Согласится ли новый состав горсовета исправлять коррупционные «косяки» своих предшественников, покажет время. Пока на словах новоизбранные депутаты демонстрируют понимание необходимости перемен. Бизнес дал срок в 100 дней - до 5 февраля следующего года.
Итоговый «круглый стол» по результатам общественной антикоррупционной экспертизы решений Сумского горсовета, принятых в 2013-2015 годах, собрался в помещении выставочного центра «Ильинский» Торгово-промышленной палаты 27 ноября. Сама экспертиза проводилась в течение 2015-го группой экспертов в рамках проекта USAID «Уверенный бизнес - богатая громада», направленного на проведение неотложных реформ для улучшения бизнес-среды в Украине, при участии регионального партнера проекта - Сумской областной общественной организации «Союз предпринимателей, арендаторов и владельцев Сумской области».
От власти в мероприятии участвовало несколько новоизбранных депутатов горсовета во главе с секретарем Андреем Барановым. Старый-новый мэр Александр Лысенко традиционно приглашение принял, но не явился. Отвечать на вопросы, поднятые экспертами проекта, сумскими предпринимателями и общественными активистами, пришлось представителям управлений и департаментов – в частности правового; строительства, архитектуры и земельных отношений; предпринимательства, торговли и потребительского рынка; благоустройства; финансового.
Эксперты представили результаты общественной антикоррупционной экспертизы по нескольким направлениям: землепользование и размещение временных сооружений, правила размещения внешней рекламы, правила торговли и оказания услуг - и сообщили о наработанных проектах решений, исключающих коррупционные составляющие в этих направлениях деятельности.
Руководитель экспертной группы Богдан Мосунов сообщил, что в рамках проекта USAID «Уверенный бизнес - богатая громада» эксперты промониторили 7253 документа (3172 решения исполкома и 4081 – горсовета), принятых с 2011 года по первый квартал 2015-го. Выяснилось, что 15% регуляторных актов (48 решений исполкома и 47- горсовета) приняты вне процедуры, предусмотренной Законом Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».
Детальная антикоррупционная экспертиза 33 решений исполкома и горсовета (одно из них – решение Ахтырского горсовета) выявила 327 коррупционных рисков, которые дают возможность реализовывать коррупционные схемы.
К примеру, в решениях не должно быть формулировок «имеет право». Это говорит о том, что орган власти имеет право действовать на свое усмотрение. Или управления, не имея права влиять на определенные отношения, регуляторными актами пытаются это делать.
Участники «круглого стола» обсудили совместные действия по продвижению наработанных экспертной группой проектов решений.
- Очень просим: читайте то, за что голосуете, иногда очень хорошие решения могут обернуться вредом для общества, - напутствовали эксперты новоизбранных депутатов. -
Принципы просты: для людей все, что не запрещено, разрешено; для власти разрешено только то, что разрешено. Максимально упростите разрешительные процедуры. К примеру, выделение земельных участков осуществляется согласно Земельному кодексу. Таким образом, у органов местного самоуправления нет полномочий принимать свои правила…
В резолюции «круглого стола» говорится, что его участники обеспокоены наличием коррупционных рисков в правилах, которые влияют на бизнес-климат в городе. Положение малого и среднего бизнеса в Сумах нельзя считать удовлетворительным из-за наличия многих факторов, влияющих на негативное состояние бизнес-среды. В частности, наличие коррупционных составляющих, которые выявлены в решениях Сумского горсовета в ходе проведения общественной антикоррупционной экспертизы.
Сумские бизнесмены обратились к городской власти с требованием:
1. Устранить коррупционные риски и привести в соответствие с законодательством Украины в срок до 5 февраля 2016 года (100 дней деятельности новой власти) решения Сумского горсовета и исполкома.
2. Принять разработанные проекты решений, размещенные на сайте Сумского горсовета «Об утверждении Порядка размещения временных сооружений для ведения предпринимательской деятельности на территории города Сумы», «Об утверждении правил размещения внешней рекламы на территории города Сумы», «Об утверждении Положения о порядке ведения торговой деятельности и предоставления услуг на территории города Сумы».
Работая с документами, эксперты пришли к выводу, что с сайтом Сумской мэрии невозможно работать – документы не упорядочены, непонятно, действующие они или нет, вносились ли в них правки и какие…
- Это проблема в том числе и самого горсовета. Надо навести четкий порядок, - согласился начальник правового управления Сумского горсовета Олег Чайченко. - Я вижу решение через программный продукт и выделение ответственного лица – чтобы все принятые изменения проводились в тот же день.
- Для меня это первоочередная задача, - поддержал Андрей Баранов. - Я сам пользуюсь сайтом. Это бардак однозначно. Мы попросим у Верховной Рады движок. Все нормативно-правовые акты должны вноситься системно и структурированно. Это надо сделать сейчас, на этапе формирования бюджета.
Починаючи з 1 січня 2020 року в українському законодавстві з’явилося нове поняття «викривачі корупції»....
Мэр Сум Александр Лысенко рассказал, как покупали Клуб юных техников и получали газ для Котельной Северного промузла...
Сумские предприниматели требуют конкурентного рынка и приемлемых цен при установке приборов дистанционного учета газа, либо отмены их обязательности...
По результатам всеукраинского муниципального опроса 55% сумчан считают, что за последние 4 года уровень коррупции в Украине вырос, тем не...
Качество общественного транспорта в городе служит косвенным свидетельством степени (не)коррумпированности городских властей. Это показывает украинский опыт...