— Что положительного и что отрицательного в вашей работе?
— Плюсы — это, в первую очередь, общение с людьми. Я, например, без этого уже не могу. В выходные уже чего-то не хватает. Минусы в основном связаны с нашими посетителями. Я бы их разделила на три категории. Первая — «клиенты высшего класса». — Это нормальные интеллигентные люди. Вторая — с этими людьми бывают конфликты, но их можно уладить. А третья, «низшая» категория, — люди, с которыми вообще нельзя найти общий язык. Хотя все равно пытаемся, улыбаемся им...
— Из-за чего чаще все возникают конфликты?
— Бывает, приходят выпившие. Им надо, чтобы к ним сразу подошли, побыстрее принесли заказ. Если им что-то не нравится — скандалят. Люди, которые старше по возрасту, будь то мужчина или женщина, как правило, ведут себя более-менее достойно. А молодежь... Не могу говорить обо всех, но большинство не умеет вести себя в ресторане.
— А бывают казусные ситуации?
— Позавчера, например, прыгали со второго этажа! Всякое бывает...
— О чем говорят официанты с посетителями? Только ли о заказе?
— Нет. Мы можем общаться на любые темы — семейные проблемы, работа и т.д.
Есть постоянные клиенты, которые к нам ходят с момента открытия. Мы их видим каждый божий день и уже не считаем посетителями, они для нас свои.
— Большие ли чаевые дают сумчане?
— Сумма разная, в зависимости от контингента. Могут гривну оставить, могут пять. А то и десять долларов. Иногда за смену вообще никаких чаевых.
— Директора сумских ресторанов жалуются на текучесть кадров.
Почему?
— Приходят девушки после училища или с биржи. У них просто нет желания работать. Они думают, что официант — это человек, у которого полные карманы чаевых! Оказывается, это не так. И начинается: «Не хочу», «Не буду». Но директорам тоже такие работники не нужны.
— А вообще работа эта тяжелая?
— В физическом плане — когда клиентов много. Тяжелей морально.
Из-за этого тоже многие уходят: кто-то нагрубил — девушка в слезы, заявляет, что уходит.
— Есть ли у официантов профессиональный способ снятия стресса?
— О себе могу сказать, что я человек отходчивый. Бывает, обижаешься, но сама себе говоришь: «Я выше его!» — и подходишь к клиенту с улыбкой.
— Каким бы вы хотели видеть идеального посетителя?
— Главное, чтобы был человеком. Если не можешь нормально общаться — лучше не ходи в такие заведения. А так — чтобы были общительные, привлекательные, денежные...