Рекламисты, опасаясь накануне местных выборов оказаться в полной зависимости от городских властей, забили тревогу и потребовали от городских властей публичных объяснений причин «подвешенной» ситуации.
Первые должностные лица города – мэр Александр Лысенко и секретарь горсовета Татьяна Гончаренко - пообещали оперативно заняться вопросом упорядочения внешней рекламы, создав на ближайшей сессии горсовета депутатскую комиссию, но последняя сессия прошла даже без вынесения данного вопроса на рассмотрение.
На носу предвыборная кампания, которая без надлежащей рекламной поддержки может закончиться не в пользу нынешней власти. Скорее всего, поэтому городские чиновники и начали такое неспешное упорядочение рекламных носителей, в рамках которого перед операторами данного рынка поставлен ряд конкретных задач. В противном случае, исполком может и не продлить договор.
Во-первых, требуется убрать рекламоносители с коммуникационных сетей, поскольку, учитывая изношенность и постоянные порывы последних, это реально угрожает безопасности горожан.
Во-вторых, убрать все рекламоносители с ул. Соборной и Воскресенской, а с других центральных улиц – все бигборды размером 3 на 6 м.
В-третьих, обеспечить благоустройство вокруг рекламоносителя и принять меры, чтобы он отвечал всем многочисленным требованиям.
Начальник департамента архитектуры и градостроительства Владимир Быков уже похвалился одной из решенных проблем, благодаря тактике не продления договоров: у некоторых рекламистов были 100-тысячные задолженности и, когда сказали «не продлеваем», долги вышли практически на ноль. При этом отметил: «Сегодня «архитектура» уже не основной игрок, разрешения нужно собрать до нашей инстанции».
Рекламисты пожаловались на то, что сумские чиновники не только тянут с продлением договоров, но даже не утруждают себя объяснениями причин, хотя в 20-дневный срок после подачи документов должны принять решение либо о продлении, либо об отказе. Чтобы выяснить отношения с властью и вывести диалог в публичную плоскость, они инициировали встречу «за круглым столом» в мэрии, которая состоялась 7 июля.
Перед началом «круглого стола» рекламисты сделали письменное заявление, в котором сказано: «К сожалению, мы наблюдаем не диалог, а два параллельных монолога – власти и операторов внешней рекламы, что ставит под сомнение любое дальнейшее взаимодействие и сотрудничество. В то же время мы, представители отрасли внешней рекламы, продолжаем верить в нашу эффективную роль в жизни сумской громады и активно стремимся ее усовершенствовать, согласно с демократическими нормами и ценностями, действующим законодательством. Именно потому снова и снова мы обращаемся к департаменту архитектуры и градостроительства Сумского горсовета, привлекая к разговору СМИ, с требованием по разъяснению проблем, связанных с защитой интересов отрасли, т.к. одновременно мы являемся субъектами хозяйствования и членами сумкой громады.
Департамент архитектуры и градостроительства докладывает о разъяснении проблем, связанных с упорядочением рынка внешней рекламы в целом в городе и в его центре в частности. Анонсировано, что департаментом обеспечивается баланс интересов громады, власти и субъектов хозяйствования. Но это не так, поскольку мы – представители отрасли – вынуждены констатировать возникновение процессов, имеющих четкие признаки нарушения антимонопольных прав субъектов хозяйствования, норм законов Украины и несоответствие существующим Постановлениям Кабмина и других актов.
Сегодня ситуация значительно обострилась. Департамент работает нестабильно и своевременно размещенной информации о проектах решений на исполком в официальных источниках нет, несмотря на обязательность ее наличия на сайте Сумского горсовета.
Многодневное ожидание и неконкретные ответы (или такие что не соответствуют реальности) специалистов департамента архитектуры и градостроения и протокольного отдела, создают напряженную обстановку, которая негативно сказывается на отношении рекламистов к главе департамента и профильного специалиста, вызывает недоверие.
