Революционные события в Киеве стали катализатором больших перемен. С одной стороны, все согласны, что кардинальные преобразования необходимы. С другой – многие с опаской пытаются предугадать, куда занесет страну на очередном витке истории.
Украинский бизнес сейчас замер в ожидании. Налогоплательщики пытаются понять, как отразятся на них непростые политические процессы. Они хотят знать, что их ждет.
Сумская область, разумеется, не исключение.
О том, как будут строиться отношения с инвесторами в новой конфигурации власти, рассказывает начальник ГУ Миндоходов в Сумской области Александр Семченко:
- Принято решение ликвидировать Министерство доходов и сборов. Как Вы считаете, нужно ли это делать? И чем этот шаг обернется для налогоплательщиков?
Ликвидация Министерства – это политическое решение, и давать ему какую-либо оценку вне моей компетенции.
Я выступаю за то, чтобы сохранилось и развивалось операционное взаимодействие налоговой и таможенной служб: общие базы данных, оперативный обмен информацией, интегрированный документооборот. Это, в частности, позволяет видеть всю цепочку формирования НДС.
Разумеется, это внутреннее переформатирование никоим образом не должно затрагивать налогоплательщиков. Особенно в части предоставления административных услуг. В рамках единого ведомства (не обязательно министерства) это делается эффективнее.
- Традиционное опасение бизнеса в периоды политических изменений – увеличение налогового прессинга. Насколько эти опасения оправданы в данном случае?
Опасаться чего-либо следует только тем, кто каким-либо образом был связан с теневой экономикой.
Первый зам министра доходов и сборов Игорь Билоус поставил однозначную задачу ликвидировать «налоговые ямы». С помощью этих структур происходит как уклонение от уплаты налогов, так и банальное воровство бюджетных денег. Задача полной ликвидации этого явления – вполне выполнима при наличии политической воли.
- А в Сумской области Вам это, надо понимать, не удалось?
Скажем так, многое сделано. Сейчас Сумщина сравнительно «чистый» регион. Но многого сделать не удалось. По той простой причине, что ниточки от наиболее резонансных фактов уклонения от уплаты налогов вели в кабинеты высокопоставленных чиновников. И в этих кабинетах делалось все, чтобы саботировать расследования налоговых махинаций.
Сами посудите. Если чиновник высокого ранга позволял себе попытки вымогательства даже с руководителей правоохранительных органов, которые ему не подчинены, то насколько он был уверен в своей безнаказанности?
- Вы имеете в виду себя и Юрия Чмыря?
Я имею в виду порочность системы.
- И Киев вступался за Чмыря?
Я бы не стал обобщать, Киев большой. Но деньги из бюджета разворовывались не только на «Межигорье» и страусиные туфли. Все гораздо серьезнее: финансовые ресурсы тратились на поддержание, самосохранение и продление жизни существовавшей системы. Поэтому меня постоянно пытались ограничить красными флажками, обозначить места, куда заглядывать не следует.
- А сейчас?
Сейчас гораздо проще – неприкосновенных не осталось, и все старые наработки идут в дело.
К счастью, люди, которые создавали схемы уклонения от налогов и присвоения бюджетных средств, были уверены в своей безнаказанности. Говорю «к счастью», потому что по этой причине они не утруждали себя сложной маскировкой. Все созданные ими махинации на виду и легко просчитываются даже дистанционно, по документам базам данных. Это значительно упрощает задачу.
Повторю, борьба с теневой экономикой – это исключительно вопрос политической воли. А все необходимые для этого силы и средства у нас есть.
- Как Вы считаете, будет ли проявлена эта воля?
По моему убеждению, полумеры в этом направлении сейчас могут поставить под вопрос само существование государства Украина.
Например, мы видим, что сейчас происходит в Донецкой области. Но есть аспект, о котором говорят пока только эксперты. Я имею в виду мощную систему финансирования некоторых политических течений. А это главное. Даже если те, кто за этим стоит, готовы выделить огромные суммы на дестабилизацию обстановки, это ничего не значит без системы доставки денег от заказчика к исполнителю.
