По его словам, в этой отрасли сегодня есть заметный прогресс, но Украина по- прежнему далека от рыночных отношений в экономике.
Накануне профессионального праздника — Дня маркетолога (отмечается 25 октября) — "Данкор" поговорил с одним из титулованных маркетологов нашего города – Александром Телетовым — о сегодняшнем состоянии маркетинга в Сумах, маркетинговых исследованиях и востребованности этой профессии.
- Я начинал трудовую деятельность как кибернетик. После защиты кандидатской дисертации, еще будучи заместителем секретаря парткома ПО "Электрон", я понимал что в условиях рынка необходимы другие подходы к развитию экономики. А после сдачи Компартии и страны Горбачевым, окончательно решил заняться маркетингом, - вспоминает А. Телетов. – Больше 4-х лет работал заместителем директора научно-исследовательского института электронной микроскопии, делая первые шаги в маркетинге.
По совместительству меня пригласили преподавать маркетинг в университете.
Сегодня я доцент кафедры маркетинга Сумского государственного университета и профессор Сумского института Межрегиональной академии управления персоналом. Преподаю маркетинг, маркетинговые исследования, промышленный маркетинг и рекламный менеджмент.
- Какие интересные маркетинговые исследования вы проводили? Что интересного узнали?
- Со своими студентами я провожу самые разные маркетинговые исследования. Все, что делаем, связанно с нашей повседневной жизнью. Мы, занимаясь исследованием рентабельности пассажирских перевозок, своими подсчетами доказали, что 1,50 грн. — это слишком много, а 2 грн. — тем более. Мы делали исследования по детскому парку, где предложили для увеличения спроса на аттракционы ввести цену, которая бы снижалась по мере увеличения количества пассажиров. Кое-что из этих исследований применялось на практике, но только частично. Пока нам не удается найти взаимопонимания с городскими и областными властями, они откровенно игнорируют необходимость маркетинговых подходов в организации городского хозяйства, транспорта, отдельных направлениях промышленности.
Сейчас группа магистрантов СумГУ занимается подготовкой работы по созданию регионального форменного журнала. То есть рекламный проспект, ориентированный на потребителя для наиболее мощных промышленных предприятий Сумщины.
- Вы же стояли у истоков маркетинга независимой Украины. Как он развивался, что мы имеем сегодня?
- Я Вам скажу: шутка о том, что украинский маркетинг — это "впендюринг", "объегоринг" и "сбабкамисвалинг", сегодня становится менее актуальной. Мы выходим на более серьезный уровень, у нас увеличивается число квалифицированных специалистов, которые знают свое дело. Но тем не менее нам еще расти и расти.
- Что можете сказать о маркетинге в советское время? И как Ваша приверженность к Коммунистической идеи уживается с маркетинговой деятельностью?
- Они не противоречат друг другу. Убеждение многих, что в советское время не было маркетинга, ошибочное. Он был.
Правда, тогда он координировался властью, существовали на уровне министерств и ведомств.
- Ценят ли за границей наших выпускников?
- У нас хорошее образование, тем не менее там им приходится во многом переучиваться. Во-первых, язык. Во-вторых, у нас и у них очень разные подходы к экономической деятельности. Если там развитая рыночная экономика, то у нас это, скорее, экономика трансформации, которую пока еще нельзя назвать цивилизованной. Вот, например, если у них есть понятие "марка", они его придерживаются. Возьмем обувь. Если немцы делают качественную кожаную обувь, то и ее подошва будет высокого качества. Наши же поступают как? Есть кожаная обувь, а подошва у нее может быть самой дешевой. То же касается спиртного, услуг и т.д. У нас просто привыкли, что, добившись успеха какого-то бренда, его можно не заботиться о его поддержке. На Западе маркетологи такого не позволят.