Ирина Дяденко, пресс-секретарь мэра: "С 15 мая начинают действовать новый Закон «Про доступ до публічної інформації» и изменения в Закон «Про інформацію». В лице газеты Сумской горсовет должен иметь полноценную информационную службу, которая за те же деньги работала бы не для 1 тыс. читателей, а для всего города в режиме on-line. Пока что это предложение не принято, но думаю, что мы все-таки сумеем убедить депутатский корпус". (По поводу несогласия депутатов выпускать коммунальную газету «Сумы и сумчане» исключительно в интернете.)
Законом «О доступе к публичной информации» устанавливаются новые правила игры во взаимоотношениях граждан, физических и юридических лиц с субъектами властных полномочий, то есть чиновниками, депутатами и даже монополистами.
Этот документ касается каждого из нас. Ведь в силу различных обстоятельств кому-то чаще, кому-то реже, но всем нам так или иначе приходится обращаться в органы власти и местного самоуправления с просьбой выдать какую-то справку или что-то разъяснить. Раньше в таких случаях мы руководствовались в основном двумя Законами: «Об обращении граждан» и «Об информации». Теперь этот перечень дополнил еще и Закон «О доступе к публичной информации».
Как и что он меняет? И меняет ли вообще? В этом попытались разобраться общественные и политические деятели Сум на «круглом столе» на тему «Доступ к публичной информации: изменение общественных отношений или выпуск политического пара?».
Сергей Хомутинник, Партия регионов:
— Этот Закон касается вообще всех граждан Украины. Граждане получили возможность получать информацию даже для защиты своих интересов в судах. Запрос — 5 рабочих дней — и ответ. Если информация очень важная — 48 часов. Также этот Закон обязывает органы власти и местного само-управления на протяжении 5-и дней вывешивать принятые решения, а также проекты решений не позднее 20-и дней до принятия решения.
Олег Медуница, «Бюро аналізу політики»:
— Этот Закон, как мне кажется, упрощает работу журналистов, работу неправительственных организаций, возможно, даже оппозиционных политических сил. И вместе с тем усложняет работу органов государственной власти.
Мне кажется, что органы власти не готовы в полной мере выполнять организационные требования этого Закона. Это касается систематизации информации, определения лиц, ответственных за хранение публичной информации внутри органов государственной власти.
Роман Петренко, «Центр досліджень місцевого розвитку»:
— Безусловно, этот Закон — большой позитив для страны. Однако я хотел бы подчеркнуть, что в государстве есть одна проблема: очень часто у нас законотворчество — это одна сфера, а законособлюдение или законореализация — это сфера, которая зачастую не пересекается с требованиями законотворчества.
Я уверен: первая проблема, которая возникнет однозначно (начиная с 10 мая) — это нарушение сроков ответов на обращения граждан, организаций, поскольку сегодня нет ни методики исполнения этого Закона, ни людей, ни технологий, позволяющих оперативно реагировать на обращения граждан. Система электронного документооборота, которая упро-щала бы этот процесс, есть в облгосадминистрации, но этой системой пользуются максимум процентов на 10. Поэтому, с моей точки зрения, очень прогрессивный законодательный акт имеет серьезную проблему в сфере его применения.
Александр Такул, руководитель проектов ПРОООН:
— Что изменилось? Был Закон «Об информации» и был Закон «Об обращении граждан». Было 30 дней, стало 20 или 5. Технически этот Закон, в принципе, выполнить можно.
Я думаю, что власти здесь нечего бояться. Чем занимаются люди у власти? Они владеют информацией? Владеют. Они могут ее предоставить? Могут. То, что знаешь, ты можешь сказать. Я думаю, нет никаких проблем. Везде есть соответствующие подразделения, которые должны предоставлять информацию. Является ли этот Закон какой-то инновацией, которая перевернет мир? Думаю, нет.
И еще один момент. Законом не предусматривается никакой особой ответственности за его несоблюдение, например уголовной. Написано четко: «Лица, по мнению которых их права и законные интересы нарушены распорядителем информации, имеют право на возмещение материального и морального ущерба в порядке, определенном Законом». То есть в судебном порядке. Если ты думаешь, что твои интересы нарушены, обращайся в суд и взыскивай ущерб.
Владимир Шульга, ВО «Батьківщина»:
— Принятие этого Закона носит некий декларативный характер. Как заявила Юлия Тимошенко, принятие Закона было использовано властью для улучшения отношений между Украиной и Западом.
Лично я уверен: с мая этот Закон исполняться не будет. Я, как депутат областного совета, делал запросы в облгосадминистрацию, в которых просил предоставить нам распоряжения главы облгос-администрации по октябрю, ноябрю и декабрю. На первый запрос пришел ответ: мы не можем дать ответ в бумажном виде, так как это занимает 1656 страниц. А когда я дал, так сказать, подсказку: пришлите, пожалуйста, электронной почтой, это 2 Мб информации, т.е. не очень большое число, пришло интересное письмо-ответ: «Сейчас администрация находится на втором этапе внедрения электронного учета и оборота документов, и, когда наступит третий этап, мы сможем вам это предоставить». А когда он наступит, это уже дело третьего запроса. Но после двух моих запросов я третий уже не давал.
На 90 процентов моих депутатских запросов ответы не были написаны в срок, который отведен законодательством.
Николай Клочко, ПП «Фронт змін»:
— В этом Законе не очень четко указано, какая информация является коммерческой тайной и какая информация является научно-технической. Таким образом, она не защищена этим Законом.
На мое последнее обращение к господину Минаеву о лифтах относительно создания временной комиссии мне была дана формальная отписка. Это было издевательством надо мной, как депутатом. Потому что мне расписали, как в соответствии с Законом должна создаваться комиссия и как она должна работать. Я это и так знаю. Когда информацию необходимо припрятать или затянуть вопрос, то применяется механизм отписок.
Очень хорошо, что в новом Законе есть понятие информации, которая не соответствует запросу. Это то, что вызывает позитивные эмоции. Если вы пишете в своем обращении слово «запрос», то оно подпадает под юрисдикцию принятого Закона «О доступе к публичной информации» и соответственно сроки ответа — 5 и 20 дней. Если пишете «заявление», то, согласно Закону «Об обращении граждан», срок ответа 30 дней, зато предусмотрена административная ответственность за нарушение этого Закона. Сами выбирайте, что лучше. Хотите — для уверенности напишите два.
Андрей Сокура, начальник правления информационно-аналитической работы Сумского городского совета:
— Пять лет тому назад я начал систематизировать всю информацию, сейчас у меня работает система внутреннего документооборота. На сайте городского совета есть практически все документы, за исключением тех, которые содержат информацию о лице. Поэтому проблем с ответами на информационные запросы у нас нет. Каждый желающий заходит на сайт и находит там информацию без каких-либо препятствий.
Единственное, что в этом Законе может вызвать проблему у нас, — это срок пять дней для опубликования решений, так как городской голова подписывает решения в течение пяти дней и у нас может возникнуть небольшая коллизия по времени.
По индексу оценки возможностей Сумы занимают пятую позицию с конца среди 24 городов-участников всеукраинского муниципального опроса...
По результатам общеукраинского исследования почти половина опрошенных (47%) отметили, что за последние два года общее качество государственных медицинских услуг в...
В связи с арестом экс-премьера Юлии Тимошенко, «Данкор» опросил лидеров ряда парторганизаций Сумщины... 14