Пресс-досье. Наталья Валентиновна Дубовая родилась 17 июля 1977 года в Сумах. Окончила 9 классов школы №10 в 1992 году, затем медицинское училище. 1995-2000-й — работала медсестрой в медслужбе УМВД в Сумской области, 2000-2003 — медсестра медслужбы СНПО им.Фрунзе. Заочно окончила СГПУ им. Макаренко. Имеет два высших образования: биолог и учитель английского языка. 2004-2008-й — работала инженером по научно-технической информации во ВНИИАЭН. 2009-2010 — работа в Сумском горисполкоме секретарем заместителей мэра. С 2010-го по настоящее время — главный специалист архивного отдела Сумского горисполкома.
Сумчанка Наталья Дубовая, она же Черная Волчица, работает главным специалистом архивного отдела Сумского горисполкома.
Но речь пойдет не о ее работе, а о хобби или, скорее, образе жизни и мировоззрении Наташи. Она — индеанист, исследователь и реконструктор культуры индейцев.
— Индейцами я увлекаюсь с детства, сколько себя помню. Наверное, с тех пор, как научилась читать, а может, и еще раньше. Все началось с игр во дворе, потом папа привез из Болгарии книги Фенимора Купера... Мне всегда нравились эти гордые, самобытные люди, с их простым и понятным укладом жизни, натуральным хозяйством. Достаток человека определялся у индейцев не количеством денег, а знаниями и умениями, за которые человек был уважаем и почитаем.
— Много ли сумчан-индеанистов?
— Насколько я знаю, в Сумах я пока одна. Долгое время я смотрела на российских индеанистов, жутко завидовала и думала: в Украине их нет. Но в 2005-м мне довелось по-знакомиться с индеанистом Виктором Волковским из Хмельницкого и он свел меня с харьковским обществом. В Восточной Украине люди занимаются индеанистикой уже лет 15, а может, и больше. Много индеанистов в западных областях, но они в основном ездят в Польшу. Постоянно приезжающих на Пау-Вау (собрание индейцев) на востоке около 20 человек. А вообще, сегодня у меня уже до 100 знакомых индеанистов в странах СНГ.
Общество индеанистов собирается, как правило, раз в год — летом, во время отпусков. Выезжают на природу, облачаются в индейские костюмы, устанавливают типи (индейские хижины), разжигают в них очаг, и начинается жизнь по другим законам — законам Матери-Земли. В таком лагере индеанисты проводят обычно около двух недель.
— Мы с друзьями пытаемся по мере возможности воссоздать образ жизни и отношение к окружающей природе этих прекрасных людей. Раньше мы собирались неподалеку от поселка Комсомольский Харьковской области, но там было много туристов — так сказать, посторонних глаз. Потом к нам присоединился начальник одного из райотделов милиции Харьковщины, и теперь мы устраиваем Пау-Вау в милицейском заповеднике — в селении Великий Бурлук, — рассказывает Наталья. — Обычно ставим лагерь до охотничьего сезона, чтобы никому не мешать. Едим, что получается, ловим рыбу, пытаемся готовить что-то индейское — в прошлом году, например, ели сурков. Очень даже вкусно. Играем в индейские игры, лакросс например (что-то среднее между хоккеем на траве и бадминтоном), танцуем. Правда, у индейцев в основном танцуют мужчины, у женщин не много танцев и большая часть малоподвижные.
А еще на Пау-Вау ходят в баню. Естественно, индейскую.
Индейская баня — это особый ритуал. Наиболее частое название — Инипи, что означает «дом горячих камней». Такая баня служит не только для прогрева тела, но и способствует духовному единению и очищению.
