Пресс-досье: Миропольский Геннадий Михайлович родился в 1961 году. В 1990-м закончил Ленинградский политехнический институт им. Калинина по специальности инженер-физик; магистр технических наук; руководитель отдела одной из софтверных компаний в Сумах. Как общественный активист заявил о себе летом 2004 года – во время «революции на траве» активно выступал в поддержку сумских студентов в борьбе против объединения вузов. Летом 2015 года стал участником инициативной группы «Нам тут жить», которая собрала сумских экспертов в разных сферах деятельности для того, чтобы сформулировать для будущей городской власти актуальную для сумчан повестку дня.
Мы решили сделать несколько интервью с теми, кто интересуется и разбирается в сумской политике, но при этом не баллотируется, т. е. может себе позволить нелицеприятные оценки и независимые суждения по интересующим нас вопросам.
Наш первый собеседник - известный сумской блогер, участник общественной инициативы «Нам здесь жить» Геннадий Миропольский. Он советует сумчанам не вестись на уловки новой избирательной системы, поскольку партий в Украине нет – это все фейки. Нужно голосовать за людей, которые предлагают разумные вещи и не бросают слов не ветер, несмотря на то, под какими партийными брендами они баллотируются.
- Мы живем в какой-то фейковой реальности. Но происходящее за последние два года - это восстановление реальности в полных правах. Вопросы, которые мы сейчас решаем, по большей части религиозны (в правильном смысле этого слова). Когда у тебя все забрали, у тебя ничего не осталось - ты решаешь, как будешь поступать. И от этого решения зависит судьба многих людей. Кому нужны эти доходы, когда все грохнется? Выборы - это всегда религиозный вопрос, даже если ты атеист, - считает Г.Миропольский.
- Как, по Вашему мнению, система выборов по партийным спискам повлияет на качество будущей власти в Сумах? Лоббисты установления партийного контроля над горсоветами говорят, что это большой плюс для местного самоуправления, но чем ближе к выборам, тем больше путаницы, вызывающей сомнения в результате.
- Ни для кого не секрет: проблема в том, что как таковых партий в Украине не существует. Это государственная проблема, не сумская. Партии - это фейки, картонные коробки, в которые время от времени грузят помидоры, они там гниют, их выбрасывают, но смысл остается тот же - это просто коробка, без ничего. Понятно, что у каждой коробки есть какой-то владелец.
Тот факт, что выборы в горсоветы по всей Украине (в мэры не берем, там есть возможность самовыдвижения) проходят по партийным спискам - это очень большая ошибка. За ней скрываются определенного рода закономерности, это не случайно монетку так подбросили. Это ошибка, потому что миллионы людей прекрасно понимают: все эти образования являются фейком. Тем не менее люди участвуют в этом.
Мне не известна ни одна проблема местного самоуправления, которая бы решалась с помощью партийных выборов. Любят говорить, что мажоритарка - это гречка. Тут ответ ясен: если у меня есть деньги на гречку, я найду место в списке. Какую проблему мы решили?! Это общая ситуация, не только по городу Сумы.
Слово «фейки» касается не только партий, фейки просто царят в стране. Города заставлены какими-то палатками, где партии не понятно на каких основаниях обещают избирателям понизить тарифы, повысить пенсии и в очередной раз народ осчастливить. Понятно, что это не просто сверхнаглость, это совершенно осознанное поведение лиц, которые стоят во главе местных ячеек. Да и не без помощи киевских лидеров. Это вполне целенаправленный обман бабушек и дедушек, которые до сих пор после 20 лет условной независимости Украины склонны верить в какие-то обещания. Это все при том, что никакие партии в местном совете не влияют на установление пенсий. Тогда возникает вопрос: каким образом местные ячейки берут на себя ответственность за бабушек и дедушек? А влияние на тарифы (в частности, по квартплате) у них было и есть. Но кто сделал эту процедуру открытой? Никто. Кто заинтересован в том, чтобы сделать ее открытой? Ни одна партия не говорит об этом как о проблеме. Хотя это проблема.
