33-летняя Елена Лукьянова работает на автомойке на полставки и получает в месяц чуть больше 600 гривен. Бывший муж платит ей 500 гривен алиментов. Всего выходит 1,1 тыс. грн. в месяц. На эти деньги Елена содержит двух сыновей, 12 и 13 лет. Малым подспорьем была соцпомощь (как малообеспеченной семье), размер которой с мая этого года составлял для семьи Лукьяновых около 1,5 тыс. грн.
Но управление соцзащиты решило прекратить выплаты из-за того, что в декларации о доходах Елена не указала триста гривен, полученные за работу в окружной избирательной комиссии в день выборов нардепов в 2012 году. Мало того, от сумчанки требуют вернуть в бюджет 1835 гривен!
«Где взять такую сумму и как прокормить детей без соцпомощи?!» — восклицает Елена, доведенная до отчаяния. Ведь ее семья оказалась на грани выживания.
Елена Лукьянова уверяет, что не указала этот доход в декларации не с каким-либо умыслом, а по незнанию, что его нужно указывать.
— Если бы мне сказали, что зарплату за подсчет голосов на выборах нужно указывать, я бы, конечно, указала те 313,04 гривни. Скрывать их не было смысла, так как это была официальная зарплата, она прошла через налоговую, да и на право моей семьи получать соцпомощь эта сумма никак не влияла. Кроме того, в п.7 ст. 47 Закона Украины «О выборах народных депутатов» четко сказано: оплата труда членов избиркомов не может быть основанием для отмены, ограничения или уменьшения каких-либо видов социальных выплат, — пояснила Елена.
Однако сотрудников горуправления соцзащиты приведенные нормы законодательства о выборах не интересуют.
— Мы руководствуемся специальным Законом «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям», — разъясняет юрисконсульт управления соцзащиты Сумского горсовета Игорь Литвин, — а также Порядком назначения и выплаты государственной социальной помощи малообеспеченным семьям, который утвержден Постановлением Кабмина № 250 от 24 февраля 2003 года, и Методикой вычисления совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи, утвержденной совместным приказом Минтруда и социальной политики, Минэкономики, Министерства финансов, Государственными комитетами статистики и молодежной политики, спорта и туризма № 486/202/524/455/3370 от 15.11.2001 г.
В подтверждение правоты позиции управления г-н Литвин цитирует п.12 Порядка назначения соцпомощи малообеспеченным семьям: «В случае если лицами, входящими в состав семьи, умышленно поданы недостоверные сведения или скрыты сведения, которые повлияли или могли по-влиять на установление права на социальную помощь и определение ее размера, выплата социальной помощи прекращается с месяца, в котором выявлено нарушение.
По словам главного государственного социального инспектора управления Руслана Розгона, в 2013 году управление подавало запрос в налоговую инспекцию о доходах лиц, которым назначена та или иная соцпомощь. Из ответа налоговой управление узнало, что Елена Лукьянова в 2012 году получила 313, 04 грн. как член избиркома.
— Учитывая, что в данном случае сообщение налоговой не рассматривается судами как доказательство, мы сделали запрос в источник выплат — архивный отдел Сумского горсовета, где хранятся документы избирательных комиссий. 28 апреля этого года мы получили архивную справку, подтверждающую, что Лукьянова получила 313,04 грн., — говорит Р. Розгон. — Но в декларации о доходах и имущественном положении лиц, которые обратились за назначением социальной помощи, Лукьянова этот доход не указала. Это и стало основанием для прекращения выплат соцпомощи.
На замечание корреспондента «Данкора», что в Порядке, на который ссылаются специалисты управления, сказано, что выплаты прекращаются в случае умышленной подачи недостоверных сведений, начальник управления Татьяна Масик ответила: мол, выяснять, умышленно или неумышленно человек не указал доход, не компетенция управления — достаточно того, что не указал…
— Но ведь, согласно Закону «О выборах народных депутатов Украины», оплата труда членов избиркомов не может быть основанием для отмены или уменьшения каких-либо видов социальных выплат. Соответственно этот доход не мог по-влиять на установление права на соцпомощь или ее размер?
— Еще раз повторю: мы руководствуемся специальными Законом, Постановлением Кабмина и Методикой вычисления дохода. Так вот, в Методике указано, какой доход мы должны учитывать при начислении помощи, а какой не должны, — ответила Т. Масик. — До 25 июля этого года в перечне того, что не включается в совокупный доход семьи, речи о зарплате членов избиркомов не было. Соответственно заработанные Лукьяновой 300 гривен влияли на размер помощи.
— Но даже если это так, Вы же понимаете, что такое для женщины с двумя детьми остаться без помощи сегодня. Почему Вы не предложили ей подать уточненную декларацию, как это делают в налоговой?
— Нигде не предусмотрено, что заявитель, который не указал доход в декларации, имеет право подавать в дальнейшем какие-либо уточнения.
— Скажите, почему, когда Лукьянова заполняла у вас декларацию, специалисты управления не подсказали ей, что зарплату с выборов тоже нужно указывать?
— Это не входит в наши обязанности. Вы представляете, сколько видов доходов существует?! Продажа золота в ломбард, реализация земли, квартир и пр. Вы считаете, что специалист, принимая заявление на помощь, должен перечислять все виды доходов, чтобы заявитель ничего не забыл указать?! Декларацию каждый заполняет самостоятельно и несет ответственность за информацию в ней. В заявлении о назначении социальной помощи даже есть специальная графа для подписи «Я осознаю, что приведенные мной сведения о доходах и имуществе будут проверены согласно действующему законодательству», а в самой декларации человек пишет: «других доходов не имею».
Насколько правомерна позиция управления в отношении Елены, журналисту судить сложно. Мы можем говорить лишь о моральном аспекте: правильно ли это, когда малообеспеченную семью лишают социальной помощи чиновники управления, задача которого — помочь людям реализовать право на эту помощь?
Что еще обидно: 25 июля 2014 года вступили в силу изменения к Методике вычисления совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи, и теперь оплата труда членов избирательной комиссии, а также лиц, которые привлекаются к работе в комиссии, не учитывается при начислении помощи. Это значит, что в настоящее время неуказание в декларации зарплаты на выборах нарушением не является.
В итоге управление социальной защиты горсовета направило Елене Лукьяновой письмо с требованием вернуть 1835,1 гривни: 313 грн. 02 копейки, якобы переплаченных ей, и 1522,08 грн. помощи за май. На вопрос: если 28 апреля управление установило факт указания в декларации недостоверных сведений, зачем тогда в мае Елене выплатили помощь? — Татьяна Масик ответила, что на тот момент в казначействе уже были зарегистрированы финансовые обязательства на май, поэтому остановить выплату было нельзя.
Если Елена добровольно не вернет эти деньги, управление грозит обратиться в суд, и тогда в случае проигрыша в суде сумчанке придется дополнительно заплатить еще 1827 грн. судебного сбора. Учитывая размер судебного сбора, доводить дело до суда Елене крайне нежелательно. Однако и вернуть деньги она не может — их просто нет. Что самое страшное: теперь она вообще осталась без социальной помощи и претендовать на нее, согласно Порядку назначения и выплаты, сумчанка сможет не раньше, чем через шесть месяцев, начиная с первого числа месяца выявления нарушения, то есть не раньше ноября.
Сейчас Елена готовит обращение в Кабмин и Министерство соцзащиты, надеясь, что чиновники в Киеве будут более великодушными и помогут ей восстановить право на социальную помощь. Посредством газеты она также обращается к юристам, которые могли бы ей помочь (бесплатно).