В то же время, говорят автомобилисты, на сумских дорогах не разгонишься.
Почему на Сумщине, которая «закатывает» в асфальт миллионы государственных гривен, нет качественных дорог и куда идут средства?
Раньше ответ на этот вопрос искали общественные активисты, в частности эксперты «Бюро анализа политики», которые мониторили «Вестник государственных закупок» и, раскладывая тендерные пасьянсы, обнаруживали подозрительные закономерности.
Но их тревога и многочисленные публикации в СМИ не находили должного отклика у ответственных должностных лиц. Однако настало время, когда один из самых по-стоянных победителей дорожных тендеров (ООО «Техкомресурсы») все-таки попал в поле зрения контролирующих органов, став фигурантом уголовного дела.
В августе в Реестре досудебных расследований следователи главного управления Министерства доходов и сборов зарегистрировали производство по ст.212 ч.3 («Уклонение от налогообложения»). А должностным лицам Службы автомобильных дорог Сумской области, являющейся распорядителем государственных денег, теперь на допросах приходится отвечать за эффективность, с которой они расходовали эти деньги.
Судя по данным официального сайта госзакупок (http://tender.me.gov.ua), с июня прошлого года и по август нынешнего ООО «Техкомресурсы» 15 раз побеждало в тендерах, проводимых Службой автомобильных дорог Сумской области, всего на 32,8 млн. грн.
Как рассказал начальник главного управления Министерства доходов и сборов Украины в Сумской области Александр Семченко, уже прошли обыски на предприятии, которое является подрядчиком строительства дорог. Сейчас идут допросы причастных лиц — как должностных, так и работников, якобы выполнявших те или иные работы.
— Только по НДС ущерб составляет почти 3 млн. грн. Через конвертационный центр выведено почти 18 млн. грн. Кроме того, деньги не вложены туда, куда они должны быть вложены, — говорит А.Семченко. — Схема тут простая: государственное предприятие, являющееся распорядителем бюджетных средств, перечисляет деньги на подрядчика, который выигрывает в конкурсных торгах. Затем эти деньги расходятся по конвертационным центрам.
— Суммы в дорожном строительстве большие, поэтому без конкурсных торгов ничего не проходит. Как правило, всегда выигрывают одни и те же предприятия. Вот по этим «одним и тем же» мы начали отработку, — рассказывает А.Семченко. — Сначала на уровне аналитики — сопоставили базы данных; увидели, что деньги от подрядчика уходят на субподрядчика. Проанализировали субподрядчика, выявили (конкретно по уголовному производству, которое у нас продолжается), что он является по своей сути конвертационным центром. Подняли договора, посмотрели, какие субподрядчик выполнил работы. Объем работ оказался большой, были задействованы люди и механизмы. Но оказалось, что у субподрядчика людей и механизмов нет. Рассматриваем такой вариант: этот субподрядчик мог нанять себе в субподряд еще кого-нибудь. Смотрим его контрагентов — нет у него контрагента, у которого были бы машины для укладки асфальта, асфальт или какие-то бы ни было рабочие, не говоря о квалифицированных. Вот такие данные дала аналитика. Потом подработали оперативно, и в августе в Реестре досудебных расследований зарегистрировали уголовное производство. Вели определенные следственные действия, в том числе негласного характера, и вышли на обыски. Была масса звонков, но в кодексе не написано, что мы на эти звонки должны как-то реагировать, приостанавливая действия следователей. После обысков вышли на допросы сотрудников и должностных лиц предприятия.
Схема оказалась такая: по сути, подрядчик выполнял работу самостоятельно (большую ее часть), а деньги списывал на субподряд, удваивая расходную часть. Половину средств использовали на выполнение работ, а вторую — на то, чтобы перевести деньги на конвертационные центры и получить (или раздать) «откаты». В принципе, это самая распространенная схема, применяемая не только в строительстве.
Если бы органы, которые призваны наблюдать за государственными закупками, занимались этим, то у нас работы в этом направлении было бы меньше. Кто эти органы? В первую очередь — распорядители государственных денег. Посмотреть, что собой представляет предприятие, которому ты даешь миллионы, несложно. Но если это не делается, то есть две причины, и обе уголовные: либо халатность, либо злоупотребление.
— Мы не занимаемся госслужащими — мы занимаемся предпринимателями, — говорит А.Семченко. — Мы направляем материалы дела в суд и прокуратуру. Если прокурор будет усматривать, что тут есть определенные основания привлечь еще кого-то в качестве подозреваемого, то сделает это. Наша статья — 212 УК («Уклонение от налогообложения»), по ч.3 этой статьи предусмотрен штраф от 15 до 25 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан. Ущерб, который мы вычисляем, — это только неуплаченные налоги. На самом деле ущерб значительно больше. А по ст. 191 УК расследованием хищения бюджетных денег занимаются следователи прокуратуры.