Чем обещания лучше гречки? Гречку хотя бы дадут. Это тотальное растление населения продолжается еще со времен Советского Союза. Я уж не говорю о том, что «Батьківщина» традиционно озабочена перед выборами тарифами и пенсиями. Как раз последние лет 8-10 она составляет большинство в городском совете. И возникает вопрос: что вам мешало за 10 лет все это сделать? Но дело не в «Батьківщине», а в общей ситуации, когда вещи называются не своими именами, партий нет (это картонные коробки) и нам нужно как-то себя вести в этой ситуации. До выборов мы не можем ее изменить.
- Надо ли вообще в таком случае идти на выборы или лучше проигнорировать?
- Здесь нельзя игнорировать. Фейки, в том числе и украинские «партии», не могут существовать долго. Мы в этом убедились на примере фейкового государства с Виктором Федоровичем во главе. Можно жить десятилетия, но рано или поздно наступит момент, когда этот фейк рухнет. К сожалению, это влечет за собой человеческие жертвы.
Либо эти партии будут реально построены, либо что-то произойдет. Но байкотировать выборы - это значит не понимать ситуацию. Дело в том, что некому предъявлять свое фэ. Я могу себе представить протестное голосование против чего-то. А здесь нет такой инстанции - государство находится в состоянии становления.
Другое дело, что центральная политика по партийным выборам на местах не способствует не только местному самоуправлению, но и становлению партий. Ничего не мешало партийным организациям выдвигать своих кандидатов не по спискам. Во всяком случае, это дало бы возможность партиям создать конкуренцию, выращивать кадры. Но этого сейчас не происходит. Им нужно набрать список - они звонят по всем Сумам, ищут, кто бы к ним пошел. То, как дело обстоит сейчас, рано или поздно приведет к апатии избирателя, и он просто перестанет ходить на выборы.
- Давайте вернемся к Вашей фразе «это не случайно монетку так подбросили». В чем злой умысел партийной привязки органов местного самоуправления?
- Умысел есть. Речь идет о сохранении контроля владельцев этих картонных коробок за хозяйственной, экономической ситуацией на местах. (Контроль в смысле получения дивидендов.) Это единственный умысел, который руководил людьми при принятии нынешнего избирательного законодательства.
Если бы у меня спросили совета, я бы сказал: ни в коем случае не голосовать за партийный значок! Мысленно вычеркните его. Даже (сейчас я скажу крамольную вещь) если там стоит значок Партии регионов, вычеркните, хотя это трудно. Выбирать следует только тех людей, с которыми вы каким-то образом лично столкнулись и которые говорят, как вам кажется, здравые разумные вещи. И вы при этом надеетесь или знаете, что этот человек не из тех, кто бросает слова на ветер.
- Насколько вероятно, что мы избираем нынешнюю местную власть на два года?
- Насколько я понимаю, это вилами по воде писано. Потому что ситуация по всей Украине меняется динамически и драматически - каждый день и каждый месяц. Предсказать, что будет через два года, совершенно невозможно.
- Раньше местные выборы совпадали с парламентскими, поэтому люди на них ходили, хотя всегда мало ими интересовались, понимая, что все решается наверху. Сейчас ситуация изменилась?
- Да, ситуация изменилась. А люди об этом не знают. Люди не понимают, насколько сильно их жизнь здесь, в Сумах, будет зависеть от их трезвого выбора. А в этом как раз проблема, особенно у старшего поколения.
Передача части финансовых потоков на места - это не фейк, это реальность. Все и подстроено, чтобы определенная партия получила доступ к этому денежному потоку. Они отдают деньги низам, но отдают их с контролерами, которые от них зависят.
Я считаю, что задумка управлять местными ресурсами через зависимых людей все равно не удастся. Хорошего тоже ничего не будет, но это не удастся. Не все будут слушаться, продолжится бардак, и в конечном итоге желание управлять или урвать кусок не будет удовлетворено. Просто на это будут потрачены силы, которые можно было потратить на решение реальных задач, которых в городе масса, а они даже не поставлены. Они и не решаются, потому что о них даже не говорят. А они будут вылезать, как абсцессы, говоря медицинской терминологией. Нарывы будут прорываться (как с маршрутками), и фейк будет разрушен. Не удастся тянуть эту резину долго.