Мы искренне надеемся, что департамент архитектуры и градостроения как можно скорее продемонстрирует новый подход и отношение к такой важной обязанности как общение и поиск понимания с отраслью внешней рекламы, сознательные участники которой стабильно пополняют бюджет города достаточно большими суммами, содержат рабочие места и стремятся к функционированию, сохранению и развитию субъектов хозяйствования на прозрачных условиях».
Как отметил Николай Зигуненко, один из представителей рынка внешней рекламы, данная встреча должна стать отправной точкой к взаимопониманию, т. к. его отсутствие уже привело к ошибочным решениям. Рекламисты считают таковым размещенный на сайте горсовета Проект решения по упорядочению рекламы в Сумах. Они сообщили, что подготовили свой Проект, но чиновники их не услышали и не обнародовали предложенный альтернативный вариант. Кроме того, операторы данного рынка обратили внимание присутствующих на то, что в городе идет борьба с легальной рекламой, в то время как нелегальную (громадные полотна на зданиях, в том числе и в исторической части города) никто из чиновников не замечает.
- Мы хотим видеть продуманную стратегию упорядочения рекламоносителей, - высказала пожелание директор сумского предприятия «Фабрика рекламы» Кира Захарова. – Давайте двигаться комплексно и поступательно. К рекламоносителям предъявляются огромные требования. Так давайте приведем в порядок все остальное.
Кира Захарова привела несколько ярких примеров «упорядочения», когда по требованию городских властей срочно приходилось переносить рекламные щиты. К примеру, в 2010 году нужно было срочно(!) убрать рекламный щит с перекрестка ул. Харьковской и Героев Сталинграда, т.к. там собирались обустраивать подземный переход. Но, как известно, переход до сих пор в плачевном состоянии. Еще один бигборд тоже в срочном порядке пришлось переносить с места у входа в Центральный рынок. Установили перед мостом в районе КРЗ. Но там, как оказалось, историческая зона, и площадь рекламоносителя не должна превышать 6 кв.м. Пришлось убрать. А спустя некоторое время, на том же месте появляется другой рекламоноситель, размер которого явно больше 6 кв.м. Как это понимать?
- Между засильем хаотичной, нелегальной рекламы и поступлениями в бюджет существует очевидная зависимость, но почему-то городские власти занимаются упорядочением легальных операторов рынка, - отметила Наталья Люлько, представляющая предприятие «Сумы-реклама». - Следствием принятых решений может стать увольнение 150 человек, которые будут «благодарны» нашему главному архитектору города.
Главный архитектор Сум и директор департамента архитектуры и градостроительства Владимир Быков удивился такой оценке своей работы.
- На сегодняшний день было проведено две встречи, на которых эти темы обсуждались, и никаких проблем я до этого не видел, - сказал он. – Я не согласен с тем, что департамент работает не стабильно. Стратегия есть. Существует концепция 2012 года, которую мы сделали первыми в Украине, которая постоянно дорабатывается. Возможно, она в чем-то не соответствует видению представителей данного вида бизнеса. На мой взгляд, причин всплеска возмущения две: первая - приближающиеся выборы; вторая – в мае-июне подошли к концу сроки аренды.
В.Быков рассказал о том, что раз в месяц изучается вся реклама в центральной части города, идет дискуссия с двух сторон. Департамент поставил вопрос об отсутствии рекламоносителей размером 3 на 6 м от КРЗ до Петропавловской, сошлись на том, что ул.Соборная и Воскресенская – это нулевая зона, и рекламисты должны освободить эту территорию. Придется убрать 21 рекламную конструкцию и около 70-ти растяжек в центре города, в остальных зонах проблем нет. К примеру, ул. Горького и Харьковская, с точки зрения возможности размещения рекламных носителей, не считаются центральной частью города.
