Его многолетний организатор и продюсер — Орест Коваль.
Открытие получилось ярким и запоминающимся. Играли музыканты из Бельгии — Тон Фрет и Вероника Ильченко. Они хорошо известны в Европе и мире как солисты. Отдельным творческим феноменом является их дуэт.
Игра на флейте – особый вид искусства. Флейта (дудочка), как и ударные, – один из древнейших инструментов, способный пробуждать даже во вполне цивилизованных слушателях первобытные исконные инстинкты.
На флейте играют по-разному. Одни просто касаются её и как бы позволяют инструменту вести музыканта за собой, другие, особенно виртуозы, вроде украинского итальянца Станислава Зубицкого, блиставшего в Сумах прошлой с весной, с различной долей успеха пытаются сделать из флейты универсальный инструмент.
У Тона Фрета с флейтой особые отношения. Он с ней разговаривает. Музыка выступает в качестве темы для беседы, но главным, как и в любом хорошем разговоре, является отношение, интонирование, энергия, которой наполняется тот или иной звук.
Но этот разговор не интимный, он интересен, как разговор двух талантливых актёров на сцене. Музыка, которую исполняли бельгийские музыканты непростая — Клод Дебюсси и его современники выплетали сложные гармонические и мелодические узоры. Части публики, ждавшей красивых простых мелодий, поначалу было тяжело настроиться.
Но уже с первых произведений слушатели почувствовала на себе влияние музыки — тоже довольно уникальный даже для «Органума» и «Бах-феста» момент. Буквально после двух первых номеров лица в зале стали расслабляться и преображаться, от простого интереса – а что нам сыграют европейцы? — до светлых улыбок и радостного восхищения в глазах.
Тон Фрет поразил двумя вещами. Во-первых, удивительным тактом обращения с инструментом. Музыкант был подчёркнуто вежлив с флейтой, как танцор в бальных танцах с партнёршей. Ни одного неорганичного, несвойственного флейте звука, ни единой попытки выйти за диапазон ради показа собственной виртуозности.
Кстати, это отношение замечательно почувствовал и подчёркнул Орест Коваль в одном из моментов концерта передавая Тону Фрету флейту-«колибри», а затем возвращая прежнюю. Со стороны сценическая импровизация двух маэстро была похожа на ритуальное общение благородных рыцарей.
И конечно, тронуло действие, которое в тот вечер музыка производила на публику. В нём было нечто мистическое. Теперь понятно, почему заклинатели змей именно на флейте-дудочке играют, когда хотят заворожить и обратиться к иррациональному, а не на скрипке или гитаре…
Замечательная пианистка, получившая классическое музыкальное образование в России, постигшая и впитавшая в себя великие традиции русской фортепианной школы, но уже много лет живущая в Бельгии. Сегодня Вероника мыслит по-европейски с небольшим русским акцентом — как она сама сказала.
Европейское музыкальное мышление более свободное в смысле выбора репертуара и трактовок произведений и, таким образом, позволяет больше открыться индивидуальности музыканта. Впрочем, по словам Вероники, оно не лучше и не хуже русского. Оно просто другое.
Вероника Ильченко, как и её партнёр, общается с инструментом и восхитительно естественно проживает музыку, которую играет одна или в дуэте.
Подчеркнём, что это было не выступление флейтиста Тома Фрета, которому аккомпанировала на фортепиано Вероника Ильченко. На сцене присутствовал полноценный ансамбль. Каждый из артистов в нём играл свою роль — опять мы возвращаемся к диалогу актёров.
А лучше сравнить концерт бельгийских музыкантов с домом, где хозяева принимают гостей. Он — утончённый европейский интеллектуал, способный вести беседу любого уровня с посетителями любого толка. Она – радушная, по-русски красивая — кровь с молоком — хозяйка, обожающая своего мужа и готовая отзываться на все нюансы его поведения и поддерживать его, но так, что при этом она не растворятся в нём, а, наоборот, позволяя себя вести, раскрывается сама, как умная партнерша в танце.
Отдельно интересно, что дед Вероники Ильченко, давший ей эту фамилию, был родом из Сум. В своё время он жил на улице Засумской. А потом ушёл на войну и уже не возвращался на родину. А вот внучке повезло.
Вместе с музыкантами Сумы посетил посол Бельгии в Украине господин Люк Якобс. Он пообещал содействие приезду бельгийских исполнителей на осенний «Бах-фест». И это очень хорошая новость.
А ещё господин Якобс во время пресс-конференции сказал, что музыканты и вообще люди искусства должны быть не вне политики, а над политикой и задача культуры объединять там, где политики разделяют.
Бельгийцы знают, о чём говорят. Их тур по Украине посвящён столетию начала Первой мировой войны, в ходе которой Бельгии досталось очень много крови и боли.
Следующий концерт «Органума» состоится в пятницу 8 апреля также в зале областной филармонии. Играют молодые пианисты: Дмитрий Семикрас (ещё Сумы) и Валентин Кисиленко (уже консерватория, Киев). Те. кто их слышал ранее, предвкушают встречу с большим искусством, сообщает медиа портал АТС creativpodiya.com.
Право открыть фестиваль выпало киевскому дуэту музыкантов в составе: Татьяна Журавель (сопрано) и Наталия Королько (фортепиано)....
В среду, 27 апреля, в зале областной филармонии состоялся очередной концерт XXIII фестиваля «Оrganum»....
В воскресенье, 17 апреля, в зале сумской областной филармонии состоялся четвёртый концерт XXIII фестиваля «Оrganum»....
10 апреля фестиваль «Органум» провёл свой третий концерт. Он прошёл в зале Католического храма....
В пятницу, 8 апреля, фестиваль «Органум» продолжился концертом в зале областной филармонии....