Недавно я стала свидетелем перебранки между продавцом обуви и покупателем, у дочки которого после двухдневной носки сапог отвалился каблук. Как защитить свои права при покупке обуви?
За полчаса моего пребывания в управлении защиты прав потребителей трое из четырех посетителей жаловались на обувь. Пришел и Вадим Радько, сумчанин, ругавшийся с продавцом на Центральном рынке. 3 декабря его жена и дочь купили зимние сапоги за 250 грн. На просьбу выдать чек продавец сказала: «Это ни к чему, обувь качественная, московская, проблем с ней не бывает».
На второй день носки дочь вернулась из института без каблука.
Предприниматель предложила сделать ремонт, но В.Радько отказался и потребовал вернуть деньги. Продавец не согласилась и теперь утверждает, что эти люди у нее ничего не покупали. Из-за отсутствия чека доказать факт покупки обуви у конкретного предпринимателя в конкретное время практически невозможно. Единственный выход — обратиться в суд, что и посоветовали Радько защитники прав потребителей.
Далеко не каждый решается отстаивать свои права в суде. Ведь без чека и свидетелей покупки (минимум двух) там вряд ли чего-то добьешься.
— При любой покупке, а особенно обуви, покупатель должен требовать у продавца чек. Если на вашу просьбу продавец ответит отказом — не покупайте у него ничего. Отказ означает уход от ответственности за качество товара, — сообщила Ирина Савченко, заместитель начальника городского управления по делам защиты прав потребителей. — В чеке должна быть указана фамилия, имя, отчество предпринимателя, место нахождения торговой точки, наименование товара, его стоимость на момент продажи, число, подпись и идентификационный код предпринимателя. Сравните его с указанным в свидетельстве предпринимателя (наличие свидетельства или копии обязательно для торговой точки).
Если во время носки обуви до истечения гарантийного срока обнаружились какие-либо дефекты, вы можете проконсультироваться у специалистов и при необходимости сделать экспертизу. К последнему обычно прибегают в случае отказа предпринимателя удовлетворить требования купившего некачественный товар. Экспертиза платная, один час работы эксперта стоит 30 грн. + НДС.
В случае установления непричастности покупателя к появлению дефектов (если вы не нарушили правила ее эксплуатации, не повредили), затраты на экспертизу предприниматель должен возместить. Заключение эксперта имеет юридическую силу и служит доказательством в суде.
Экспертиза обуви в Сумах производится в Торгово-промышленной палате на ул.Красногвардейская, 7.
Мария Петренко, эксперт Сумской торгово-промышленной палаты:
— Настоящей импортной обуви в Сумах практически нет. Маркировка обуви, а порой и штрих-коды на коробках так называемых итальянских и французских сапог не совпадают с кодами этих стран.
Что касается качества отечественной обуви, то встречается добротная, например, львовского производства. Но потребители часто предпочитают ей итальянский ширпотреб из-за более модных фасонов. Многие дефекты обуви — скрытые и определяются только в процессе носки. Но некоторый брак можно увидеть сразу. Например, неровный отделочный шов, в основном, на носке и заднике.
Гарантийный срок в зависимости от материала, из которого сделана обувь, но он не может быть меньше 30 дней с момента покупки. Если обувь купили не в сезон, гарантийный срок исчисляется с начала соответствующего сезона. Зимний — с 15 ноября по 15 марта, весенне-осенний — с 15 марта по 15 мая и с 15 сентября по 15 ноября.
Летний — с 15 мая по 15 сентября. Гарантия должна даваться на любой вид обуви — как из кожи, так и из заменителя. Многие предприниматели обманывают покупателей, говоря, что гарантия на московскую обувь — 14 дней. Это минимальный срок гарантии — в России.
Если обувь ввозится на Украину легально, гарантийный срок должен соответствовать требованиям нашего законодательства. Если в течение гарантийного срока вы обнаружили дефекты в приобретенной обуви, то имеете право на возврат стоимости покупки, бесплатный ремонт или же обмен на другую модель либо марку с перерасчетом: либо доплата, либо возврат остатка предпринимателем. Право выбора остается за потребителем.
