Известный сумской фотограф, краевед и путешественник Сергей Гуцан поделился своими впечатлениями от поездки в Узбекистан.
— Ехать в Узбекистан стоит в сентябре-октябре или апреле-мае, т.к. летом там слишком жарко. Я ездил в сентябре прошлого года. После этого были Грузия, Израиль, но осталось ощущение: что-то недоделал с Узбекистаном — не рассказал людям.
Собирался я туда давно, понимая, что Узбекистан — это что-то далекое, оригинальное, восточное. Эта страна мало посещается нашими туристами, и я так и не дождался, когда соберется группа, что значительно снижает стоимость поездки. Ни из Украины группа не набралась, ни из России. Зато туда ежедневно прилетает самолет с французскими туристами. Самое большое количество туристов — это французы, после них следуют итальянцы, немцы, испанцы и в самом конце славяне. Т.е. туда ездит Европа. Потому что в Афганистан и Пакистан не поедешь — опасно, в Таджикистане и Туркменистане нечего смотреть. Узбекистан для желающих посетить Среднюю Азию остается единственным местом.
— Из советского прошлого все мы помним: хлопок, дыни, лепешки, тюбетейки… Всего этого там завались. Из истории я помню фотографа Прокудина-Горского, который в 1908 году в цвете отснял Российскую империю, но больше всего фотографировал Узбекистан. Я помню со времен своей юности эти снимки. В Бухаре есть мечеть четырех религий, построенная тамошним купцом, который, путешествуя по миру, оказался в Индии и увидел там подобный храм. Я эту мечеть видел на снимке Прокудина-Горского (я этот кадр из Сум специально брал), и мне было интересно найти точку, где стоял фотограф в 1908 году. Думаю, что попал. Это своего рода удовольствие от путешествия во времени. Приятно понимать, что мы с Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским встали на одну точку и увидели одно и то же.
А еще все мы помним картины Верещагина, поэзию Алишера Навои. В общем, корней для посещения Узбекистана у нас много. К тому же я готовлю выставку (скорее всего, будет в конце этого года) о Великом шелковом пути — от Камбоджи до Англии. И мне не хватало центрального участка, который проходил через Среднюю Азию.
Поездка была индивидуальная: я, супруга, водитель, машина и гид. Мы двигались с востока на запад: Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива — всего 1100 км. Маршрут классический, как «Золотое кольцо» в России. История местности огромная, глубокая и хорошо летописно выписанная.
— Национальный герой — Тамерлан. Это фигура №1. Причем сейчас у них проблема: лицо Тамерлана, которое сделал по его черепу советский антрополог Герасимов, получилось монгольского типа. Раньше на это никто не обращал внимания. Сейчас же Тамерлан должен быть узбекского типа. Только в одном месте нам показали герасимовского Тамерлана — теперь в основном его изображают узбеком. Самое брендовое — это мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, где похоронен Тамерлан.
Интересна история строительства города Шахрисабса — родины Тамерлана. Масштабность строительства поражает. Были амбиции: хотелось сделать такое, чтобы весь мир содрогнулся. Были и финансовые, и технические возможности, но не было опыта строительства. По летописным описаниям, гигантскую арку строили примерно так: Тамерлан сказал: «Ты будешь строить левое крыло, а ты — правое, потом сводим. Кто отстанет — казним». Темпы стройки были очень высоки, качество, естественно, хромало. В результате все рухнуло. Если бы это случилось при жизни Тамерлана, неизвестно, сколько бы голов полетело.
Гостиница «Узбекистан», где мы жили в Ташкенте, огромная, из хорошего советского прошлого. А вот в Самарканде уже гостиницы нового поколения — маленькие, комфортные, но не дешевые
($80-90 в сутки). Учитывая, что 80 процентов туристов европейцы, на них и рассчитано.
От советского прошлого они постарались оставить все самое позитивное. Вот женщина, которую я сфотографировал, тут же пригласила меня пить чай. В Сумах я многих фотографирую — кто меня чай позвал пить? Хотя женщины везде одинаковы: «Не фотографируйте нас, мы толстые».