- Я бы советовал всем конкурентам «Батьківщини» не возмущаться. Обещают повысить пенсии или загробную жизнь, вот и прекрасно! Этому нужно противопоставить не возмущения, не моральное рванье рубах, а правдивую информацию. Нужно просто сорвать фейк. Изготавливайте листовки, объясняйте, что эти самые люди, которые сейчас обещают горы золотые, 8-10 лет находятся при власти в горсовете, причем в большинстве. Надо сказать, что в этой фракции всегда находилась большая часть самых богатых людей города и непонятно, почему они вдруг озаботились простыми людьми за месяц до выборов. Это вещи, которые могут сработать на любых бабушках и дедушках. Не надо писать о том, какие они мерзавцы. Просто проинформируйте. Потому что эти бабушки и дедушки не знают, кому они верят. Я абсолютно уверен, что этот простой месседж можно донести до всех и даже этого хватит для того, чтобы на всех воздействовать. Я не социолог, не знаю, как там среднее поколение ориентируется, но и на них это может сработать.
Я думаю, что команды, которые конкурируют с «Батьківщиной», будут это делать. Это вообще очень просто, важно не ввязываться в какие-то грязные вещи. Тут же не нужно ходить в суды, писать запросы, доказывать. Правда лежит на поверхности: эта фракция тогда-то голосовала так-то, а тогда-то так-то. Человек, который крутится в Сумах, все это знает. Он сможет написать биографию любого депутата, и с такой биографией только в тюрьму.
- Как Вы думаете, какой процент новых людей попадет в городскую власть и какого качества они будут?
- Не знаю, какой процент, но качества они будут плохого.
- Можете спрогнозировать, у кого какие шансы?
- Нет, я не прогнозист. Я могу выразить свои надежды, но это не прогнозы. Я считаю, что все достаточно хлипко для всех. Это не значит, что шансы у всех равны, но ситуация не стабильна, может меняться каждый день и может измениться за два дня до выборов.
- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы сумских «регионалов» на выборах?
- Не думаю, что они попадут в горсовет, а если и попадут, вряд ли будут способны создать фракцию.
- Есть вероятность, что Лысенко победит после первого тура?
- Не думаю.
- А где в этом раскладе экс-мэр Геннадий Минаев?
- Этот вопрос лучше задать ему. Но мне кажется, что в этом раскладе он нигде. Как человек, который не может без этого процесса жить, он как-то при делах, но вряд ли он сыграет центральную роль на этих выборах. И точно он не является тем, кто дергает за какие-то нитки, это маловероятно.
- Свержение Минаева и избрание Лысенко - это эволюция в развитии города или деградация?
- Минаев - дело прошлое, это уже ни у кого не болит, и относиться к этому нужно, как к прошлому, спокойно. Минаев больше не будет мэром Сум; надеюсь, что и Лысенко тоже.
Минаев не был безбашенным героем, но способности брать ответственность на себя, называть вещи своими именами и публично работать над решением этих проблем у него не отнять. Лысенко не обладает ни одним из этих качеств. Он не способен брать ответственность на себя, не способен публично формулировать проблему. Это подтверждают последние полтора года его работы. Но мы не можем так мерить рост или падение местного самоуправления.
В истории со свержением Минаева есть оборотная сторона. Фигура Минаева была мистифицирована. Последние три месяца перед его уходом это делали сознательно и «Батьківщина», и не только она. В эту фигуру, как в воздушный шарик, накачали какую-то фигню – какие-то демонические способности управлять мысленно Интернетом, наворованные замки и пр. Многим казалось: если его убрать, то станет намного легче и лучше. Неожиданный уход Минаева дал возможность всем тогдашним оппонентам присутствовать при пшике этого воздушного шарика. При этом их еще и обляпало. Минаева нет - ваши действия?! Есть большой плюс в том, что Минаев ушел в феврале, не дожидаясь выборов. Потому что если бы он не ушел, оказавшись более мужественным человеком, противостояние могло приобрести нежелательные черты. А так он ушел - шарик лопнул.
- Городской бюджет Минаева и Лысенко одинаковый или у Лысенко больше? Должно быть, больше или децентрализация тоже фейк? Если больше, то видите ли Вы, в чем это проявляется?
- У Минаева в городском бюджете никогда не было таких денег, которые есть у Лысенко. Это реальность, связанная с первыми шагами децентрализации. Кстати, Минаев был одним из немногих мэров в Украине, который ставил вслух проблему децентрализации задолго до того, как это стало мейстримом. Минаев восемь лет о ней орал, а Лысенко эти деньги получил - вот это ирония судьбы. Причем деньги большие - до сотни миллионов гривен, которые попали в город не по барскому велению, а в порядке первых шагов децентрализации.