Для бани выкапывают яму, символизирующую центр земли, в которую потом кладут камни. Из двенадцати прутьев собирают каркас, сверху его накрывают покрывалами, и получается палатка-потельня. Немного в стороне разжигают костер, где накаляют камни. Перед входом в парильню устанавливают самый большой и красивый камень — это алтарь, на который каждый кладет свой дар: табак, украшение и пр. В палатке разжигают огонь. Ты сгибаешься, вползая в палатку, как будто зверь, который лезет в свою пещеру. Это должно напомнить, что ты родственник всем четвероногим. Всю церемонию сидишь в позе эмбриона. Снаружи подносят раскаленные камни, их посыпают полынью или другими травами, трава сгорает, затем раскаленные камни поливают водой. Ледяная вода и раскаленные камни — так происходит слияние Земли и Неба, живой воды и священного дыхания Великого Духа, так соединяются Великий Отец с Великой Матерью. Жар очень сильный. Кто не выдерживает, начинает петь. Затем перерыв. Люди выползают из пара и окунаются в холодную воду или просто стоят на ветру. Вынырнув из холодной воды, они кричат еще сильнее, а затем ложатся на землю, перед тем как вернуться в хижину и принять новую дозу пара от новых камней.
— В идеале, нужно выдержать четыре круга. После этого чувствуешь себя заново родившимся. Прошлым летом я попарилась в инипи и целый год после этого не болела, даже насморка не было.
— На Вау-Пау мы все одна семья. У нас нет деления на возрасты и статусы, хотя среди нас есть и профессора, и знаменитые писатели, артисты. Вот, например, директор школы, — рассказывает Наталья, показывая фото, — а это судья из Энергодара (город в Запорожской области). Но на Пау-Вау мы равны и общаемся в основном на ты. У каждого есть индейское имя. Это очень упрощает общение, потому что сейчас у нас уже несколько Наташ, но при этом у каждой свое индейское имя, и мы никогда не путаемся — о какой именно Наташе идет речь. Хотя бывают и курьезы. Вот, например, однажды мне позвонил наш товарищ — Саша Кола Танка (Большой Друг) и спросил меня: как по-цивильному зовут Волчонка, это тоже наш друг — Шунгманитучинча Йахтаке (Кусающийся Волчонок) из Хмельницкого. Мы настолько привыкли к своим индейским именам, что мне, например, трудно представить, чтобы друзья-индеанисты называли меня как-то по-другому. Я известна в Украине и за ее пределами именно как Наташа — Черная Волчица, или просто Волчица. Это имя честного человека.
Кстати, имя «Наташа» имеет и лакотский перевод, означающий Красная Голова (Ната — Голова, ша — красный). Это же может озна-чать Умная Голова или человек, говорящий на нескольких языках, что, в принципе, соответствует действительности, хотя и не в совершенстве, к сожалению…
Каждый из нас, интересуясь в общем индейцами, увлекается каким-то конкретным племенем. Я вот изучаю племя лакотов и соответственно их язык. Особенность его в том, что предложение строится с конца, как бы задом наперед. Несмотря на то что языки индейских племен порою сильно отличаются друг от друга, есть фразы, которые понятны всем, например: «Хау, кола!» — «Здравствуй, друг!».
— Наверное, вы видели или слышали о популярной саге «Сумерки». Там тоже присутствуют индейцы и индейские легенды об оборотнях. Как вы относитесь к этому фильму?
— Конечно, видели. Мы это обсуждаем. Каждое индейское племя считало себя потомками каких-то животных — это правда. У индейцев, как и у многих других народов мира, были легенды о вампирах и оборотнях. Но в целом серьезно к этому фильму мы не относимся. Есть куда более достойные ленты об индейцах. «Хранитель легенд», «Танцующий с волками» Кевина Костнера, «Апокалипсис» Мела Гибсона, последняя экранизация «Следопыта», «Дикий Запад», «Луна Лакота», «Луна Каманчей» и др.
Кстати, прошлым летом мы сами снялись в кино. Правда, в массовке, но это были незабываемые впечатления.
