Главное условие качественной работы жэков и успешной защиты ваших прав, как потребителей услуг жэков, это наличие договора.
— Если у вас заключен договор, вы можете требовать выполнения каждого пункта, прописанного в нем, — считает начальник управления по делам защиты прав потребителей в Сумской области Галина Подлубная. — Согласно Закону Украины "О защите прав потребителей", договор — это устное или письменное соглашение между потребителем и исполнителем о качестве, сроке, цене и условиях, при которых реализуется услуга. Подтверждением устного договора являются квитанция, товарный или кассовый чек, билет, талон или любой другой документ.
— Для жэков прописан не только ряд услуг, но и сроки выполнения и устранения тех или иных неполадок, — рассказывает Г. Подлубная. — Согласно правилам, ремонт крыши, например, должен быть сделан в течение пяти дней. Если у вас текут водопроводные трубы, сливные бачки или поврежден мусоропровод, отводятся всего сутки для устранения поломки. А вот неисправности в электросетях должны устраняться немедленно.
Хотя не всегда жэки выполняют эти предписания, вы, как потребитель, имеете право от них это потребовать.
Если вас не устраивает та или иная услуга, беритесь за ручку и составляйте акта-претензию.
— Если условия договора, заключенного между вами и жэком, нарушаются, вызывайте его представителя для подписания акта-претензии, — рекомендует Г. Подлубная. — Здесь вам нужно указать сроки, вид нарушения количественных и качественных показателей. Представитель должен явиться не позже двух дней с момента вашего обращения. Если к вам не пришли, сами беритесь за составление акта-претензии, который будет считаться действительным, если его подписало не менее двух потребителей. А дальше идите на переговоры с жэком или в суд.
Газета "Данкор" совместно с областным управлением по делам защиты прав потребителей продолжает ряд публикаций, которые помогут потребителям защитить свои права в магазинах, на рынках и в жэках.
Справка. Управление по делам защиты прав потребителей в Сумской области находится по адресу: площадь Независимости, 2, тел.: 63-13-55 и 63-13-52.
Перечень услуг, которые обязан предоставлять жэк, установлен постановлением Кабинета Министров еще от 12 июля 2005 года. Сюда вошли:
— уборка лестничных клеток;
— уборка придомовой территории;
— уборка подвалов, технических этажей и крыш;
— обслуживание диспетчерских систем;
— обслуживание вентиляционных шахт в доме;
— обслуживание систем противопожарной сигнализации и дымоотвода;
— текущий ремонт инженерных систем здания и «элементов внешнего благоустройства» — заборов, лавочек и т.п.;
— ремонт детских площадок;
— подготовка домов к осенне-зимнему периоду;
— энергообеспечение лифтов;
— обслуживание и ремонт квартирных счетчиков воды и тепла.