Мы их видим: и дороги ремонтируют, и евродворы делают… Но есть проблема с тратами этих денег. Даже если эти дворы прекрасны (что само по себе сомнительно), кто решает, какие именно дворы в первую очередь должны быть приведены к новому стандарту? Не окажется ли так, что как раз там, где кто-то конкретно персонально собирается баллотироваться, эти дворы ремонтируются, а где мальчики на побегушках - там нет. Вот проблема. Это та же коррупция.
Кто назначил приоритет? Кто сказал, что евродворы важнее, чем… и дальше длинный перечень сумских проблем? Никто этого не сказал. Нигде это не обсуждалось, ни в каких планах этого не было. Никаких насущных проблем сумчан это не решает. Эти траты - такой же фейк, как и многое другое. А деньги, причем реальные, тем не менее тратятся. К примеру, их могло бы хватить на покупку такого количества троллейбусов, что уже в этом году можно было бы кардинально изменить ситуацию на рынке перевозок. Почему вместо решения кардинальной проблемы в жизни города мостят плиткой выбранные неизвестно кем дворы, где будут избираться люди, которым эти деньги достались даром? И между прочим, не самые бедные люди в городе.
- Что конкретно Вы предлагаете?
- Повестка дня в плане бюджета должна была следующей: необходима процедура принятия изменений к бюджету и формированию бюджета; к ней должны быть допущены представители общественности; должен быть Регламент сумского городского бюджета. Мне могут возразить: мол, существует Бюджетный кодекс и они все делают по закону. Да, наверное, пока что никто не сел в тюрьму. Но этот кодекс не решает наши проблемы. Процентов 50-70 всех средств тратится в последний день года. Это нормально?!
Да, Бюджетный кодекс есть, но законы Украины не запрещают нам принять внутренний общегородской регламент внесения изменений в бюджет. Чтобы они планировались, обсуждались, чтобы порядок трат этих денег был под общественным контролем и за него несли ответственность конкретные люди. Кто понесет ответственность за то, что эти деньги пошли на эти евродворы? - Никто.
Принятие такого документа должно прекратить эти дурацкие метания – ага, у нас есть лишний миллион, давайте покрасим все в зеленый цвет и расстреляем 100 тыс. человек. Зачем в зеленый цвет?..
Есть процедура, она должна быть утверждена, она должна заработать. Понятно, что разработка одного такого документа - это профессиональная работа и она не сделается за 15 минут. Но люди, которые идут в городской совет, и будущий мэр выбираются прежде всего для того, чтобы эту работу сделать. И именно эти вопросы нужно обсуждать. Кто будет заниматься разработкой бюджетного регламента города? В какие сроки он будет разработан? Когда он вступит в силу? Кто отвечает за его разработку? Кто инициирует вопрос? Ни у кого нет в кармане готового регламента, как дорожной карты. Но это нужно сделать, и чем быстрее, тем лучше. Этот серьезный вопрос должен быть решен буквально в первые полгода работы будущего горсовета. Он должен быть решен. Эта процедура - не фейк, в отличие от партийной принадлежности депутатов.
- Прозрачность управления городским бюджетом сделает невозможным контроль отдельных людей и групп над финансовыми потоками, т.е. нивелирует цель, ради которой, по сути, и меняли систему местных выборов. Пойдут ли на это выбранные по такой системе мэр и депутаты?
- Да, это противоядие. Это нужно делать невзирая ни на что, просто напролом. Дело не в том, чтобы свергнуть одного, поставить другого. Такого рода решения нужно продавливать независимо от партийных цветов и т.д. Потому что эти решения будут в итоге служить на благо жителей. Они будут, а обещания пенсий и евродворы - нет.
Еще один пример: у нас транспортная проблема вышла на новый уровень - уже избивают активистов. Проблема не в двух грн., не в трех или четырех. Каждый день десятки тысяч сумчан ездят в маршрутках и платят деньги, которые никто не контролирует - ни горсовет, ни налоговые органы, ни другие государственные органы. Это объем операций, который не с чем сравнить. Никто не знает его подлинный объем. Всем ясно, что речь идет о гигантских суммах черного нала в ежегодном выражении. Это не транспортная проблема. Ведь эти гигантские суммы распределяются как-то, но мы никогда не узнаем, как и кому они достаются. Куда попадают эти деньги? Явно не в карманы маршруточникам. Каждый сумчанин, проезжая в маршрутке, принимает участие в этих преступных действиях. И никто из сумчан против этого не возражает. В этом подлинная проблема, и ее не удастся решить никакой ценой проезда. Тем не менее алгоритм решения этой проблемы, помимо закупки троллейбусов, мог бы быть мирным.
