, имиджи, легенды, переодевают и т.д. Также с куклами играют, «общаются» и «дружат».
Увидев в фейсбуке фото оригинальных работ Алины Варвянской (а так же фото процесса их создания), мы не удержались... Что бы понять всю эту «кухню» cоздания «антибарби» мы встретились с Алиной и поговорили о ее неповторимых рукотворных красавицах.
фото: Алина Литвиненко
- Расскажи о себе - где училась, чем занимаешься, увлекаешься?
- Училась я в Сумском педагогическом университете на художника, точнее - преподавателя изобразительного искусства. Но уже в университете я знала, что учителем не буду. Рисовала я тоже не очень хорошо. Но вместе с тем увлекалась аниме. А эта тема близка к шарнирным куклам, которые также очень популярны в Японии. Мне захотелось иметь такую куклу. А они очень дорогие - от 500 $. И я решила попробовать сделать сама. Посмотрела мастер-классы в Интернете. Попробовала. Первая кукла вышла корявая. Это было начало 2012 года. Но на этом я не остановилась. Со временем поняла, что на этом можно зарабатывать. Сейчас делаю куклы из полиуретана - заказываю тиражи у мастеров.
- То есть после окончания университета ты решила продолжить?
- Я попробовала работать учителем. 2 месяца продержалась в школе. Затем написала заявление и ушла. Я решила попробовать, смогу ли зарабатывать только куклами. Попробовала - и мне это удалось.
- Были ли у тебя учителя? Проходила ли какие-то курсы?
- Нет. Все с помощью Интернета и благодаря трудолюбию.
фото: Алина Варвянская
- Сколько всего кукол ты сделала?
- Примерно 50-60. В первые годы 8-10 кукол получалось в год. А на третий год у меня вышло 22. В прошлом году - 15. И в этом году уже 10. И еще, пожалуй, штук 20 сделаю до конца года.
- Сколько времени уходит на создание одной куклы?
- Долгий процесс. Первые два года я лепила каждую куклу с нуля. И получалось примерно месяц лепить одну куклу. Раньше на тираж я не решалась, потому что не считала их достойными тиража. А с позапрошлого года перешла на новый материал (флюмо). Куклы отливаются с формы. Остается покрасить, отшлифовать ... Процесс идет быстрей. А на четвертый год перешла на другой материал - полиуретан. Из этого материала куклы прочнее.
фото: Алина Варвянская
- Ты сама делаешь одежду и аксессуары? Из чего они?
- Да, сама. Сначала думала, что обувь для кукол у меня никогда не получится. И одежда получалась не очень. Затем окончила швейные курсы – немного легче стало. Глаза рисую или покупаю вставные. Вставные глаза можно менять. Также можно менять волосы. Это парик. Волосы делаю из овечьей шерсти. Для изготовления одежды раньше как один из материалов использовала кожу. Но потом я стала вегетарианкой. И теперь это у меня главная проблема (смеется) - где найти хороший кожзам. Теперь такая же ситуация с волосами. Не хочется шерсть использовать, а лучше шерсти нет ничего. Пока свои старые запасы использую…
- Что больше всего нравится в процессе?
- Роспись, наверное. Когда сидишь и думаешь, какая она будет. Бывает, планируешь одну сделать, а вышла совсем другая. Какая захотела - такая и вышла. Самое нелюбимое - это лепить и шлифовать. Потому что это долго и скучно. Я постоянно откладываю лепку. Симметрия убивает. Когда лепишь один глаз, а потом второй и через неделю видишь, что они кривые … И все переделываешь потом.
- Чем твои куклы отличаются от других?
- Это коллекционные авторские куклы. У каждого мастера - свой стиль. Каждый мастер вкладывает часть своей души, когда делает куклу. Много времени тратится на роспись куклы. Все авторские куклы разные. У каждой своя душа.
- Твои куклы выглядят достаточно "взрослыми". Как реагируют на твои работы взрослые, дети, подростки? Кто вообще является твоим покупателем?
- Основные покупатели - коллекционеры. И также люди, которым просто нравятся такие куклы. Мне также нравятся, но я еще не купила ни одной. Пока своих хватает (смеется). Детям эти куклы вообще нельзя давать, потому что очень легко поцарапать макияж. Это куклы для взрослых, которые еще не наигрались! (Смеется)
- Как относятся к твоему занятию друзья, семья, знакомые?
- Нормально относились, но не как к основному заработку. Мама говорила: «Это несерьезная работа. Что ты себе думаешь? Иди работать в школу». И когда я уволилась из школы, мама спросила меня: «Ты с ума сошла?» Я ответила, что попробую полгода поработать с куклами, а потом уже, если не получится, пойду на работу. А сейчас мной гордятся.
- Насколько это бизнес и насколько хобби? Позволяет ли тебе это занятие жить только с него и больше ни о чем не задумываться?