Еще один экскурс в советское прошлое я совершил в Самарканде. Из Китая должен был прилететь глава государства, и студентов и школьников послали мыть площадь Регистан. Все это было и у нас: бордюры белили, траву красили…
Часто встречаются советские «волги». Узбекистан производит очень много автомобилей — «лачетти», «матизы», «дэу-нексии». 98 процентов населения ездят на узбекских машинах. Ввезти иномарку можно, но она облагается 10-кратным налогом. Хочешь «фольксваген тигуан»? Пожалуйста — тысяч 50 долларов тебе набросили сверху, вези! Ни одного «тигуана», «опеля», «тойоты» я не видел. Раз видел «мерседес» — правительственный.
Их маршрутки своими миниатюрными размерами вызывают у нас смех. Но у них это самый распространенный автомобиль (стоит примерно $14 тыс.). Хотя машин много, свободно их не купишь. Надо год ждать. Если хочешь в течение недели, надо переплатить: за легковушку — около $2 тыс., за микроавтобус — $4 тыс.
В Узбекистане я понял, что такое государственная программа поддержки автопрома и госстроительства. В каждом населенном пункте — множество строительных кранов. Все строится. Они планируют до 2016 года каждую узбекскую семью обеспечить бюджетным жильем. Со времен «Продовольственной программы» я привык, что все государственные программы только декларируются. А у них работают!
Еще государство поощряет традиционные семейные промыслы. Что интересно: там нет китайского товара. Везде отечественный, узбекский. «Это кто делает?» — «Это мы с дядей делаем».
В Самарканде мы видели, как из коры шелковицы делают бумагу, знаменитую еще в раннем средневековье. В IX веке, во время военного конфликта с китайцами, они набрали много пленных китайцев, владевших искусством производства бумаги. Обучились и поставили это на промышленную основу. Кору режут, варят, толкут в ступках, отжимают, полируют — все это показывают туристам и продают готовые изделия.
— От общения с узбеками остались самые светлые воспоминания. Черпая информацию из московских каналов, я знал, что у них там все плохо, но нам еще надо у них поучиться толерантности и дружелюбию.
Все туристические объекты в идеальном состоянии. Все подписано на узбекском, английском, русском. Люди расположены к общению. Мусульманская страна абсолютно толерантна к людям других вероисповеданий. Проблем с языком нет: все, кому за 25-30 — русскоговорящие.
Я понял, что они завидуют нам. Мы для них — светлое будущее, удачно пристроившееся. Говорят мечтательно: «Вот у вас на Украине…» И грузины то же говорят. У них Украина ассоциируется с достатком, свободой, благополучием. Это испокон веков хорошо там, где нас нет. И еще замечу: это было в прошлом году.
Живут они во многом по-советски. У них нет олигархов. Есть просто народ и недосягаемый Царь, рядом с которым никто и близко не стоит. В то же время все хорошие традиции сохранились: они простые и дружелюбные. Я там увидел свою юность. Вот грузины уже не такие радушные, как раньше. Их уже капитализировали.
Стоимость путевки на одного человека — $1500, из них $700 — перелет (летели через Киев).
У них нет крупных купюр. На $100 долларов дают целый пакет денег.
Номера поторговаться, как в Египте или Турции, не проходят. Торговцы держатся с достоинством: нет денег — нет товара.
Плов — это то, что нашему туристу приятно и удобно. Огромная тарелка на четверых — $20. Плов везде разный: в Бухаре — изысканный и жирный, в Хиве — простой и обезжиренный.
Узбеки очень активно эксплуатируют тему Шелкового пути. Ткани там недорогие: ручной работы шелк — $4 за метр, хлопок — $1. Керамика тоже недорогая.
Тюбетейки там двух типов: повседневные, которые носят всюду (стоят $5), и праздничные — вышитые вручную($50). У каждого региона своя вышивка.
Когда видишь, как ткут ковры, уже не спрашиваешь, почему так дорого (от $1тыс.). А как потомственный кузнец делает мечи из дамасской стали (от $ 600), хранится в секрете до сих пор.
Еще одна фирменная и дорогая вещица — сюзане (коврик, вышитый вручную). Мастерица орнаментом рассказывает о себе, своих мыслях и желаниях.
Орнамент плавно переходит на потрясающую архитектуру. Обилие бирюзы в культовой архитектуре объясняется тоской по воде. Мол, если воды не хватает реально, то мы ее хоть нарисуем.
Optionmen
Робота в Польше от портала Моя Варшава 2016. Мы готовы помочь Вам найти вакансию, которая близка Вашей специальности. В любое время суток Вы можете перейти по ссылке и узнать более подробную информацию.