Летом прошлого года Наталья и еще около 20-и ее друзей индеанистов снялись в художественном фильме «Прошедший сквозь огонь». В основе картины — реальная история жизни полтавчанина Ивана Даценко, Героя Советского Союза, совершившего более 200-т боевых вылетов. В 1944 году он попал в плен к фашистам, по возвращении из которого был обвинен в измене Родине и сослан в Сибирь, откуда сбежал, эмигрировал в Канаду и стал вождем индейского племени. Кстати, сумской писатель Игорь Стрельцов в прошлом году написал и презентовал поэму об Иване Даценко.
— На съемки фильма о Герое Советского Союза Иване Ивановиче Даценко «Прошедший сквозь огонь» мы попали, в общем-то, случайно. Режиссеру Михаилу Ильенко нужны были индейцы, в резервацию ехать дорого. Один из членов съемочной группы, давно знакомый с нами и занимающийся всем подряд, индейцами в том числе, порекомендовал нас Михаилу Герасимовичу. И думаю, мы все не прогадали. Надеюсь, фильм понравится зрителю. Наша группа прекрасно провела время. Михаил Герасимович даже думал, что мы одна семья, хотя некоторые из нас впервые встретились на Киевском вокзале. Но нам это вовсе не помешало действительно быть одной дружной семьей, и не только на съемочной площадке. Если нужно было быть готовыми к 7 утра, в 6.30 уже все были одеты, заплетены и раскрашены, как положено. Наша одежда, особенно кожаная, довольно тяжелая, да и прически, и раскраска часто требуют помощи товарища. Гример делала некоторых лишь более загорелыми — и все.
— А костюмы вам выдавали костюмеры или вы приехали со своими?
— Костюмы у нас были в основном свои, но нас ограничивали в этой красоте, просили одеваться победнее, так как в послевоенные времена, о которых идет речь в фильме, у индейцев кожи уже практически не было. Единственное — на съемки индейского праздника нам позволили нарядиться.
— На съемках вы жили в типи?
— Нам не разрешили жить в типи, хотя их устанавливали. Просто мы должны были быть все время под рукой, и нас поселили в палаточном городке, а актеры жили в трейлерах.
— Вам платили за съемки или все было на голом энтузиазме?
— Нет, оплачивали. И проезд, и проживание, и работу, и костюмы. Мы и актеров одевали — за это нам тоже доплачивали. Но деньги — не главное. Сниматься было интересно и поучительно для нас, хотя бывали и довольно тяжелые моменты, когда, например, нам сказали выйти на площадку в коже и во всей красе для праздничной сцены, а потом режиссер увидел, что солнце стоит не совсем так для этой сцены и решил в это время снимать другую, а мы несколько часов парились во всем, и нас даже не отпускали пообедать. Но в целом это очень интересный опыт и для нас, и, думаю, для режиссера тоже. Хотелось бы надеяться, что мы украсили этот фильм, даже если не все сцены с нами в него войдут.Надеюсь, если у нас будут снимать что-то вроде вестернов, о нас вспомнят. А еще это была прекрасная возможность пообщаться с новыми интересными людьми, не только индеанистами, но и со съемочной группой — люди потрясающие, мобильные, увлеченные своим делом и готовые снимать и сниматься сутки напролет. Очень бы хотелось, чтобы поскорее вышел фильм, посмотреть — много ли сцен оставили с нами, и вообще ПОСМОТРЕТЬ!
Если вы интересуетесь культурой индейцев и хотели бы познакомиться с обществом индеанистов, можете связаться с Натальей Дубовой по email [email protected] или по тел.: +380630315696, +380965847962 или +380667002650.