- Для меня это работа, которую я люблю. Мне кажется, это для каждого человека самое главное. Я занимаюсь этим в среднем часа 4 в день, не больше. Я свободна, могу куда угодно поехать в любое время. И где угодно заниматься этим делом. Я свободна. И для меня это очень важно.
- Какие куклы пользуются большим спросом?
- Бывает, сделаешь - смотришь на нее: «Я бы такую не купила». А ее забирают на следующий день. А бывает, сделаешь - «такая красивая, такая красивая», а она у тебя год сидит, а то и два. Я считаю, что у каждой куклы свой покупатель. Она просто ждет своего хозяина.
- Ты делаешь куклы на заказ? Или только те, что сама придумала?
- Я делала один раз куклу на заказ. После этого на заказ не делаю. Ту куклу у меня так и не забрали. Я ее потом продала другому покупателю. Но с той куклой мне так мозги вынесли, что после этого на заказ не делаю. Я делала повторы своих работ. Делать повторы - это неинтересно, и все равно не получаются копии. Также делала на заказ роспись куклы. Но я уже знала этого клиента. А так – придумываю образ, делаю куклу и выставляю на продажу.
- Покупают твои куклы в Украине?
- В Украине у меня живут две куклы. Россия раньше была. А сейчас - Европа, Америка. Для Украины это дорого.
- Как ты относишься к будущему своих кукол?
- Раньше я переживала: к кому моя кукла поедет, как к ней там относиться будут ... Но чем больше ты их делаешь, особенно когда идет тираж и из полиуретана, да и когда их у тебя 10 штук сидит ... Ты относишься к куклам намного спокойнее. Сделал одну - «такая красивая, такая красивая». Затем делаешь другую - и так их уже 10 штук сидит. И когда ты куклу в руки не берешь, то как-то к ней потом холоднее относишься. Как говорится, любовь прошла.
- Откуда рождаются их художественные образы?
- Бывает, гуляю - увидела ту же ворону и захотела воплотить образ этой вороны в кукле. Иногда воплощаю образы цветов. Недавно делала куклу только для того, чтобы сфотографировать кого-то в сирени. Еле успела закончить куклу. И таки сфоткала ее в сирени! Бывает - то же аниме посмотрю … Вот, вспомнила детство - хочу сделать всех воинов Сейлор Мун (смеется). В целом образы разные. Есть современные, есть фэнтезийные: ведьмы, куклы с копытами и с рогами, вампиры, ну и обычные девушки. Также делаю фей. Это будут маленькие куклы.
- Как тебе кажется, какой диалог возникает у человека, покупающего или смотрящего на твою куклу? Какая игра заложена как модель взаимодействия? Что будет делать человек с твоей куклой?
- Это зависит от человека, который покупает. Некоторые просто ставят в витрину и все. Некоторые фотографируют, создают с ними разные образы. В прошлом году у меня купили сразу две куклы. Покупатель - фотограф, как я поняла. Затем она еще купила им по парню. И устраивает им фотосессии ... Некоторые играют с куклами, переодевают их. Бывает, одежду заказывают. Но я не очень люблю шить одежду, потому что это отнимает много времени. У меня сейчас сидит кукла. Она японка. И ей необходимо сделать кимоно. А чтобы сделать кимоно, нужно расписать сначала ткань. А потом еще я ей захотела сделать бумажный зонт. А как его сделать? Нужно же, чтобы он складывался-раскладывался, потому что его не положишь в коробку в разложенном виде! И уже месяц сидит кукла голая.
- Веришь ли ты в то, что мастер закладывает в куклу какую-то энергию?
- Когда мастер делает куклу, нужно быть в хорошем настроении. Все-таки энергетика влияет на то, какой получится кукла. Также я не делаю портретные куклы. Потому что верю: все-таки какая-то связь потом у человека с куклой возникает. Я считаю, что в таком случае забирается часть энергии от человека и передается кукле. Человеческие волосы нельзя использовать для куклы. Ты не знаешь, кто тот человек, кем он был и что потом кукла принесет своему хозяину. А так, все мои куклы - хорошенькие. Хотя я делала и зомби. После того как сделала куклу-зомби, моя сестра боялась в комнату заходить. Многие люди боятся кукол. Верят в то, что там какая-то мистика.
- Как ты относишься к переносному значению слова «кукла», применяющемуся к человеку: "кукла - щеголеватая, но глупая или бездушная женщина"?
- Я думаю, это ближе к Барби. Это стереотип. Большинство людей, когда узнают, что я занимаюсь куклами, сразу спрашивают: «Вуду-куклы?». Люди не знают даже об авторской кукле! Есть еще статические куклы. Иногда хочется и такую сделать, но статическую куклу ты пофотографировал в одной позе - и все. А с шарнирными куклами можно поиграть.
Всего тем на форумах 180952
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 65083
Последний зарегистрированный пользователь beredis