Угрозы городских властей взять да и отремонтировать дороги в Сумах неожиданно осуществились этим летом. Правда, вместо обещанного перечня из десятка улиц ограничились одной Петропавловской, но и такого в Сумах давненько не было. По данным мэрии, стоимость работ на Петропавловской составила около 2,4 млн. грн. Ремонт улицы проводили новой дорожной техникой, которая должна была обеспечить высокое качество. Пока явных ям на дороге не заметно (правда, и времени прошло маловато). Весна покажет.
К бочке меда в виде хорошего дорожного покрытия самой улицы добавилась ложка дегтя в виде тротуаров. Сперва городские власти решили, что сделать их должны предприниматели, но те желанием раскошелиться не горели. Городские власти пытались эти чувства разжечь, однако потом стали приближаться выборы, и сильно разжигать стало нельзя. В результате теперь вроде бы хотят выделять деньги на тротуары из городского бюджета.
Так что Петропавловская сможет претендовать на почетное звание Ремонта года и в 2005.
Летом в Сумы наведалась российская финансовая корпорация «Социальная инициатива», аявившая о намерении построить в Сумах целый жилой микрорайон с симпатичным названием «Солнечный». 1 июня руководство города и корпорация подписали контракт на реализацию проекта массовой застройки в Сумах, согласно которому российские инвесторы планируют вложить около 35 млн. долларов в строительство 100 тысяч кв.м жилья и объектов социального назначения. Городские власти активно опекали проект, пообещав хорошее место возле озера Чеха, а мэр даже озаботился тем, куда девать положенное по контракту жилье или лучше взять объектами соцкультбыта.
Вопрос разрешился сам собой, так как, несмотря на обещание начать строить уже осенью, россияне особой активности не проявили.
Оппозиция утверждает, что корпорации не пришелся по вкусу инвестиционный климат, созданный городскими властями. Так или иначе, но судьба «Солнечного» пока печальна.
Лучшими дизайнерами 2004 года стали рядовые сумчане, участвующие в акциях протеста. Сперва они украсили палатками сквер Шевченко, превратив его в мекку для журналистов со всей Украины. Правда, городские власти утверждали, что сей дизайн погубит газон сквера, вдруг оказавшийся ценным памятником. Говорили даже, что придется менять землю, потому что после студентов ничего не вырастет. Ошиблись! Вскоре после того, как палатки убрали, сквер зазеленел, как и прежде, а попытка городских властей через суд содрать деньги с организаторов городка провалилась. Непонятно, кто кому должен.
Теперь ждем установки в сквере Шевченко памятника в честь тех событий. Неплохо было бы возобновить и традицию запечатывания облгосадминистрации, как это случилось после 21 ноября. Этакого и в Европе не сыщешь, когда люди могут написать власти, что они о ней думают, а власть все это читает, так как делать нечего — домой не пускают. Несмотря на некоторые шероховатости с законом, выглядело впечатляюще.
В 2005 г. у Сум будет юбилей — 350-летие со дня основания. Под такое дело городу пообещали денег, причем много — 100 (сто) миллионов гривен.
Верховная Рада даже приняла постановление, обязывающее правительство предусмотреть в государственном бюджете на 2005-й год отдельной строкой финансирование, а городские власти стали оглашать список объектов, которые построят на эти деньги. Самые крупные — Дворец брака и семьи, реконструкция площадей Театральной и Независимости, а также путепровода по улице 20 лет Победы с ремонтом дороги от улицы Роменской до Прокофьева.
Мэр города Владимир Омельченко на сессии 23 июня назвал решение парламента «большой победой».
Но не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. Ближе к зиме оказалось, что на сумской юбилей в бюджете заложено в десять раз меньше обещанного, да и судьба этих денег оказалась туманной из-за выборов. В результате все свелось к достройке моста по улице 20 лет Победы, да и то еще будет ли. А жаль, многие несемейные горожане ожидали строительства Дворца брака и семьи...
После некоторого перерыва, связанного с перестановками в руководстве, Нацбанк снова вознамерился вернуть себе славу главного строителя Сум.
После банковской академии и манежа НБУ задумал построить офис своего областного управления на площади Независимости. Предполагаемая стоимость строительства — 25 миллионов гривен.
Казалось бы, проект должны были встретить как дорогого гостя, но при обсуждении на градсовете прозвучала острая критика. По мнению одних архитекторов, обоснованная, по мнению других — связанная с разборками между различными группами архитектурного влияния.
Так или иначе, но стройка практически зависла. Однако уже глубокой осенью в котловане возле облсовпрофа начались работы, что дает надежду на продолжение строительства. Тем более что Нацбанк возглавил почетный сумчанин Владимир Стельмах — человек, сделавший для Сум немало.
Весь год город страдал от перебоев с вывозом твердых бытовых отходов, периодически утопая в них и выныривая после титанических усилий властей, которые так и не смогли создать стабильную систему вывоза отходов.
Конечно, в такой ситуации есть повод для героизма в решении проблемы, а героям дают награды. Поэтому новые тарифы на вывоз отходов, которых «мусорщики» добиваются уже больше года, не согласованы. В результате у ООО «Сумыкоммунтранс» часто обнаруживается недостаток средств для покупки топлива, мусоровозы стоят, а контейнеры переполняются, превращая Сумы в большую свалку. Проблема переходит в 2005 год. Может, к юбилею решим.
Песня о том, что старые тарифы не соответствуют новым ценам, звучит уже давно, поэтому возможность повышения цен на жилищно-коммунальные услуги остается в силе. В прошедшем году ею только пугали, но не применяли, (возможно, по причине выборов).
Теперь лафа заканчивается: с 1 января 2005 года вступает в силу закон, обязывающий городские власти либо устанавливать тарифы, окупающие стоимость услуг, либо оплачивать разницу из городского бюджета. Около 9 миллионов гривен необходимо выделить из городского бюджета, чтобы покрыть разницу между тарифами за жилищно-коммунальные услуги и их фактической стоимостью. Мэр Владимир Омельченко заявил, что не является сторонником повышения тарифов, поэтому будет изыскивать деньги в городском бюджете. Возможно, примут схему, по которой тариф поднимут частично, а остальное доплатит городской бюджет.