«Дело было в 1967 году, когда в Канаде проходили Дни советской культуры, — вспоминал знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев в интервью одной из газет 1997 года. — Попав в далекую страну, я кинулся искать настоящих индейцев, чтобы посмотреть, как они танцуют. В одной из резерваций нас встретил высокий крепкий мужчина. Весь разукрашен, на голове — праздничный убор из перьев. Рядом с вождем — прекрасная жена-индеанка. И тут он поклонился и говорит: «Здоровеньки булы! Будь ласка, прошу до моей хижины». — «Вы что, по-украински говорите?» — спрашиваю. «А шо? Я украинец, з-пид Полтавы». Звали его Иван Даценко. Но в племени нарекли Пронзающий Огонь…
Иван Иванович Даценко родился в 1918 г. в с. Чернечий Яр Диканьковского уезда на Полтавщине. Учился в местной средней школе. В 1937 г. окончил Писаревщанский зооветеринарный техникум. В том же году был призван на службу в Красную Армию. В 1940 г. окончил Оренбургское авиационное училище. Был командиром звена 10-го гвардейского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия. 22 июня 1942 г. И. Даценко со своим звеном получил задание разгромить вражеский аэродром под Орлом. За несколько заходов цель была уничтожена. Уже возвращаясь на базу, самолет Даценко загорелся — в него попал снаряд. В этой сложной ситуации Иван Иванович проявил чрезвычайное мужество и выдержку. Он направил самолет к линии фронта и сделал все, чтобы спасти экипаж. Последним оставил машину сам. На начало августа 1943 г. гвардии старший лейтенант И. Даценко совершил более 200 боевых вылетов. После ранения снова стал в строй. Был награжден орденом Красного Знамени, медалями, а 18 сентября 1943 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.
В книге «За отвагу и мужество», изданной в 1973 г., где дан список всех Героев Советского Союза из Полтавского края (233 чел.) с рассказами о боевом пути каждого, читаем: «18 апреля 1944 г. экипаж И. И. Даценко бомбил железнодорожную станцию Львов-2, на которой сосредоточилось много живой силы и техники врага. Во время выполнения боевой задачи бесстрашный сокол пал смертью храбрых».
Так считали все. В с. Чернечий Яр его почтили как героя. Жители села намеревались назвать именем И.Даценко одну из улиц, да и само село переименовать в его честь, а также установить памятник. Но из высших учреждений государства пришел тайный приказ — почтение памяти И.Даценко прекратить. Чем был вызван этот запрет, стало известно только через ЗО лет.
По версии исследователей-историков, Даценко не погиб, а попал в немецкий плен. Сбежав из плена, попал в «тиски» СМЕРШа и был отправлен в ГУЛАГ, откуда тоже сбежал. Как военный летчик, он знал, что единственный шанс уйти от вездесущих контрразведчиков — добраться до Красноярска, а оттуда по воздушному пути Аляска — Сибирь («Алсиб» — единственная «небесная трасса», соединявшая СССР и США) можно бежать в Северную Америку.
Добравшись до Канады, Иван Иванович без документов и гражданства не смог бы там жить. Поэтому он подался в леса, к индейцам. Вождь ирокезов без раздумий принял мужественного украинца и даже отдал замуж за него единственную дочь. А потом, не имея сыновей, оставил ему и место вождя.
Компания «Кинотур» совместно с продюсерским центром «Инсайтмедиа» 5 апреля презентовала художественный фильм «Прошедший сквозь огонь» режиссера Михаила Ильенко.
На презентации присутствовали министр культуры и туризма Михаил Кулиняк и глава Государственной службы кинематографии Екатерина Копылова.
Гостям были показаны трейлеры и черновой вариант картины. Михаил Кулиняк отметил, что будет с большим интересом ждать премьеру.Картина сейчас находится на завершающей стадии монтажно-тонировочного периода.
Съемки фильма проходили в Киеве и области, в Каменец-Подольске и Аргентине с 2007-го по 2010 год. Бюджет картины составил около 2-х млн. долларов. Проект осуществляется при поддержке Министерства культуры и туризма и Государственной службы кинематографии Украины.
Премьера фильма намечена на 28 мая 2011 года. В широкий прокат картину планируют выпустить в сентябре 2011 года.
В главных ролях: Дмитрий Линартович, Виталий Линецкий, Ольга Гришина, Иванна Ильенко и Виктор Андриенко.