Между центром управления и конкретным человеком, который за стояние на митинге или захват здания получает плату наличными из рук в руки, есть несколько промежуточных этапов. А это все те же конвертационные центры и «налоговые ямы». Кто-то должен изъять эти деньги из легального оборота, спрятать следы этой операции, превратить цифры на счетах в чемоданы наличности.
Таким образом, мы приходим к тому, что участники теневых схем сегодня представляют угрозу национальной безопасности. И эксперты совершенно правильно говорят о том, что одна из главных целей антитеррористической операции – перекрыть каналы финансирования. Это не так просто. Для этого нужна масштабная спецоперация силами налоговой, СБУ, МВД и прокуратуры.
- Не напугает ли такая спецоперация бизнес? У нас, знаете ли, хватает примеров, когда борьба с врагами народа оборачивалась тем, что страдали невиновные…
У нас, к сожалению, многие сейчас страдают так называемым «постмайданным синдромом». Все чего-то боятся.
Но неужели они думают, что мы не видели, как это все происходило? И не знаем, что бизнес принудительно склоняли к сотрудничеству с конвертационными центрами? Что в «налоговые ямы» загоняли проверками и уголовными делами?
Налоговая этим в Сумской области не занималась. Удавалось «петлять». Может быть благодаря сравнительно небольшому экономическому потенциалу региона. Но, к сожалению, мы здесь не одни. И были люди и ведомства, которые по звонку из областной администрации прессовали предпринимателей.
Я поддерживаю идеи налоговой амнистии и амнистии капиталов. Если эти идеи в той или иной форме будут воплощены в жизнь, с выполнением принятых решений в Сумской области никаких проволочек не будет. Это я могу твердо гарантировать. Мы сами заинтересованы в том, чтобы перевернуть эту черную страницу истории. И строить отношения с инвесторами исключительно в правовом поле.
- Игорь Белоус заявил о том, что внутри налоговой будут внутренние расследования. Потому что многие сотрудники ведомства, по сути, пособничали махинаторам и вычеркивали конвертационные центры из баз данных…
Я обеими руками «за».
- …а также обещал кадровые перестановки по результатам этих расследований и обновление руководящего состава.
Единственное, чего я опасаюсь – что под видом новых кадров пролезут старые. Из тех, на ком клейма негде ставить.
- Сейчас обсуждается идея уменьшения количества налогов. Что это будет означать на практике?
Во-первых, снижение уровня неэффективной нагрузки на налоговые органы. Есть масса нерентабельных налогов и платежей, администрирование которых обходится дороже, чем удается собрать.
Во-вторых, меньше налогов – выше финансовая дисциплина. Не секрет, что основные махинации у нас связаны с недостатками администрирования НДС. Но обеспечить эффективный контроль сложно, так как приходится отвлекаться на мониторинг других платежей.
Поэтому я считаю уменьшение количества налогов – перспективный путь снижения, прежде всего, административной нагрузки на бизнес. Если это будет сделано, то вкупе с отменой множества разрешительных документов такие шаги будут восприняты инвесторами положительно.
ПАО «Сумской завод продтоваров» несет миллионные убытки от невозмещения НДС и требует от фискальной службы прекратить манипуляции на фоне изменений...
О провокациях со взятками, резонансном задержании руководства Сумской таможни, схемах «некоторых органов борьбы с коррупцией» и о том, как чиновники... 11
Мимоходов
Малый бизнес сейчас в полнейшем ступоре!
Что будет? Как вести бизнес7 Как реализовать товары в связи с полной потерей российского рынка? Как кредитоваться? Сколько можно кормить стадо чиновников, которых даже намного больше на душу населения, чем в той же России? Где нормальные суды7 Где невмешательство чиновников в бизнес? Где нормальная налоговая система? Промышленность и бизнес умирают в связи с потерями российских заказов.
Многие предприниматели свернулись и переехали жить и работать в Россию, Польшу и Беларусь! Многие намереваются.
Такое впечатление, что страна в экономической агонии.