Семь пятниц на неделе. Тарифы «Сумыжилья» меняются так быстро, что жильцам трудно разобраться какой из них правильный.
Во-первых, изменяется срок предоставления услуг, во-вторых, по отдельным домам сокращается их количество, а в-третьих, уже в день принятия новых тарифов заговорили об их отмене.
Новые тарифы КП «Сумыжилье» направило на рассмотрение созданной президентом Госинспекции по ценам, которая еще не приступила к работе. В «Сумыжилье» не исключают, что после рассмотрения инспекцией предприятие сможет вернуться к старым тарифам. Более того, не исключен вариант с еще более высокими тарифами.
А пока что имеем такую картину: если раньше дворник должен был убирать придомовую территорию ежедневно, то теперь 3-4 раза в неделю. Причем, как объяснил директор «Сумыжилья» Евгений Степаненко, где придомовая территория больше, убирать будут реже, где меньше — чаще. Г-н Степаненко сказал, что о новых тарифах предприятие оповестит жильцов в течение месяца. В связи с недавними изменениями в законодательстве (869-ое постановление Кабмина и внесение изменений в Закон о жилищно-коммунальных услугах) тарифы доводятся к сведению потребителей на протяжении 15 дней после принятия решения. Т.е. решение вступает в силу с 1 марта, а предприятие, оказывающее услуги, должно оповестить потребителя в течение 15 дней об уже действующих тарифах.
— С 1 марта мы входим хоть в какое-то правовое поле, правильное правовое поле, — резюмировал Г.Минаев. Таким образом, за 8 месяцев сумчане получили уже третий тариф по квартплате. От этого создается впечатление, что тарифы взяты с потолка, особенно, если послушать аргумента представителей домовых комитетов, которые присутствовали на их утверждении.
— Какой смысл такого тарифа, если жильцы любого дома (вы тоже живете в таких же самых домах) платят за неоказанные услуги? — высказался Николай Ващенко, председатель комитета дома 118 на ул.Кирова.
— Если подойти профессионально к этому вопросу, больше шести позиций из квартплаты надо исключать. Тогда по моему дому тариф будет 70 копеек (то есть в два раза меньше, от утвержденного. — ред.). — посчитала цену вопроса Наталья Якимец, председатель домового комитета дома №5 на ул.Харьковская.
Председатели домовых комитетов, присутствовавшие на заседании исполкома, с мэром категорически не соглашались и все время стремились вступить в дискуссию.
— Да подождите вы, — сдерживал мэр домкомовцев. — Члены исполкома еще не обсудили.
— Кто их пригласил? — тихо спросил мэра Константин Ефименко.
— У нас же демократия. «Поки що», — объяснил мэр с ударением на «поки що». — Диана Игоревна, сядьте, пожалуйста. Вы же не член исполкома.
Диану Рохманову мэр сначала «через пожалуйста» несколько раз просил сесть, но вежливости у него не хватило до конца. Когда со словами «мы налогоплательщики, и вы обязаны к нам прислушиваться, а не вести себя так, как вы ведете… Да не хочу я вас слушать» Д.Рохманова направилась к выходу, мэр проводил ее репликой: «Вот и хорошо. Шуруйте к своему коммунисту Даниленко и там занимайтесь...»
— Уважаемые, да такого не было в истории города Сумы, чтобы на исполкоме так выступали, — сокрушался мэр. — Я вас слушаю только потому, что вы председатели домовых комитетов.
У членов исполкома по ходу обсуждения тоже возникло много вопросов.
— Снижение тарифа произошло из-за того, что какие-то услуги будут выполняться не периодически? — уточнил Владимир Шульга.
— В отдельных домах есть отдельные работы, которые будут выполняться периодически. Сумма на обслуживание уменьшена. Т.е. не будет выполнено столько работы, сколько предусматривалось, — объяснил Михаил Левенец. — По отдельным домам пересмотрены сроки уборки придомовой территории: убирать будут не ежедневно, а три-четыре раза в неделю. Визуально если есть мусор, то дворник выходит и убирает, но в расчете они поставили такие сроки.