Мэр Александр Лысенко опоздал на заседание «круглого стола» - как раз на ту часть диалога, когда рекламисты говорили о своих проблемах, и появился в момент, когда чиновники подняли тему благоустройства в местах расположения рекламоносителей и стали пугать бизнесменов привлечением к административной ответственности за не покошенную траву. Примечательно, что рекламисты по требованию городских властей заключили договора с КП «Зеленстрой» и, казалось бы, профильные чиновники должны сами следить за качеством работы коммунального предприятия.
- Да, благоустройство должно быть, - подхватил мэр. – Рядом со щитом должна быть покошена трава, он должен быть не аварийным, должен быть размещен так, чтобы отвечал всем требованиям. Центр города должен быть освобожден от бигбордов и рекламных носителей, которые мешают воспринимать внешний вид.
В то же время, А.Лысенко отметил, что перед городской властью стоит задача - сберечь весь бизнес, который платит налоги, в том числе и рекламный.
- Это касается всех, кто не нарушает правила, - уточнил мэр. – За один, два, три года мы можем прийти к тому, что все бигборды будут соответствовать правилам. Мы сегодня не будем (есть такое слово) «наезжать» на вас, давить, душить. Время «Ч» не назначено. Мы надеемся на сознательность и ответственность с двух сторон. Все, что не запрещено, мы будем разрешать, но это не говорит о том, что в городе будет беспорядок.
Несмотря на несколько предыдущих волн «упорядочения» рекламоносителей (последняя комиссия работала в 2013 году), многие из них продолжают находиться на коммуникациях, угрожая безопасности сумчан. По оценкам директора КП «Горводоканал» Анатолия Сагача, как минимум 70%, а то и до 90%, бигбордов стоит на сетях. О том, что это не допустимо сказал и представитель ПАО «Сумыгаз». И рекламисты и городские власти сошлись на том, что их нужно срочно убрать.
«Много МАФов также стоит на сетях, их тоже надо убирать, но они не так опасны, как бигборды», - подумал вслух мэр и сосредоточил внимание на бигбордах, поручив выяснить, кто давал разрешения на их размещение и предоставить эту информацию прокуратуре. Это сделать не трудно, т.к. под каждым разрешением стоит подпись руководителя предприятия, в ведении которого находится данная коммуникационная сеть. А.Лысенко посчитал, что такие потенциально опасные конструкции можно убрать в месячный срок. Но по оценкам А.Сагача, на поиск новых мест для размещения может понадобиться месяца три, т.к. существует множество ограничений. Представитель ГАИ тут же напомнил о недопустимости размещения рекламоносителей в местах концентрации ДТП и требовании выдержать определенное расстояние от дороги.
Рекламисты в свою очередь заявили, что они тоже заинтересованы в наведении порядка, чтобы при смене власти чувствовать себя уверенно и не зависеть от чиновника, который по своему усмотрению может разрешить, а может и запретить.
- Мы готовы раз и навсегда убраться с коммунальных сетей, чтобы каждая новая власть не рассказывала нам, что делать, - резюмировал сумской рекламист Вячеслав Степченко.
В структуре рынка внешней рекламы города Сумы около 70% занимают украинские сетевые операторы («Прайм Групп», «Ньюс», «Довіра», «Биг Медиа» и пр.) и 30% - местные («Фабрика рекламы», «Сумы-реклама», ФОП «Кривошей», «Пуманэ Сервис», ФОП «Самсоненко», ФОП «Гуцан» и др.) Для защиты своих прав сумские операторы объединились в ассоциацию.
Сумчане, которые оформили субсидию на жилищно-коммунальные услуги до января 2019 года, на прошлой неделе начали получать ее в наличной форме...
Мэр Сум Александр Лысенко рассказал, как покупали Клуб юных техников и получали газ для Котельной Северного промузла...
Сумские предприниматели требуют конкурентного рынка и приемлемых цен при установке приборов дистанционного учета газа, либо отмены их обязательности...
К началу отопительного сезона Министерство социальной политики обещает пересмотреть пункт нового Постановления, касающийся разведенных семей, где есть общие дети...
Трудовые проверки: почему сумской бизнес против...