5 февраля в Сумах впервые была сыграна партия «живых шахмат».... 3
Сумчанка Яна Замура, заинтересовавшись посткроссингом два года назад, уже имеет в своей коллекции больше сотни открыток со всего мира... 2
Сумчанин Алексей Шаповалов в свободное время вышивает крестиком портреты жены...
В Сумском госуниверситете прошел первый чемпионат города среди школьников по игре CounterStrike... 8
Гость
Что за бред, кто это и очем пишет Данкор?? Вы что с ума посходили, ничего больше освещать??
adamenko
Уважаемый Гость, пишу об интересных, на мой взгляд, людях с необычными интересами. Жаль, что Вам не понравилось. А о чем бы Вы хотели прочитать?
Гость н
Наташа, то чем вы занимаетесь это ненормально. Пустое и бесполезное времяприпровождение. У людей складывается такое впечатление, что в местных советах работают одни "косомсы" "пидписдесы" и "индейцы". Ну полный набор... Нужно было хотя бы постесняться и не называть место своей работы.
На прошлой неделе я видел трех молодых ребят, которые в районе рынка убирали берег р. Стрелки. Вот это молодцы и пример для подражания.
Оксана
Молодец Наташа ! А всякие "Гости" очень-очень неправы, и это еще мягко сказано.
Гость
Потрясно...аж не верится, что это правда. Вроде 1-е апреля давно прошло...
СФ
отличная статья
Обіватель
А почему про Януша совсем не упомянули? http://www.dancor.sumy.ua/articles/community/36473
Гость
Забавное и безобидное развлечение.Это не пьяная перестрелка в элитном ресторане куда "лохам" страшно (и не по карману) зайти.Все бы чиновники так развлекались.
Гость
Да нет это не безобидное развлечение, а одна из самых примитивных форм язычества.
Гость
Ваше мышление,дорогой гость,примитивно само по себе,а не форма общения с окружающим миром.Надо смотреть шире и глубже-язычество учит нас,что планета наша достойна уважения и человечеству пора задуматься о своих духовных заблуждениях насчет окружающего мира.Проще говоря ,надо перестать быть просто потребителями и "венцом природы" -надо уметь и отдавать.И беречь мир, в котором, мы живем.И это не детский лепет или экологический бред.Это наше с вами настоящее.И скажите,что это неправда
Гость
современный человек все больше теряет свои корни с природой и становится серым и обыкновенным дерьмом. Наташа не слушай тех кто тут "поносит" таких как ты, они просто потерянные маленькие дети. А такое увлечение ведет к гармонии с миром и самим собой, а это главное. И нет разницы министр ты или простой рабочий, все мы люди. Спасибо за статью!
Oíyokpasya Othí
Гость
Разные религии - это разные ступени к Богу. Можете называть это язычеством или как угодно. Но Бог - один, людей - много. И у разных людей - разные молитвы. Есть батюшки, которые отпевают за деньги. Есть так вами называемые "язычники", которые духовно осознают связь с Богом и Матерью-Природой, и которые понимают, что все мы являемся частью круга жизни. Все мы родичи!
Buffalo Horse
Гость
Можно только пожалеть, что находятся люди, которые не могут вписаться в современный мир, а ищут утешения в выдуманной гармонии и в поедании сурков. У людей плохая национальная и женская идентичность. А кто же будет делать что-то хорошее для сохранения природы сейчас?
Для возвращения здравого смысла надо бы вам пожить в резервации. Знаете такой обычай, когда для излечения берут здоровое животное и натирают заболевшего человека этим животным до тех пор, пока оно не умрет? Замечательная "гармония" с природой.
Язычество отвратительно.
Гость
а что Вам еще знакомо о язычестве? или Ваши познания этого вопроса ограничены только вот таким примером "натирания"? или христианство благодаря которому столько крови пролито, для вас свято? или "гуманизм" цивилизации, который вообще стремительно убивает природу и землю, и у которого только один бог "ДОЛЛАРС" для Вас пример? Наша правда в том, что мы никого не осуждаем в его выборе. Разберитесь в себе, и хотите верьте, хотите нет, когда прийдет Ваш час, Вы поймете где была правда в Вашей жизни, а где ложная дорога. Удачи!