— Меня интересует дифференциация по домам. Насколько я понял, для 5-, 9-, 10-этажных домов тариф установлен на уровне 1,49 грн. Т.е. независимо от возраста дома тариф абсолютно одинаков, несмотря на то что некоторые дома введены в эксплуатацию вчера, некоторые позавчера, 50 -100 лет тому назад? — поинтересовался Виктор Волонтырец.
— Мы рассматривали эти вопросы, и подход к каждому дому был индивидуальный, — объяснил Михаил Левенец. — Но сегодня тариф, если рассчитать его по тем нормам, будет больше 3 грн. И если необходимо сделать крышу, подъезды (а эти расчеты затрат у КП «Сумыжилье» есть), учитывая эти затраты, решили остановиться на 1,49 грн.
— Есть такая графа, которая должна учитываться в тарифе, «другие услуги» — вывоз снега, уборка подвалов, промывка технического этажа, крыш и т.д. При расчете тарифа эти «другие услуги» учитываются? — допытывался Виктор Волонтырец. — Я уверен, что их никто никогда не выполнял
— Тариф рассчитывается исходя из тех 18-ти услуг, которые утверждены постановлением Кабмина. Это плановый расчет предприятия. Но есть другое постановление Кабмина, где четко сказано об исполнении. Если предприятие не выполняет, жильцы вправе обратиться и предприятие должно отреагировать. Если предприятие не отреагировало, три жильца дома пишут заявление, и «Сумыжилье» должно сделать перерасчет, — объяснил Михаил Левенец.
— То есть те услуги, которые не предоставлялись, будут исключаться и тариф будет пересчитан? Есть ли вообще такое в реальной практике? Я такого не видел ни разу. И какие при этом условия? — продолжал добиваться Виктор Волонтырец.
— В постановлении Кабмина на этот счет сказано: если услуга не выполняется, то жильцы могут обратиться к исполнителю и разобраться. Если исполнитель не явился, надо составить акт. Но в п.34 169-ого постановления Кабмина п.34 сказано: исполнитель может в случае необходимости (раньше такого не было) осуществлять перераспределение расходов в структуре тарифа на другие услуги. Руководитель коммунального предприятия может деньги, которые предусматривались на одну услугу, перераспределять на другие потребности, например на текущий ремонт.
— Т.е. выполняются услуги или нет, тариф все равно будет 1,49 грн., хоть разбейся, — заключил В.Волонтырец.
— А теперь я правду скажу, можно? — вмешался мэр. — Правду же надо рассказывать. Может, после того как я расскажу, у вас отпадут вопросы о вывозе снега и уборке лестничных клеток и т. п., что вы называете «другим»… 418-е решение в июне, с выходом «Сумыжилья» на рынок обслуживания жилья, утвердило конкурсный тариф — 1,49 грн. Так? Так. Автоматически в эти 1,49 грн. по постановлению Кабмина попало все — все виды услуг. Правильно? Правильно! В том числе полив газона, в том числе вывоз снега… — все попало автоматически. И вот так волюнтаристски мы работали полгода. И полгода дали КП «Сумыжилье», чтобы рассчитать тариф на каждый дом отдельно, учитывая состояние дома, его придомовую территорию и т.д. В 418-ом было записано? Было. «Сумыжилье» работало над этим? Работало. Под конец года еще нас догнали Антимонопольным комитетом. По каждому дому отдельно… Сделали 840-е? Сделали. По каждому дому сделали 840-е. Потом вы знаете, что началось. Теперь на сегодняшний день 840-е (правильное!) решение приостановлено? Приостановлено. Государственная инспекция начала работать? Не начала. Только есть один начальник в Киеве и один заместитель, больше ничего нет. Нам надо входить в правовое поле, когда приостановлено правильное решение и висит неправильное решение? Надо. Вот сегодня мы принимаем по требованию Антимонопольного наше 418 решение — привести все в соответствие: по каждому дому конкретный тариф (конкретный!) не выходя опять волюнтаристски за рамки 1,49 грн., убрав оттуда вывоз снега, убрав оттуда полив газонов, убрав оттуда уборку лестничных клеток. А разницу, которая ложится в этот тариф, положить на текущий ремонт. Ну что тут может быть непонятного?! Господа хорошие и дамы! Ну что? Абсолютно все понятно и «зрозуміло».
