«ЧМО» В. Жеребцова

Спектакль в 2-х действиях в постановке харьковского "Театра 19" - о том, что в каждом есть ЧМО. 989

«Театр 19» давно известен острыми постановками. Большинство спектаклей труппы – комедии, которые далеко не всегда так смешны, как кажется на первый взгляд. Спектакль «Чмо» - отражение внутреннего конфликта человека с собой и его же противостояния с окружающим миром, показанного на фоне советской армейской действительности, щедро сдобренного юмором.

Из словарей: ЧМО - части материального обеспечения (воен.); человек малообразованный; человек, мешающий обществу; человек, морально отсталый; человек, морально опущенный; чемпион московской области; чемпион московской олимпиады; чрезвычайно мобильный организм; человек, материально обеспеченный; чрезвычайно малогабаритный объект (фолькорн.); человек, морально опустившийся (аббревиатура, употреблявшаяся работниками исправительных учреждений).

Действие происходит в конце 80-х годов в степях Казахстана. Подсобное хозяйство, где «непригодные для строевой службы бойцы» разводят свиней. «Дело сложное, но неизбежное, как крах капитализма». Кстати, свиньи – ключевые герои произведения, что бы кто ни говорил. В образе этих животных сосредоточены все характеры. Ни разу актеры в масках свиней не появились на сцене просто так: либо они символизировали армейских дедов, для которых счастье – измываться над духами, либо выходили в тот момент, когда между двумя главными героями пробегало предательство. Словом, свиньи в этой постановке – не просто способ отвлечь внимание от основного действия и дать зрителю возможность немного отдохнуть во время их танца, а образы, несущие в себе глубокий философский смысл.

Сам сюжет прост до невозможности. Александр Хрустяшкин провинился перед дедами, после чего жизнь его в части стала невозможной. Тогда и отправили его на скотный двор. Жил он себе, терпел издевательства от стройбатовцев, для которых и был ЧМОм. Но однажды прислали ему сослуживца Андрея Новикова, который «с людьми плохо уживается». Парень, как говорится, не от мира сего – верит в Бога, о чем сообщает в анкете, отказывается вступать в комсомол, никогда не врет и живет по высоким моральным принципам. Естественно, Хруст (прозвище Хрустяшкина) осмелел и сделал из молодого солдата ЧМО – почувствовал себя дедом. При этом Хруст активно лебезит перед главным стройбатовцем Бесом, которого боится до потери сознания. Собственно, на этом страхе и построена развязка. К Новикову тайно приезжает сестра Катя, на которую положили глаз Бес сотоварищи. Хруст помогает уйти напарнику и девушке, но под угрозами Беса говорит, по какой дороге те пошли. В итоге – стройбатовцы должны без проблем нагнать беглецов, но тех спасает чудо: они заблудились. Вернувшись, Новиков прекрасно понимает, что Хруст предал его. А также оба понимают и то, что от стройбатовцев пощады ждать не придется…

Финал непредсказуем: в подсобное хозяйство приезжает Алтынов, который приказывает Новикову собираться – того переводят в писари, поскольку с такими анкетными данными служить в ракетных войсках нельзя. Но Новиков отказывается от дарованного спасения – он пишет заявление с просьбой принять его в комсомол («Прошу принять меня в комсомол. Бога нет») и остается с Хрустом, чтобы принять смерть вдвоем: «Если бы я уехал, получилось, что я бы тебя предал».

Последняя сцена спектакля - Алтынов бродит по пустому дому подсобного хозяйства и случайно находит свеженаписанное письмо Хруста родителям, в котором он наконец-то решается рассказать им правду о своей службе. Хрустяшкин понял, в чем ценность жизни, но было слишком поздно. Причем сцена убийства не показана – о том, что оно состоялось можно лишь догадаться по некоторым намекам.

Пьеса поднимает вечную проблему выбора между собственным относительным комфортом и предательством ближнего. А комедийность спектакля еще больше усиливает этот эффект (впрочем, почти все хорошие комедии несут в себе элементы философии). «Чмо» - это гораздо больше чем смех. «Чмо» - это наша жизнь, это люди, которые нас окружают, это неумение понять, кто на самом деле достойный человек, а кто – нет, это желание тянуться за внешней броскостью, не видя внутренней красоты, это попытки пресмыкаться перед теми, кто занимает более высокие посты, это, в конце концов, умение противостоять окружающему миру и не сдаваться, Это вечная проблема выбора. И «ЧМО» есть в каждом из нас.

Где и когда
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.