Гость
Язычество - это когда вы зашли в дом и вместо того, чтобы поздороваться с хозяином, начали здороваться со столами и стульями.
Гость
Как мне Вас искренне жаль, Вам не кажется, что у Вас не очень глубоки познания язычества и как таковой религии вообщем?
Salmon
Читаю комменты и прозреваю, люди подобно Крыловским "Моськам" бросаются на человека. который поделился своей душевной радостью, своей уникальностью и мировозрением. Я думал движение "гопников" прошло, а оно онказывается живёт и процветает :) Ну что ж господа-Гопота, продолжайте, ведь вы всё равно кроме как лая ничего произвести на свет не способны... А примеры типа: "Я видел как убирали берег..." должны звучать как - "Я по субботам с друзьями хожу убирать берег - присоединяйтесь... будь вы индеанисты, толкинисты или просто за чистоту..."
Короче говоря - Наташа, ты умница! И это главное, дело нужное, дело полезное... а те кто выше тут писал свою муть, то просто примесь слов в лихом перегаре лая...
ГостьShatoxin
Увлекаюсь индейской тематикой. Могу написать картину маслом про жизнь и быт индейцев США, война,портреты вождей. [email protected]
5 коп
"Да нет это не безобидное развлечение, а одна из самых примитивных форм язычества."
Взагалі-то, не люблю словосполучення "православие головного мозга"... Вірніше, тих "атеїстів", які його вживають.
Але коли зустрічаються отакі "глубокомислєнниє" коментарі про язичество, то закрадається сумнів, що згадане словосполучення таки небезпідставне...
Шановні "особливо православні"! А може треба перш за все дбати про спасіння власних душ, а не розвішувати ярлики на когось?
Гость
Шановна Наталля! Я звичайно не прихильник неоязычництва, чи "реанімації" етнічних народних нехристиянських вірувань, тай далекий я від схвалювання танців навкруги "ритуальних" вогнищ, особливо тих людей, які були формально охрещені в Православній Церкві. Але мені глибоко симпатичні ваші погляди, так як я і сам давній індіаніст. Цікавлюсь історією Північно-Американських індіанців, особливо Алгонкінів і Сіу-Лакота. Мені сподобалася Ваша щира розповідь, видно, що Ви щира людина, бо лукаві люди не зможуть зрозуміти глибину етнічної психології коренного населення Америки, американоїдів. Ваше зайняття до відомої міри можна похвалити, його можна порівняти з цікавісттю до історії Далекого Сходу. Ні хто ж, не буде надсміхатися, над тим, хто вивчає культуру Древнього Китаю, чи Японії, правда ж? А тут , такий не добрий скепсис и агресія. Тому, кажу Вам : Займайтесь улюбленною справою, але релігійні вірування у американоїдів не переймайте! Як не крути, але їхні вірування, це ложні уявлення про буття Бога, світу і людини. Не знаю, чи переконав Вас, але я намагався Вас захистити від "мудрих" і "толкових" наших нігілістів прагматиків. З повагою, священник Андрій! Вічаша Вакан.При бажанні мені можна писати на ел. адресу: [email protected]
Гость
захоплення дивне, але не більше того. в мене колись був знайомий, який щиро вважав себе одним з останніх орочів (народ на крайній півночі Євразії, про них щось Іван Бахмут ще писав). Все це, зрештою, одна з форм втечі від реальності - і хоча зовні схожа на пошук власної ідетничності, таки цим не є. Ну хоче людина бути орочем, індіанкою чи ще чимсь - хай буде. За принципом хочеш бути щасливим - будь )
Зрештою, перефразуючи бацьку Луку, краще бути індіанцем, ніж підорасом )))