На прошлой неделе в Сумах наблюдался дефицит бензина марки А-95. А-92 отпускали по 10 литров в руки. Правда, заправщики с успехом обходили указания начальства: желающий купить, например, 30 л делал это — просто колонку включали трижды. На трассе, по словам экспертов, А-95 можно было купить по 3,2 грн./л, А-92 — по 2,99 грн./л., с тем же десятилитровым ограничением.
Впрочем, от термина «кризис» по отношению к данной ситуации предприниматели, работающие в сфере грузоперевозок, пока воздерживаются.
«Я считаю, что если бы у нас был бензиновый кризис, то дороги были бы пустыми, — говорит генеральный директор службы такси «Импульс» Владимир Шилов. — А вы попробуйте проехать! Невозможно. Значит, все нормально.
Просто кому-то это (кризис. — Ред.) надо, кто-то зарабатывает политические дивиденды, кто-то деньги».
Мнение водителей По словам В.Шилова, дефицита горючего его предприятие не испытывает, т.к.
покупает оптом непосредственно у производителя. А вот растущие цены не радуют. В результате возможно подорожание услуг сумских таксистов.
«Мы еще не повышали цены, потому что у нас был запас бензина, приобретенного по старой цене, — говорит В.Шилов. — Но он заканчивается, тогда повысим. Я думаю, цены поднимутся процентов на десять. В противном случае работать станет просто нерентабельно».
Что касается производственного транспорта в Сумах, то на бензиновом горючем ездят в основном легковые такси. Маршрутки, в качестве которых в основном используются «газели», работают, как правило, на газе.
Автомобили на междугородных рейсах, заправляются дизтопливом.
Кстати, последнее тоже подорожало. «Цена 2,75 грн./л, установленная Юлией Тимошенко, держалась до последнего времени, но сейчас поднялась на 10 копеек, — говорит замдиректора компании «SANAVTO» Андрей Саленко. — На некоторых заправках уже приблизилась к трем гривням. То есть цена дизтоплива сейчас на уровне цены 92-го высокооктанового бензина! И мы думаем, что это не предел».
Такой рост цен на горючее не может не влиять на доходность бизнеса. Однако А.Саленко говорит, что подорожания междугородных перевозок пока не будет. «Мы б с удовольствием повысили, но конкуренты не поднимают, — поясняет он. — Конкуренты тоже хотят, но не могут, потому что мы не поднимаем. Боремся за пассажира».
Кстати, газ, на котором работаю городские маршрутки, пока не дорожал. Поэтому, по мнению А.Саленко, всякие попытки повысить цену на проезд в городе следует рассматривать как спекуляцию на шумихе вокруг «бензинового кризиса».
Зато есть основания для подорожания некоторых продуктов питания, например молочных. Дело в том, что на многих предприятиях грузовой автомобильный парк эксплуатируется еще с советских времен, когда на бензине не экономили. Переоборудовать же автомобили на газ в состоянии не каждое предприятие.
Дефицит товара — благодатное поле для подделок. Поэтому многие опасаются «бодяжного», т.е. разбавленного, бензина. Правда, как сообщили в областном УВД, случаев возбуждения уголовных дел по подобным фактам в последнее время не было.
В ГП «Сумыстандартметрология» горючее тоже не проверяют.
Единственное место в городе, где есть лаборатория для анализа качества нефтепродуктов, «Сумынефтепродукт». Позвонив в эту организацию, «Данкор» получил следующий ответ от лица, не пожелавшего назваться (предположительно, председателя правления): «Сумынефтепродукт» осуществляет входящий контроль только своей продукции, а бензин с сумских заправок не оценивает. Это не требуется — достаточно наличия у «разливающих» предприятий сертификатов качества.
В то же время факты продажи в Сумах «бодяжного» бензина подтверждают операторы рынка перевозок. «В свое время мы заправлялись на одной из сумских заправок и чуть 50 машин не угробили, — рассказывает В.Шилов. — Там продавали «бодяжный» бензин — газолин, добавки. Потом в бензонасосах мы обнаружили осадок. Сам бензонасос был заполнен белым киселем». Поэтому не исключено, что подобные подделки могут появиться и теперь.