- Я учитель, понимаете? Хотя сейчас занимаю административную должность, прежде всего я учитель. Люблю свою работу и считаю, что в этом отношении я человек счастливый, работаю с чистыми душами. Когда общаешься со взрослыми, разные встречаются люди. А дети совсем другие.
Я категорически против так называемой категории «трудных детей». Таких детей не бывает. Просто в некоторых семьях складываются ситуации, когда дети замыкаются в себе и остаются в стороне от общественной жизни.
Но у них те же интересы, те же стремления и способности, что и у остальных детей. «Трудные» они временно. Плохо, когда учитель начинает делить детей на хороших и плохих, трудных и нет. Это отражается на отношениях учителя и ученика.
- Только работая в вечерней школе, я поняла, сколько у людей проблем в семьях. Именно дети из проблемных семей большей частью и попадают к нам.
Когда работаешь в школе, где учатся дети из более обеспеченных семей, кажется, что все хорошо. Здесь же я узнала, что мать может отказаться от своих детей, что их воспитанием может заниматься только отец или бабушка.
Естественно, что подрастая этим детям приходится искать работу и совмещать ее с учебой.
Некоторые девочки в свое время бросили все и уехали в Италию, Грецию.
Уезжали, когда до получения аттестата оставалось полгода. Потом приезжали обратно, жаловались, признавали, что поступили глупо.
Некоторые из наших детей находятся под следствием, есть и осужденные.
Проходит время и наши ученики действительно меняются к лучшему, устраиваются в жизни. Что может быть лучше этого?
- В этом году вечерним школам исполняется 60 лет. И потребность в них не исчезает и сегодня, потому что детям из малообеспеченных семей, совмещающим учебу с работой и требующим повышенного педагогического внимания, здесь хорошо.
В нашей школе дети учатся 3 дня в неделю. В остальное время они могут получать какую-нибудь специальность. Оператор ЭВМ, бухгалтер, парикмахер, повар, официант, продавец, слесарь по ремонту автомобилей - это те профессии, которые можно получить в нашей школе. А после этого, учиться в 11-12 классах, а в свободные 3 дня зарабатывать на жизнь. Вообще, всем нашим детям свойственно полагаться в жизни только на себя.
По вечерам в вечерней группе у нас обучаются совершеннолетние, которые днем работают. Наша рабочая молодежь.
Кроме того, к нашей школе прикреплены два класса на базе исправительной колонии №116. Как оказалось, у многих людей, отбывающих там наказание, нет среднего образования. А так как это закрытое учреждение, то наши учителя ездят туда и проводят занятия в колонии.
Очень хорошо, что на уроках эти люди слушают произведения великих классиков, думают, чувствуют. Все это воспитывает. Будем надеяться, что учеба, общение с учителями поможет им как-то измениться.