Как и было обещано, дороги в Сумах начали латать после Дня дураков, точнее — перед Пасхой. Первой в центре внимания оказалась ул. Орджоникидзе, по которой в праздники запланировали пустить «икарусы» — для желающих посетить Барановское кладбище. В качестве эксперта привлекли зампредседателя правления АТП-15928 Александра Шепотько, который проехал в автобусе и указал проблемные места. Теперь латают улицы Харьковскую и Привокзальную.
Как и прежде, дорогами в Сумах занимается ГКП «Дорремстрой». Хотя в этом году, чтобы получить работу, ему пришлось пройти тендер — в соответствии с новыми законодательными требованиями. Право ремонтировать сумские дороги «Дорремстрой» выиграл у ЧПКП «Селлер». Изменил ли что-нибудь тендер? Директор «Дорремстроя» Александр Вегера признался, что тендерная процедура растягивается на два месяца и на такой же срок отодвигает начало работ. «Но мы предвидели эту ситуацию и, учитывая, что тендер проведен и «Дорремстрой» — явный победитель, первый ремонт начали так же, как и в прошлые годы, — сказал А.Вегера. — Графики работ составлены, договоры с заказчиком заключены. Дальнейших препятствий для нас нет».
Бюджетным финансированием в этом году дорожники довольны больше, чем прошлогодним — им добавили 5 млн. грн. В то же время признают, что эти деньги — капля в море для Сум. Но все же, по мнению А.Вегеры, если финансирование не урежут, то лет через пять состояние дорог в Сумах заметно улучшится — хотя до частного сектора дело все равно не дойдет.
Ну а если говорить о ближайшей перспективе, то в этом году первостепенное внимание решили уделить объездным дорогам, чтобы разгрузить центральные улицы. Задача №1 — ремонт дороги, соединяющей улицы 2-ю Железнодорожную, Тополянскую и Воровского с Курской. Это самый проблемный участок в городе. В планах также участки улиц Краснозвездинской (от Леваневского до Черепинского моста), Дзержинского (от Леваневского до Привокзальной) и другие. Кроме того, сделают капремонт ул.
Орджоникидзе, которую слегка подправили перед Пасхой. Приведут в божеский вид и Красную площадь (от Красногвардейской до Харьковской), а также еще несколько участков. Всего по графику запланирован ремонт тридцати улиц.
Мы выяснили, какие дороги в Сумах можно считать самыми плохими и какие вызывают наименьшее количество претензий. В качестве эксперта привлекли начальника отдела логистики (заведует городским общественным транспортом) Сумского горисполкома Валерия Семесенко. Даем подобие рейтинга сумских дорог с точки зрения их пригодности для езды.
Как мы уже сказали, самой запущенной является улица Тополянская. Здесь ремонт не делался уже много лет и состояние дорожного покрытия просто убийственное для транспорта. К тому же нависающие над дорогой ветви деревьев могут зацепить установленный на крыше газовый баллон или шланг. Чиновники недоумевают, почему сосредоточенные на этой улице достаточно крупные предприятия не вкладывают в ремонт дороги ни копейки, а ждут решения проблемы за бюджетные деньги.
Проблемный участок есть и в районе пос. Тепличный — от Белопольского шоссе до конечной маршруток. Перевозчики даже периодически ремонтируют его за свои деньги, но каждую весну дорога снова разрушается.
Улица Косовщинская. Улица сама по себе узкая, да еще и в ямах. В некоторых местах машины не могут разъехаться, поэтому вынуждены останавливаться и пропускать встречные.
Василевка. Твердое покрытие есть только до магазина, но по просьбе жителей была произведена подсыпка дороги и сделано разворотное кольцо. Весной эта дорога пришла в негодность. Микроавтобусы идут по ней так медленно, что выбиваются из графика.
Ул. Металлургов — от выезда на Добровольную до тяглового моста.
Из центральных улиц в плохом состоянии — Героев Сталинграда и Красногвардейская,
несмотря на то что ремонтировались они недавно и в них были вложены немалые деньги.
Ну а хорошими транспортники считают Петропавловскую, Кирова, а также отремонтированное в прошлом году Белопольское шоссе.
Почему в Сумах плохие дороги? Опросив экспертов, мы получили несколько ответов на этот вопрос.
Во-первых, по словам А.Вегеры, большинство дорог в Сумах толком не ремонтировались уже лет 10–12, а некоторые — и все сорок. В то время как нормативный срок службы дорожного покрытия 14–16 лет. Ямочный ремонт проблему не решает — нужен капитальный.
Во-вторых. По сей день дорожное покрытие кладется по старым, еще советским, нормативам. Но они если и подходили для тех времен, когда транспорта в городе было на порядок меньше, то теперь явно не поспевают за сумскими реалиями. Взять хотя бы многочисленные маршрутки, которые тормозят чуть ли не через каждый метр и таким образом «травмируют» дорожное полотно.
Ну и, конечно же, объемы финансирования дорожных работ. «В 1990 г. «Дорремстрой» выпускал асфальтобетона 90 тыс.т, — рассказывает А.Вегера. — В прошлом году мы уложили всего 16 тыс. т. Но даже тогда, в начале 90-х, наших сил для ремонта дорог не хватало, привлекали и автодоры, и Спецстрой, и харьковский ДСУ-11. И финансирование было громаднейшее по тем временам».
Сейчас дорожники мечтают о новом асфальтовом заводе, где делали бы асфальтобетон по современным технологиям, позволяющим увеличить срок службы дорожного покрытия в 2–3 раза. Но все снова упирается в недостаток средств.
И все же надеемся, что те довольно осторожные планы, которыми с нами поделился директор «Дорремстроя», удастся осуществить.
В этом году ГКП «Дорремстрой» намерен отремонтировать дорожное полотно следующих улиц.
На бюджетные средства:
- капремонт - 6480 тыс. грн.
- текущий ремонт - 3142,8 тыс. грн.
- содержание - 5480 тыс. грн.
На деньги, полученные от сбора с владельцев автотранспорта:
- капремонт - 2200 тыс. грн.
- текущий ремонт - 4052 тыс. грн.
Последний раз на городских дорогах проводились капремонты:
- ул.Калинина – в 1971 г.
- ул.Металлургов – в в 1972 г.
- пр.Шевченко – в 1973 г.
- ул.Шевченко – в 1973 г.
- ул.Красногвардейская – в 1974 г.
- ул.Харьковская – в 1975-76 гг.
- пр.Курский – в 1982 г.
- ул.Роменская – в 60-х гг.
Со многими другими улицам ситуация аналогичная.
Межремонтные сроки проведения капремонта асфальтобетонных покрытий — 14-16 лет.
Источник: данные ГКП «Дорремстрой»
Несмотря на то что капремонт проезжей части Красной площади был сделан не так давно – в 2002 г., асфальтовое покрытие уже нуждается в ремонте. А.Вегера утверждает, что ремонт делала днепропетровская фирма, которая в настоящее время проходит процедуру банкротства, а «Дорремстрой» только предоставил ей свою технику и асфальтовый завод.
Днепропетровские ремонтники якобы применяли новые технологии, которые себя не оправдали.
Капитальный ремонт дорожного полотна включает в себя такие работы: монтаж/демонтаж бордюров, монтаж/демонтаж колодцев сетей коммуникаций, прокладка ливневой канализации или водостока, укладка асфальта.
Капремонт 1 кв.м дороги, по словам А.Вегеры, стоит около 80 грн.