Надо иметь смелость сказать: деньги должны быть обелены. Даем перевозчикам, к примеру, полгода. На выходе мы – власти и общество - должны иметь процедуру контроля, а вы получаете полгода для приведения своих дел в порядок, чтобы с даты «х» все стало прозрачным. Если появится доверие, повышение стоимости проезда по объективным причинам не будет вызывать никакого шока. Закупка троллейбусов снижает накал проблемы. А цена проезда вообще не является проблемой. Проблема – в доверии.
Ирония судьбы команды, которая пришла, в том, что, когда они кричали, что власть должна быть открытой, они в каком-то смысле были искренны, но истекший год показал, что они не способны управлять городом в открытом режиме. Чего только стоят заседания исполкома! Процедура созыва и проведения заседаний исполкома должна быть модернизирована так, чтобы ночные тайные заседания стали невозможными.
- Как Вы думаете, бабушки и дедушки, возмущенные неразберихой с платежками, ассоциируют бардак, связанный с развалом КП «Сумыжилье», с Александром Лысенко или люди не понимают этого?
- Я думаю, что Лысенко пришел к власти не без помощи некоторых товарищей, весьма известных в городе, и не без помощи сумской прессы под единственным лозунгом: «Минаев ворует деньги через “Сумыжилье”»!
Мне кажется, развал «Сумыжилья» и доведение его до банкротства является иррациональным процессом, у которого был один мотив: мужик сказал - мужик сделал. Ничего рационального в этом нет. Бизнес - составляющая в этом процессе появилась на последней стадии. Как выпутываться из этого, я не знаю.
Если вдруг выяснится, что люди, заплатившие за май-август «Сумыжилью», должны платить повторно еще и новым структурам, то было бы справедливо по суду возложить эти платежи на исполком. А речь идет об очень приличной сумме. Решение жилищно-коммунальной проблемы намного сложнее, чем вопросы бюджетного регламента и транспорта. Пришел час «х». Вступил в силу новый закон о совладельцах многоквартирных домов. Государство говорит: вот оно - ваше хозяйство, забирайте и не морочьте мне голову.
Надо начинать уже сейчас строить календарный план-график реализации этого закона в Сумах. Должен быть конкурс управителей. Для этого нужно сформировать их функции и правила регулирования тарифов. Эти проблемы не могут быть решены за 15 минут. Очень важно, чтобы этот план-график появился на столе людей, идущих в мэры.
Надо объяснять людям. Информподдержка должна быть такой, чтобы снивелировать возможные социальные взрывы. Волонтеры здесь не управятся. Городская власть должна доводить информацию до каждой квартиры, до каждой бабушки. Иначе рискует усугубить неистовство бардака.
Ситуация в последние два года изменилась катастрофически, я бы сказал, драматически. Но с Лысенко не связываются проблемы в городском менеджменте. Люди даже не способны дать оценку изменениям. Они по-прежнему живут в мире, где все решает генсек, где царь хороший, бояре плохие. Что делать? Надо реагировать по-житейски. Говорить с людьми понятным языком. Вода камень точит. Надо начинать уже сейчас. Хотя это проблема на годы.
Сумчанка Ксения Орлова, которая до этого десять лет работала журналистом, решила пройти конкурс... и стала патрульным полицейским....
Лидер второй по численности фракции в горсовете и четвертый по предпочтениям сумчан кандидат в мэры Сум рассказал о раскладах в...
Один из кандидатов в мэры Сум рассказал о втором туре, раскладах в горсовете и… поставил бутылку коньяка на Шилова-секретаря....
Сильная и активная громада может заставить любую власть работать на благо города, независимо от раскладов и персоналий....
Как изменения в избирательном законодательстве повлияют на расклад в будущем Сумском горсовете, зачем туда стремятся «фрунзенцы», кто и в какой... 2