Примечательно, что Службу автомобильных дорог Сумской области недавно проверяла фининспекция (бывшее КРУ) и нарушений не обнаружила.
— Я не знаю, что там КРУ проверяло, — возмущается А.Семченко. — Я вижу, что там есть нарушения. Почему этого не увидела финансовая инспекция, не знаю. Они проверяют по своей методике, мы — по своей и видим, что злоупотребления есть. Это дело еще расследуется, и, думаю, будут вопросы и по справке, которую представила финансовая инспекция.
Раньше ремонтом дорог в области занимались Служба автомобильных дорог Сумской области, которая являлась распорядителем средств и заказов, и дочернее предприятие «Укравтодора» — «Сумской облавтодор», который получал большую часть этих средств и заказов. С приходом Юрия Чмыря на должность губернатора области сначала первым замом, а с августа этого года — начальником Службы автомобильных дорог Сумской области стал депутат Сумского облсовета от Партии регионов Александр Будник. И половина «дорожных» заказов пошла мимо «Сумского облавтодора» (дочернего предприятия государственной компании «Автомобильные дороги Украины») к частным подрядчикам — предприятиям, принадлежащим людям с аналогичной партийной ориентацией. К примеру, по состоянию на 1 августа этого года Служба автомобильных дорог Сумской области провела государственные закупки на 103,04 млн. грн. Из них почти половина — 45,55 млн. — была отдана частным структурам. Примечательно, что «Сумской облавтодор» даже не во всех торгах принимал участие.
— Лично я вижу две причины такой ситуации: либо должностные лица «Сумского облавтодора» сознательно проиграли эти торги, не подав все документы, или их «попросили» сделать это. Слабо верится, что предприятие, которое постоянно принимает участие в конкурсных торгах, «забывает» приложить справку в пакет документов, — предполагает эксперт «Бюро анализа политики» Николай Чернотицкий.
ООО «Техкомрессурсы» в 2010-2012 гг. принадлежало депутату Сумского горсовета от ПР Виталию Жиленко и его помощникам Юрию Жиленко и Игорю Букате. Впоследствии компания была перерегистрирована на Любовь Лясковскую и Викторию Сюхину.
Кто заплатил |
На что получены деньги |
Когда |
Сколько, |
Служба автомобильных дорог |
текущий ремонт улично-дорожной сети в г.Шостка |
16.08.2013 |
917,4 |
Служба автомобильных дорог |
капремонт мостового перехода на автодороге Т-19-01 Сумы-Мирополье-Краснополье в пгт Краснополье |
18.06.2013 |
3046,3 |
Служба автомобильных дорог |
текущий ремонт дороги по ул.Депутатская в г.Шостка |
16.10.2012 |
1398,3 |
Служба автомобильных дорог |
капремонт дороги по ул.Ковпака в г. Сумы |
26.07.2012 |
10056,1 |
Служба автомобильных дорог |
капремонт дороги по ул.Гагарина в г. Шостка |
26.07.2012 |
3236,6 |
Служба автомобильных дорог |
капремонт дороги по ул.Чапаева в г.Ахтырка |
26.07.2012 |
1640,1 |
Служба автомобильных дорог |
капремонт дороги по ул.Менжинского в г. Ахтырка |
26.07.2012 |
2448,6 |
Управления ЖКХ Сумского горсовета |
текущий ремонт проездов к объектам социальной |
25.07.2012 |
1000,0 |
Служба автомобильных дорог |
капремонт дороги в селе Выривке Конотопского района |
24.07.2012 |
3038,7 |
Служба автомобильных дорог |
капремонт дороги в селе Козацком Конотопского района |
24.07.2012 |
2598,7 |
Служба автомобильных дорог |
текущий ремонт дороги по ул. Депутатская в г.Шостка |
17.07.2012 |
1784,0 |
Служба автомобильных дорог |
текущий ремонт дороги по ул. Карла Маркса в г.Шостка |
17.07.2012 |
1410,4 |
Служба автомобильных дорог |
текущий ремонт уличной сети г. Ахтырка |
17.07.2012 |
534,9 |
Служба автомобильных дорог |
текущий ремонт дороги по ул. Мира в пгт Липовая Долина |
11.07.2012 |
245,0 |
Служба автомобильных дорог |
текущий ремонт дороги по ул. Некрасова в пгт Липовая Долина |
11.07.2012 |
264,6 |
Служба автомобильных дорог |
текущий ремонт дороги по ул. Кировоградская |
25.06.2012 |
195,2 |
Источник: официальный сайт госзакупок (http://tender.me.gov.ua)
Почему на протяжении последнего года систематически тендеры выигрывало ООО «Техкомресурсы», а ДП «Сумской облавтодор» осталось на обочине дорожного строительства, начальник Службы автомобильных дорог Сумской области Александр Будник объяснил следующим образом:
— Тендерные процедуры на закупку дорожных работ проводит комитет по конкурсным торгам службы с соблюдением требований действующего законодательства. А именно: размещается объявление о проведении торгов: за месяц — на открытые торги, за 10 дней — на ценовые предложения. Все желающие могут подавать свое предложение на торги. До настоящего времени Службой автомобильных дорог не было зафиксировано случаев отказа в участии в торгах ни одного лица.