Если вы купили обувь, но по каким-то причинам она вам не подходит (перенравилась, цвет не тот и т.п.), на протяжении 14 дней вы можете вернуть или обменять ее при условии, что не носили.
Юлия
У меня свои точки с кожаной обувью, на рынках Киева. Могу розказать как люди пользуються своими правами. Один из моих работников отпросилась с роботы и я вынуждена была её заменить. Не молодая семья, купили мужчине зимние ботинки из натуральной кожи на цегейке,работаю с етой моделью уже лет 5. Ровно через 14 дней приносят возврат: это просто нужно было видеть обувь в таком состоянии что противно в руки брать, мокрая, грязная, вся розодрана, порезана и с ужастным запохом завёрнута в газете. Я отказалась брать возврат. Так он такой скандал устроил, что весь рынок сошолся. но я настояла на своём, придложила отнисти ету обувь на експертизу. Так он и ушол с концами. вот как молжно работать с такими людьми ?
Андрей
Я торгую обувью в Одессе,полностью согласен с Юлей,такие случаи и у нас не редкость.Люди просто наглеют,придираются к любым мелочам,оскорбляют,угрожают,какой существенный или несущественный недостаток,они про ремонт(даже мелкий типа:выпали 2 страза из декоративной пряжки) слышать не хотят-только возврат денег!Просто кошмар,насмотрятся телевизор и бегом на рынок с притензией вроде: мне праравый сапог сильно поджимает,они наверно пошиты неправильно или распарованы-отдайте деньги.Да если я буду каждый такой случай как положено оформлять то придется все свое время на экспертизы тратить.Надо того умника,который придумал все эти нормы закона на рынок в контейнер посадить и пусть попробует их применить на практике.Может кто-то найдет способ как с этим беспределом бороться!
Леонид
Юлия, вы считаете, что злые покупатели сами специально порезали и разорвали свою обувь? Не надо продавать барахло, и жалоб не будет. А чем вас запах так огорчил? Вы эту пару хотели еще кому-то впарить? Запах только свидетельствует об активной эксплуатации в эти 14 дней. В общем, повысьте зарплату вашей продавщице и приносите ей каждый день молоко за вредность, если ей все-таки удается продавать такой товар.
Руслан
Недавно у меня случился интересный случай.Купил я обувь в фирменном магазине NIKE в городе мариуполе.Через шесть дней краска на обуви стала трескаться и отпадать.Я естественно пошел в магазин, в котором покупал эту обувь, и представил её начальству этого магазина. Начальница покрутила кросовки, и с удивлённым видом спросила у меня: \"А вы что кросовки в машинке стирали?\" Мне вот просто интересно каким нужно быть больным человеком чтобы стирать кросовки которые я не проносил еще неделю? В общем я написал заявление на имя владельца магазина с просьбой провести экспертизу обуви. Сказали что в течении 14-ти дней мне скажут ответ. Чек при покупке естественно мне никто не выдал, но начальница сказала что если он мне понадобится то она мне его предоставит. Собственно к чему я это всё клоню!7 У меня вопрос: если вдруг ихняя экспертиза заявит что обуви надлежащего качества, и виноват в её порче я,то могу ли я самостоятельно заказать экспертизу? Что для этого нужно сделать, и где именно её заказать?
Елена Адаменко
Руслан написал:
Руслан, я не поняла, вам через 14 дней скажут ответ, проведут экспертизу или нет? Или же экспертизу согласились проводить и через 14 дней будут ее результаты?
Самостоятельно заказать экспертизу вы можете, оплатив ее. Вывод о качестве обуви может сделать специалист торгово-промышленной палаты (как правило, она находится в областном центре), или же специалист научно-исследовательского института судебных экспертиз. В вашем городе его, возможно, нет, поэтому нужно съездить в Донецк. В любом случае, дождитесь ответа от магазина и чек заберите как можно скорее, потом продавцы могут отказаться от своих слов. Обратитесь также за консультацией в управление по делам защиты прав потребителей. Удачи Вам! Напишите, чем закончилось дело.