Кроме того, считаю, что пункт «утратило силу 840-е» в этом решении принимать нельзя. Надо исключить этот пункт. Пусть повисит это 840-е. Заработает инспекция, Степаненко подал все документы в ценовую инспекцию, пусть рассматривают и принимают. Реальный тариф обслуживания, если по-настоящему обслуживать, уже далеко за 3 грн., если по-настоящему работать, по-настоящему обслуживать. Вот и все. Тут нет какого-то потаенного или чего-то (не знаю, как это сформулировать) обмана, ничего подковерного. Мы входим с 1 марта хоть в какое-то правовое поле, правильное правовое поле. Вот и все.
— Мы идем шаг вперед, два назад. Мы сегодня опять будем принимать какое-то неправильное решение. Опять пойдут жалобы от людей, которые будут недовольны, не получая некоторых услуг, — возразил Владимир Шульга. — Почему неправильное? Правильное. У нас сегодня правильное, — уверял Г.Минаев, поддерживаемый другими членами горисполкома. Вы хотите туда поставить уборку лестничных клеток? Поставьте. Тогда давайте тариф принимать не 1,49 грн., а туда … Вы хотите полив газонов? Давайте поставим. Тогда тариф будет не 1,49 грн. Вы хотите вывоз снега поставить? Давайте поставим. Тариф будет далеко не 1,49 грн.
— Я хочу, чтобы было сделано так, чтобы мы к этому больше не возвращались, — объяснил Владимир Шульга.
Напомним: старые тарифы были приостановлены решением сессии Сумского горсовета 25 января под влиянием Антимонопольного комитета.
— По распоряжению городского головы была создана рабочая группа, которой поручено рассмотреть вопрос о расчете стоимости обслуживания и содержания жилых домов, услуг, предоставляемых КП «Сумыжилье», — напомнил начальник управления социально-экономического развития Михаил Левенец. — Комиссия сделала вывод: тарифы, установленные решением №840 являются экономически обоснованными, они рассчитаны в соответствии с постановлением №869. Но комиссия предложила все эти расчеты направить в Государственную инспекцию по контролю за ценами, созданную указом президента 19 января. Но в связи с тем что эти расчеты будут рассматриваться некоторое время, было предложено КП «Сумыжилье» пересмотреть и, где возможно, учесть предложения комиссии для того, чтобы новый тариф выглядел в рамках тех затрат, которые сегодня делает «Сумыжилье». Поэтому «Сумыжилью» было поручено снова пересмотреть вопрос. Это не новый тариф, а срок отсчитывается от того же срока, когда он был рассмотрен на исполкоме, был обнародован, был обсужден. И на сегодня «Сумыжилье» учло определенные предложения, изменило сроки предоставления услуг. Если было ежедневно, то сегодня рассмотрен вопрос о периодичности предоставления услуг. Сегодня по отдельным домам произошло исключение отдельных услуг.
