Спектакль по пьесе Тараса Шевченко «Назар Стодоля» поставил заслуженный артист Украины и новый главный режиссер Cумского театра драмы и музыкальной комедии им.Щепкина Александр Рыбчинский.
Увидев работу режиссера и творческого коллектива, губернатор Сумщины Нина Гаркавая пообещала стать регулярным посетителем сумского театра.
25-26 марта, накануне Международного дня театра, щепкинцы показали премьеру. В эти дни зал был полон желающих увидеть то, над чем в течение нескольких месяцев работал практически весь творческий коллектив.
Были среди них и представители областной власти: губернатор Сумщины Нина Гаркавая, председатель Сумского облсовета Марк Берфман и начальник управления культуры и туризма облгосадминистрации Василий Деркач. Также премьеру посмотрел народный депутат Иван Ришняк.
Спектакль начал оркестр, исполнивший музыку, написанную специально для этой пьесы украинским композитором Нищинским. Только тот писал ее для сцены вечерниц, а Александр Рыбчинский разбил по всему спектаклю и таким образом сделал оркестр еще одним «действующим лицом», которое задает тему и находится в центре происходящего.
Звуки оркестра стихают, и открывается занавес.
Перед зрителями предстает сцена в церкви. На фоне иконостаса, нарисованного на ткани, идут люди с зажженными свечами.
Звучит хорал «С нами Бог», взятый режиссером из Pождественской церковной службы. Среди идущих, безумно глядя вверх, в длинной белой рубахе стоит главный виновник событий — отец, пожелавший на Святвечер просватать свою молодую дочь, вопреки ее желанию, за старого полковника.
В отличие от первого действия второе динамичнее и насыщено драматическими событиями. Начинается оно с молитвы «Отче наш».
Особенно хорошо здесь смотрятся массовые сцены слободских вечерниц, где поют, танцуют и ворожат. Но, наверное, больше всего режиссеру удался момент, когда под хорал «С нами Бог» отец Гали с челядью избивает Назара, похитившего его дочь. Настоящая сцена из кино, когда все видится как будто в несколько замедленном темпе и от этого кажется еще более реальным. А публика такие моменты ценит.
«Данкор» уже писал, что впервые спектакль «Назар Стодоля» Александр Рыбчинский поставил в Кривом Роге. Нельзя было не спросить об отличиях двух постановок.
— Когда я ставил «Назара Стодолю» в Кривом Роге, там не было оркестра, актеры не пели «вживую». Была только фонограмма. Здесь же мы рискнули и, думаю, не проиграли, — рассказал Александр Рыбчинский. — Живое исполнение дает очень много. И потом, это было очень нужно театру — после всех перипетий, которые в нем происходили. Тогда встал вопрос: нужен ли оркестр театру. Думаю, мы доказали, что нужен.
Кроме того, первая и вторая постановки спектакля отличаются оформлением. В Кривом Роге над ним работал заслуженный деятель искусств Украины Иван Шулик, а в Сумах — Виктор Михайличенко. Оба мне нравятся. Но в здешнем оформлении больше поэзии. В своей работе мы отталкивались от строчки Шевченко, которая стала лейтмотивом спектакля: «Mи в рах пекло розвели, а в Тебе iншого благаум».
Также режиссер рассказал «Данкору» о своем сумском открытии. Как оказалось, по его инициативе 26 марта роль главной героини, Гали, сыграла хористка Светлана Шульженко. До этого девушка никогда не играла на сцене.
— Она окончила СГПУ им.Макаренко и работала в театре артисткой хора. Когда я ее увидел, она мне понравилась, и я решил попробовать ее в роли Гали.
Актерского опыта у Светланы очень мало, его еще практически нет, и в этом вся ценность. На сцене она очень непосредственна, очень наивна. Это как раз то, что нужно для главной героини, которая не может даже представить себе, что отец способен так обмануть ее. Светлане всего двадцать лет, она делает сегодня первые шаги на сцене. И это, безусловно, помогло ей. Меня очень обрадовало это явление.
Произошло открытие актера. И теперь будем думать, как эти ее качества развивать.