Но существуют другие рабочие группы. Две самые важные занимаются а) вопросами обмена пленных, б) реформой Конституции Украины в интересах Москвы. К сожалению, лидеры мятежников с подачи российских кураторов тесно увязали оба вопроса. А ведь, по разным оценкам, в Украине лишены свободы не более 170 террористов и их пособников, тогда как в заключении у боевиков находится порядка 400 украинских военных (за что отдельное "спасибо" нескоординированности командных структур ВСУ). Таким образом, противник получает преимущество в торговле - как бы цинично это ни звучало.
Пользуясь этим преимуществом, мятежники и "продавили" создание рабочих подгрупп. Как стало известно, президент Петр Порошенко принял соответствующее решение лишь под давлением Парижа и Берлина.
Еще 30 апреля пресс-службы Франсуа Олланда и Ангелы Меркель выпустили заявления в поддержку такого решения. После чего сопротивляться было трудно. Хотя Киев тянул-таки время до 6 мая. Только тогда "подгруппы" встретились.
В каждой из подгрупп, они же - "контактные группы", должны были состоять по два человека от "ДНР/ЛНР", России, Украины и ОБСЕ. Однако в реальности все постоянно меняется. Некоторые участники не попадают на заседания. Некоторые, возможно, не очень и стремятся попадать, не во всех группах пока даже согласован регламент работы.
Киев всячески пытался отойти от этих проблем, чтобы Запад не имел оснований для обвинения в "агрессии". При этом участники групп со всех сторон очень настаивают на официальном оформлении такого регламента. И это многое говорит об уровне взаимного "доверия".
Верховная Рада еще в марте приняла закон об "особом статусе" оккупированных территорий Донбасса. По этому закону, сепаратистам позволялось провести местные выборы при условиях а) действия украинских законов, б) участия всеукраинских партий, в) украинского контроля над границей с Россией. Как еще тогда предсказывал Цензор.НЕТ, боевики на такие условия не согласились. Но только сейчас, во второй половине мая, выдвинули свои контрусловия.
Их предложения предсказуемо оказались столь же неприемлемыми для Киева, как и предложения Киева - для них. Обе стороны при этом ссылаются на Минские соглашения, которые можно читать ну очень по-разному.
Для россиян (и мятежников) важнейшим является вопрос конституционной реформы и проведения местных выборов по их собственным правилам. Они требуют сохранения своих вооруженных формирований (под видом "народной милиции"), неучастия в выборах украинских партий, недопуска на территорию непризнанных "республик" украинских агитаторов и СМИ, сохранения там боевых формирований российских "добровольцев".
Трое из четырех участников "контактных групп", с которыми нам удалось пообщаться, абсолютно уверены: ни на что подобное на Банковой не пойдут.
Правда, эти же люди утверждают: конечное решение - за президентом Порошенко. Поэтому результаты предсказывать трудно. Показателен тот факт, что ни один из наших собеседников не пожелал быть названным в публикации. Поскольку от них "ничего не зависит". Впрочем, как и от участников с противоположной стороны: тем всё диктуют из Москвы.
Еще один, даже более важный для сепаратистов вопрос - "возобновление полноценного торгово-экономического сотрудничества с Киевом". Говоря простыми словами, мятежники требуют возобновления соцвыплат из Центра и возобновления поставок продуктов питания - тоже.
Будут ли в ответ платиться налоги? По словам одного из наших собеседников, "первый вице-премьер ДНР" Андрей Пургин якобы заявил украинским представителям, что сначала Киев дожен обеспечить соцвыплаты, "а тогда посмотрим". Проверить эти слова у самого Пургина не удалось: он якобы пребывал на регулярном медосмотре после февральского микроинсульта.
Но, в любом случае, ситуация изменилась после задержания российских военнослужащих. Ранее мятежники имели преимущество, и "глава ДНР" Александр Захарченко даже дважды прекращал обмен пленными, тем самым шантажируя украинскую сторону. Теперь, однако, ситуация изменилась: главари "республик" из кожи вон лезут, чтобы спасти попавшихся российских диверсантов.
При грамотном подходе к делу Киев может обратить сюжет себе на пользу. Как уверяют участники переговоров в "Минском процессе", сильная сторона террористов - то есть, увязка обмена пленными с конституционным процессом и "экономическими связями" - является и слабой стороной. Сейчас, когда доказан факт участия российского армейского спецназа в "гражданской войне на Донбассе", переговорщики заняты мыслями о том, как использовать это для освобождения украинских пленных (Европа) и отражения шантажа на конституционную и "экономическую" тему (Киев). Весь вопрос в том, кто сориентируется быстрее: Киев или Москва.
Александр Михельсон