Категория |
Кол-во домов, шт. |
Размер тарифа на 1 кв.м общей площади (с 1 марта 2012 года) |
Размер тарифа |
1-этажный |
171 |
0,27 грн. |
0,45 грн. |
2-этажный |
264 |
1,43 грн. |
1,45 грн. |
3-этажный |
39 |
1,42 грн. |
1,60 грн. |
4-этажный |
33 |
1, 42 грн. |
1,65 грн. |
5-этажный |
242 |
1,49 грн. |
1,75 грн. |
9-этажный |
166 |
1,49 грн. |
1,79 грн. |
10-этажный |
40 |
1,49 грн. |
1,49 грн. |
12-16-эт. |
37 |
1, 49 грн. |
1,79 грн. |
Источник: Сумской горисполком
Николай Ващенко, председатель комитета дома 118 на ул.Кирова:
— Члены исполкома, вы уважаете свои решения? Или не уважаете? Вопрос риторический. Вот в 418-ом решении написано (пункт 3.4): «в срок до 1.01.12 года провести расчеты тарифов в жилых домах путем проведения по каждому дому общественных слушаний (!) установленного тарифа». Вы принимали такое решение. Вот опять: «в срок до 1.03.12 года представить расчет тарифов, составленный на основе общественных слушаний (!), в управление социально-экономического развития». Таких общественных слушаний ни в одном доме не было. Я скажу вам следующее: если были бы общественные слушания, то, может быть, тариф был бы намного больше, чем 1,49 грн. Жильцы дома, может быть, приняли бы больший тариф, если бы им было доказано, что услуги будут выполняться качественно и в срок. Но все те виды услуг, которые включены в 1,49 грн., те позиции, которые определены Кабмином, половина из них не выполняется и никогда не выполнялась. Тогда какой смысл такого тарифа, если жильцы любого дома (вы тоже живете в таких же самых домах) платят за неоказанные услуги?
Постановление Кабмина не категорически отменяет общественные слушания. Там тоже записано: «на основе общественных слушаний».
По нашему дому мы со Степаненко сели, обсудили, заключили договор. Тариф меньше, чем 1,49 грн. Он составляет 1,38 грн. Но уже полгода Степаненко заставляет платить 1,49 грн. Как можно так делать при заключенном договоре?! Жильцы не понимают, почему в договоре 1,38 грн., а платят 1,49 грн. А юрист «Сумыжилья» на заседании Антимонопольного комитета, когда мы спросили: «Почему вы договор не замечаете?», нам ответил: «Договор для нас — это ничто, главное для нас — тариф, утвержденный исполкомом».
Диана Рохманова, заместитель председателя домового комитета «Интер-22»:
— Сегодня на исполкоме я услышала много неправды. Во-первых, я получила расчет по своему дому (это с трудом взятый расчет), в котором не отменена ни одна из тех услуг, которые были на 1,49 грн. раньше. Изменив 1,78 грн. для девятиэтажек, изменив сроки уборки (три раза в неделю и т.д.), вы снова нарушаете постановления и законы. Вы не имеете права делать это.
Для того чтобы рассчитать тарифы по каждому дому, необходимо иметь акты технического обследования дома, которые я, будучи у Степаненко на приеме в сентябре, уговорила его сделать. И только в феврале мы их заставили сделать по нашим двум домам техническое обследование. На основании этого должны рассчитываться тарифы. Этого по другим домам нет и не было. Расчет этого тарифа неправильный.
Невыполнение на одну копейку каких-то услуг приносит огромные прибыли тем организациям, которые занимаются обслуживанием. Я уже не говорю о том, как происходит это обслуживание. На мой взгляд, вы сейчас незаконно принимаете. Общественных слушаний, о которых вы так здорово говорите, не было. Я понимаю, что вы имеете в виду те общественные слушания, которые вы проводили в красном зале, синем зале, под расписку приглашая работников бюджетных организаций. Это можно сделать, но по уставу (а его вы не меняли) есть общественные слушания. Так будьте добры, проводите их перед тем, как будете эти тарифы выставлять людям. По моему дому (по Харьковской, 5) это не 1,49 грн., — это должно быть 70 копеек, а может, даже еще меньше. Т.е. по каждому дому должны быть просчитаны тарифы. На этом настаивал и Антимонопольный комитет.