Но для участия в торгах законодательством установлены конкретные квалификационные требования: достаточное наличие техники и механизмов, квалифицированных специалистов, опыт выполнения аналогичных договоров в предыдущие годы, финансовая состоятельность и пр. По тендерным процедурам служба привлекает подрядчиков, способных выполнять достаточно крупные объекты — стоимостью миллион и выше. Для участия в торгах на такие закупки предприятие должно иметь достаточную материальную и финансовую базу. К сожалению, в области таких предприятий мало. Большие строительные корпорации, такие, как «Альтком», «Південьзахідшляхбуд» и другие, в выполнении заказов стоимостью до 10-15 миллионов не заинтересованы из-за значительных дополнительных расходов на перебазирование техники и другие расходы, связанные с работой в местности, находящейся далеко от основной базы. Кроме того, предприятия, работающие с государственными деньгами, осознают, что плата за выполненные работы осуществляется после 2-3 месяцев, т.е. предприятие должно иметь значительные оборотные средства. Учитывая перечисленные факторы, желающих принять участие в торгах, которые проводит Служба автодорог, очень мало.
На объекты, закупка которых по объемам не подпадает под тендерные процедуры, служба привлекает другие предприятия, работающие на территории области и имеющие возможность выполнять дорожные работы. Всего по договорам подряда Служба автомобильных дорог привлекает больше десятка подрядных предприятий, среди которых объемы выполненных работ ООО «Техкомресурсы» не самые большие.
По результатам проверок деятельности Службы автодорог за последние годы не доказано фактов завышения стоимости работ.
ДП «Сумской облавтодор» выполняет до 85 процентов всех объемов дорожных работ, финансируемых через Службу автодорог в Сумской области. В основном это работы, для которых создано это предприятие, — эксплуатационное содержание сети областных дорог общего пользования. К таковым относятся аварийный, ямочный ремонт дорожного покрытия, разметка, установка дорожных знаков, устранение повреждений земляного полотна, искусственных сооружений и пр.
ХХХ
Написано правельно, но ТОВ "Техкомресурсы", подлежит учредителю Жиленко Виталию, а он депутат от Партии Регионов, вот уважаемые и делайте ВЫВОДЫ, кто стоит за Областным ЗАКАЗОМ, где все проходит БЕЗНАКАЗАНО, и в какой карман идут ОТКАТЫ??????
ропит
а почему налоговой до сегоднешнего дня не было известно об махинациях а в этом году видать не поделились пацаны , вот и шухер теперь. Вроде не понятно , что деньги которые пошли на откат , это деньги тех людей которыедопустили эти фирмы к работе. Почему налоговая не проверит как живут эти щакалы из конторы которая финансировала эти работы ?? или члены их семей. А в первую очередь рыба гниет с головы , тобто с Чмыря. А КРУ сколько получило за то что не нашло нарушения ?? кругом только бабло. А это наши налоги.
ФК
Начальник кстати из оо Батькывсчына
Наша правда
Будник (начальник), кстати, это шестерка Чмыря
ГостьНовый
С приходом Будника сразу и главбух с Дорремстроя от Вегеры в Службу автодорог перешла... Она уже 2 года как из Донецка приехала.
Протестувальник
Аяяяй!!!!! Налоговая бизнес душит :party:
уважаемые любви построили с нуля дело по производству откатов, инвестировали в это дело свою энергию, ум, честь и совесть; создали Выыысокооплачиваемые рабочие места дл Будника и прочих вегер
Но тут с родины Бровастого вождя налетела орда (
И чем теперь блудникам и чмырям бутерброды мазать вместо икры?