Своей историей покупки бракованной шубы с читателями «Данкора» поделилась сумчанка Раиса Колтукова.
Гласит старая русская пословица. Вот только производители меховых изделий при обработке шкур и пошиве шуб нередко ее игнорируют.
— Шубу я купила в апреле 2007 года в одном из магазинов в центре Сум по скидке за 3,4 тыс. грн. Естественно, весной ее не носила, а прошлой зимой из-за теплой погоды надевала всего три раза. Недавно, когда стукнули морозы, решила: наконец-то смогу походить в своей нутриевой шубе. Ну не тут-то было. Вернувшись с прогулки, я обнаружила, что шуба порвалась в двух местах, причем не просто по шву, а разлезлась сама шкура. Я тут же бросилась в магазин, говорю продавцу: «У вас что, шубы одноразовые?» А она мне отвечает: «Это вы не у нас покупали». Но когда я показала этикетку от шубы (я всегда сохраняю после покупок чеки и этикетки, так как не раз уже сталкивалась с некачественными товарами и знаю, как трудно их потом обменять без документов), продавец отпираться не стала, но услышав, что шуба куплена почти два года назад, сказала: «Вы б еще через десять лет пришли» и не стала со мной разговаривать.
Но согласитесь: шубы ведь покупают не на один сезон, да и разве это нормально, что такие дорогие вещи рвутся на четвертой носке?! Тем более видно, что порвалась она из-за нарушения технологии выделки шкуры (я по образованию технолог-обувщик и неплохо разбираюсь в качестве выделки кожи), — рассказала Раиса Колтукова.
Так как магазин отказался принимать заявление у Раисы Колтуковой, она обратилась в областное управление по делам защиты прав потребителей. Там ей порекомендовали отправить заявление директору магазина по почте, письмом с уведомлением. Кроме того, юрист управления по делам защиты прав потребителей посоветовал заказать экспертизу качества бракованной шубы, чтобы установить, какой недостаток (существенный или несущественный) в ней и по чьей вине он возник.
Дело в том, что, согласно ЗУ «О защите прав потребителей», потребитель имеет право требовать обмена некачественного товара или возврата его стоимости только в случае, если недостаток существенный (то есть такой, который делает невозможным использование товара по целевому назначению), возник по вине производителя (продавца), после его устранения появляется снова по независящим от потребителя причинам и при этом у него есть один из нижеперечисленных признаков: а) он вообще не может быть устранен; б) его устранение требует более 14-ти календарных дней; в) он делает товар существенно иным, нежели предусмотрено договором.
Согласно закону о защите прав потребителей (п.10 ст. , потребитель имеет право предъявить производителю требование о бесплатном устранении недостатков товара и по истечении гарантийного срока (это к тому, что шуба куплена почти два года назад. — Ред.), если в товаре выявлены недостатки, допущенные по вине производителя. Если в течение 14-ти дней продавец (производитель) не устранит этот недостаток, покупатель имеет право требовать возврата денег или обмена.
Раиса Колтукова направила заявление частному предпринимателю, на которого зарегистрирован магазин, по почте письмом с уведомлением, как ей посоветовали защитники прав потребителей. В письме она попросила его заказать экспертизу качества шубы (по закону экспертизу по требованию потребителя заказывает и оплачивает продавец (производитель), если эксперты установят, что недостаток возник по вине потребителя, то он обязан компенсировать продавцу средства, потраченные на экспертизу). Если в ближайшее время магазин не закажет экспертизу, Раисе Колтуковой придется сделать это самой. В Сумах в среднем 1 час работы эксперта стоит 60 грн.
Обращайте внимание на массу изделия: качественно обработанный мех очень легкий.
Встряхните изделие: если мех хорошо обработан, никакого звука вы не услышите, в противном случае мех будет хрустеть (это последствие некачественной выделки, и при эксплуатации мех будет сыпаться, а шкура ломаться по швам и около швов).
Посмотрите на мех: он должен быть шелковистым, мягким, густым и блестеть. Кроме того, обратите внимание на полноту опушки меха. Он должен быть с высокой равномерной остью (длинные волоски) и густым пухом (короткие волоски) в соотношении не меньше 70-80% ости к 30-20% пуха.
Существуют определенные стандарты продолжительности носки меха:
песец — до 2,5 лет;
лисица — от 3,5 до 5 лет; ондатра — до 4,5 лет;
выдра — до 17 лет;
шиншилла — до года.