Есть проблема. Прибыль или убыток, показываемый в Украине в финансовой отчетности, всегда имеет отдаленное отношение к реальности и по этим цифрам довольно трудно давать адекватную оценку состоянию предприятия. Тем более, когда весьма приличные суммы запихнуты в столь мало говорящую разуму строку баланса как “Доходы будущих периодов” (в 2014 году - около 16 млн грн).
Есть более говорящие цифры: суммы “долгов” предприятия и “долгов” внешних субъектов перед предприятием . Они, как правило, проверяются много легче, чем соотношение затрат и доходов, и поэтому они адекватны скорее, чем что-либо иное в балансах.
Это немного странная картинка.
Она говорит, что теоретически, если бы все должники заплатили бы вдруг Сумыжилью все долги, а само Сумыжилье заплатило бы все свои долги (в том числе - в бюджет, по зарплате и т.д.), то Сумыжилье еще бы осталось с живыми деньгами на расчетном счету (на конец 2015 года было бы около 5 млн грн). Странная картинка потому, что в таких ситуациях банкротство неочевидно.
Объяснение здесь может быть связано с тем, что дебиторская задолженность КП (“то, что должны предприятию”) безнадежна. Ну, скажем, за многие годы предприятие “понаоказывало” услуг (мы не обсуждаем сейчас - насколько они реальны), выставило счета, но по ним никто никогда уже не оплатит. Т.е. плательщики - плохие. Оценим дебиторскую задолженность КП “Сумыжилье” (то, что ему должны).
Дебиторская задолженность перед КП Сумыжилье
Эта картинка свидетельствует о том, что у задолженности существует постоянный фон (приблизительно в 10 млн грн), происхождение которого мы не знаем. Вполне возможно, что это действительно “мертвые долги” от потребителей услуг (от населения), которые достались Сумыжилью по наследству от старых ЖЭКов и которые никто и никогда уже не заплатит.
Обратите внимание на размах колебаний этой задолженности: он достигает 6-7 млн грн (относительно “свежая” задолженность). На фоне годовой выручки в 45 млн грн это существенная, конечно, сумма, но не смертельная.
Здесь уместно сказать, что резерв у КП был. Объем основных средств исчисляется суммами, большими 1 млрд грн (однако мы не знаем, из чего он состоит. Если речь идет о стоимости жилфонда, то его не продашь, конечно). Все ли продали, что можно? - Неизвестно. (Продавали, видимо, и материалы, это видно в балансе).
Кроме того, если речь идет о систематических неплатежах населения, то в какой мере сама политика гор.совета способствовала этим неплатежам (а ведь способствовала!)? С какой стати новым хозяйствующим субъектам платить будут лучше?
Решение о банкротстве этого предприятия выглядит странным.
В конце концов, непрофессиональный читатель может плюнуть в дебри цифр и сказать: “Забыли!”.
Давайте плюнем, но предварительно посмотрим, сколько денег населения “сгорело” в этой битве против “Януковича” в лице городского коммунального предприятия. Ведь помимо дебиторской задолженности, есть еще и кредиторская. Это платежи населения “наперед”, это задолженность КП перед сотрудниками, задолженность КП перед контрагентами, оказавшими КП услуги, но не получившими от КП денег, задолженность КП перед бюджетом.
По житейской сути - это все сгоревшие деньги населения.
Вот сводный график кредиторской задолженности по годам (вся кредиторка + задолженность по зарплате и страховым платежам).
Т.о. население заплатило из своего кармана за радость избавиться от Сумыжилья 8.4 млн грн (график, конец 2015 года) + 2 млн кредит банков + неизвестно сколько гор.совет перечислял в КП Сумыжилье “помощи” из гор.бюджета. Я стараюсь писать понятным языком для людей, далеких от бухгалтерии.
Эти 10 млн грн и есть уже оплаченная населением цена ликвидации КП Сумыжилья.
-----------
В нагрузку. Уставший может прекратить чтение.
Для тех, кто дочитал, я позволю себе привести текст отклоненной Сумской мэрией петиции.
Она была составлена мной, но не дошла до голосования. Причина, по которой петиция отклонена - “закон этого не требует”.
Вот текст несостоявшейся петиции:
Послуги, які звично звуться житлово-комунальними, не є “товаром”.
Місцяне не в змозі самостійно обрати ані асортимент потрібних їм послуг, ані обрати найдешевший “магазин”.
Асортимент послуг ЖЕКів (чи т.з. "управляючих компаній") не є вільним, він нав'язан органами міської ради.
В структуру тарифа входять послуги, які ніколи не надавалися чи надаються нерегулярно, але за них регулярно стягуються гроші. Ціни на цослуги ЖЕКів не є вільними, вони погоджуються та затверджуються виконкомом міської ради. Ніякі економічно-обгрунтовані ціни на частково вигадані послуги технічно неможливі.
Підприємства, які проводять обслуговування населення - ЖЕКи - ось уже більше 20-ти років міняють одне інше, але вільного доступу до надання цих послуг у бажаючих нема. Невідомо — чи є бажаючі. Доступ до цього “бізнесу” усі 20 років пролягає через кабінети мерії.
Ніякі конкурси серед овочебаз, наперед обраних в парткомах КПРС, не призведуть до покращення постачання населення овочами.
Ринку послуг ЖКГ немає і він в існуючих умовах неможливий.
Розмови про ОСББ в управлінському сенсі безглузді до тих пір, доки не озвучені орієнтовні планові цифри: який процент житлового фонду міста можна в короткостроковий період (2-5 років) в принципі перетворити на ОСББ.
Цих оцінок ніхто не надає, тож ніхто не розуміє, як управлінці меріїї взагалі плануюють свою роботу та чи не є ці надії на ОСББ перспективами загробними.
Тож вимагаємо
1. В тримісячний термін силами служб та управлінь Сумської міської ради створити, провести через обговорення та затвердити на сесії міської ради “Положення про доступ на ринок надання житлово-комунальних послуг”. В цьому положенні передбачити наочні критерії для можливості підприємствам чи підприємцям займатися цим бізнесом, правила передачі документаціх на дома та т.і.
2. В тримісячний термін силами служб та управлінь Сумської міської ради створити, провести через обговорення та затвердити на сесії міської ради “Положення про тарифи на надання житлово-комунальних послуг”. В цьому положенні ВІДМОВИТИСЯ відь будь-якого регулювання цін на послуги ЖЕКів та від нав'язування послуг. Міська рада не регулює цін в продуктових магазинах, не регулює асортимент товарів на полках. То ж навіщо їй регулювати оплату труда прибиральників?
3. Після прийняття цих положень оголосити річний термін на проведення роз'яснювальної роботи серед населення, на залучення нових підприємств та підприємців до бізнесу, на заключення договорів між надавачами послуг та мешканцями домів, на підготовку документації та т.і. Цей проміжний рік провести з тими ЖЕКами та за тими правилами, що є.