Наталья Якимец, председатель домового комитета дома №5 на ул.Харьковская:
— У Антимонопольного комитета было два основных замечения к тарифам КП «Сумыжилье»: тариф расчитан не для каждого дома отдельно и без учета реального технического состояния дома. И если первое замечание формально устранили в новых тарифах, то второе — учет реального технического состояния домов — нет. Кроме того, АМК вынес постановление с конкретными замечаниями по тем домам, по которым были заявления. Так вот, по моему дому было сделано Антимонопольным комитетом замечание: больше шести лет не работает система диспетчеризации лифта, но до сих пор (и предыдущие организации, и КП «Сумыжилье») это включено в тариф. Я неоднократно писала, но никто не обращает внимания. Система пожаротушения не работает больше 10 лет. Чтобы ее восстановить, надо больше миллиона. До сих пор включают это в тариф. Вы говорили, что в последние тарифы не включены полив территорий и т.д. Все включено. Почему по нашему дому включен полив, если у нас нет даже патрубков, абсолютно ничего для того, чтобы технически выполнить эту составляющую тарифа?!
Что касается уборки придомовой территории. Она не обозначена, эта придомовая территория. Мы ходили в управление земельных ресурсов, нам сказали: только 150 домов в городе, где официально подтверждена площадь придомовой территории. Все остальное не подтверждено, поэтому на эту площадь любой тариф, который будет устанавливаться, уже незаконный. По моему дому это почти 639 кв.м, а на самом деле там маленький пятачок. Никто ее никогда не рассматривал, никто никогда ее не утверждал. Более того, технические условия конкретно по моему дому, которые сейчас дали, не имеют документации. Я уже вижу, что они нереальны и не правдивы. И еще о придомовой территории. Расчеты сделаны на 5 тыс. кв.м на одного дворника. В соответствии с методическими указаниями (приказ Госкомитета Украины по ЖКХ № 59 от 4 августа 1997 г. «Типовые нормы времени и нормы обслуживания для рабоитников и производственного персонала, занятого содержанием жилищного фонда»), эти 5 тыс. кв.м подразумевают ежедневную уборку придомовой территории. Так и остальные позиции. Вы сегодня говорите о том, что убрали «ежедневно» и сделали три раза — это полностью нарушает приказ № 59.
У меня более 20 писем к Степаненко, на которые ответов практически не было. В этих письмах я обращалась к закону про доступ к публичной информации. Мне не выдавались копии документов. Более того, мы пытались попасть к Степаненко на прием, нас записали на три месяца вперед. После этого мы с Дианой Игоревной (Рохманова. — Ред.) пытались пройти в «Сумыжилье» — нас просто туда не пустили.
Как сообщает мэрия со ссылкой на директора КП «Сумыжилье» Евгения Степаненко, в связи с изменением поставщика услуг телефонии, изменился телефон колл-центра.
— Уже в пятницу к нам дозвонилось больше сумчан, чем раньше. Если ежедневно мы принимали 400-500 звонков, то в пятницу — 620. Кроме того, теперь мы можем отслеживать продолжительность разговоров, сколько абонентов ожидает связи, тем самым регулировать работу операторов колл-центра, — сообщил Е.Степаненко.
Как заверил руководитель КП «Сумыжилье», на протяжении месяца будет действовать и старый телефон — 657-444.
Гость
Диана Рохманова, заместитель председателя домового комитета «Интер-22»: По моему дому (по Харьковской, 5) это не 1,49 грн.
Гость
Гость
Гость Ира
Уважаемый Евгений Степаненко
ПРОСЬБА РАЗОБРАТЬСЯ.
Проживаю по адресу пр. Лушпы 43/1, Обращались жельцы на гарячую линию 657-444 по вопросу коммунальной электроэнергии но так ничего и не сделали. Мы платим большие деньги почти 20 грн в месяц. Еще в нашем доме в щитовой комнате проживает семья которую поселил бывший ЖЭК "Жилищник" они ничего не платят так как обяснил диспетчер у них желья нет пожалейте семью и добавила что они подключены на прямую. Почему мы должны платить за всех.. На каком основании они проживают кикто не хочет заниматся этим. Просим проверить в доме коммунальную эл. энергию кто с жильцов подключился к проводке. Может нам всем ничего не надо платить. С уважением жельцы дома 43/1.