По словам директора ОКП «Аэропорт Сумы» Николая Журавля, на сегодняшний день единственным самолетом, который базируется на предприятии, является Як-40 Сумского НПО им. Фрунзе. Тем не менее взлетно-посадочная полоса, служба авиационной безопасности и другие службы прошли сертификацию, что позволяет нашему аэропорту принимать чартерные рейсы. Правда, новое здание аэро-вокзала давно утратило свою новизну и пребывает в аварийном состоянии, а перед ним устроили палаточный вариант пассажиро-приемника.
Но в скором времени аэропорт может обрести второе дыхание. Во всяком случае, на это надеется собственник объекта — Сумской облсовет, который 25 февраля этого года принял решение о передаче имущественного комплекса аэропорта в аренду на 25 лет.
Кому достанется право аренды, станет известно после конкурса, который в этом году проведет управление коммунального имущества облсовета.
Как мы уже писали, вполне возможно, что аэропорт получит английская компания «Shanti», которая уже работает с аэропортами в Виннице и Луцке, а недавно взяла в аренду аэропорт Кривого Рога. Об этом сообщил представитель компании Константин Выхристенко. Он не уточнил стоимость аренды, но добавил, что обычно таковая ежегодно составляет от 5 процентов суммы оценки аэропорта.
Напомним: «Шанти» претендует на аренду Сумского аэропорта и севастопольского аэродрома «Бельбек» на 25 лет, уже арендует аэропорт в Виннице, где в июне рассчитывает начать вкладывать инвестиции во взлетно-посадочную полосу.
— Инвестировать мы планируем за счет швейцарских кредитных средств, — сообщил г-н Выхристенко.
Он не уточнил, кто является владельцами его компании, отметив лишь, что среди них есть граждане Украины и Швейцарии.
Координатор проектов «Shanti» Евгений Сираш, выступая на сессии Сумского облсовета в феврале, поведал о планах своей компании по реконструкции аэропорта, строительства логистического центра и гостиничного комплекса.
Вслед за «Shanti» к областным властям обратилось украинское представительство бразильской компании «Embraer». Что ж, состоятельный арендатор был бы кстати, учитывая, что Сумской аэропорт построен уже более четверти века назад и та же взлетно-посадочная полоса нуждается в ремонте — не говоря о других объектах.
Кстати, старый аэропорт, хотя и выглядит заброшенным, также работает: там находятся некоторые службы авиапредприятия. Но старая взлетная полоса давно отслужила свое, и, возможно, на этом месте построят новый сельскохозяйственный рынок (во всяком случае, с таким предложением недавно выступил начальник главного управления агропромышленного развития Владимир Ивченко).
В 70-е воздушный транспорт был для сумчан куда доступнее, чем сейчас. В 1975 г. из старого аэропорта начали летать реактивные Як-40 и Ан-24 в Ростов, Минеральные Воды и Сочи, а «кукурузники» доставляли население в райцентры Сумской области, так что самолеты составляли реальную конкуренцию автобусам и поездам. Ежедневно Сумской аэропорт принимал до 800 пассажиров.
Правда, уж очень зависели летчики от погоды: если шли дожди и грунтовая взлетно-посадочная полоса была мокрой, полеты отменялись. Поэтому в районе Тимирязевки началось строительство новой полосы с твердым покрытием и современным (на тот момент) оборудованием (в основном — чехословацкой фирмы «Тесла»), которое обеспечило бы прием любых турбовинтовых и реактивных самолетов, включая Ту-134, ночью и в сложных метеорологических условиях.
Полосу делали почти с ювелирной точностью: она должна была быть идеально ровной, чтобы на ней не образовывались лужи. К тому же, благодаря удаленности аэропорта от города, самолеты не беспокоили бы сумчан. В 1976 г. работа уже кипела. Над полосой работали ПМК №45 треста «Укрпром-стройэкскавация» и управление «Спецстрой», сооружения возвели силами треста «Сумжилстрой».
Регулярные рейсы из нового аэропорта начались летом 1978 г. Первым новой взлетно-посадочной полосы коснулось шасси турбовинтового самолета Ан-24. Чиновники из Украинского управления гражданской авиации признали полосу отличной.
Новый аэровокзал планировали построить позднее, а на первых порах решено было на автобусах доставлять пассажиров из старого аэровокзала или даже от агентства «Аэрофлота» на Петропавловской, 76.
Агентство открылось в недавно построенной высотке. Тут размещалось 6 кассиров, справочное бюро, что давало возможность обслуживать около 100 клиентов в час. Если раньше авиабилеты можно было заказать только за 10 дней до рейса, то теперь этот срок продлили до 15 дней. По телефону можно было бронировать авиабилеты в Киеве, Москве, Харькове, а также места в гостиницах этих городов и даже заказать такси. Для удобства пассажиров тут же открыли кассы автобусных и железнодорожных билетов.
Как и все украинские аэропорты подобного масштаба, на рубеже 80-90-х гг., после развала СССР, аэро-порт «Сумы» стал убыточным. Причина, по словам Н.Журавля, простая: авиаперелеты стали не по карману рядовым украинцам. Годовой пассажиропоток Сумского аэропорта резко упал: если в 1980 г. он составлял 200 тыс. чел., то в 1990 г. — 104 тыс., 1995 г. — 2 тыс. чел.
И хотя все это время аэропорт не прекращал работу, внешние признаки жизни тут практически незаметны. Исключение — прибытие в Сумы воздушным транспортом политиков, высокопоставленных чиновников, спортсменов и некоторых других категорий «не пассажиров», для которых время дороже, чем деньги.
Уже десяток лет продолжаются попытки найти для аэропорта эффективного хозяина и задействовать мощности объекта. В 2002 г. аэропорт был передан из государственной собственности в собственность Сумского облсовета. Годом позже взялся было обслуживать два чартерных рейса, рассчитанных на сумчан: Донецк — Сумы — Симферополь и Одесса — Сумы. Но из восьми запланированных рейсов на Симферополь были выполнены только четыре: на борт Ан-24, рассчитанного на 48 мест, поднималось от силы 8-10 человек.
В 2006 г., когда прямое сообщение между Россией и Грузией прекратилось по инициативе России, грузины вынуждены были лететь в Москву через другие страны. В результате Сумской аэропорт принимал рейсы, но популярности у пассажиров они не получили. В 2007 г. даже вышел казус: Сумской аэропорт принял пассажиров, но это был не плановый прием — в Сумы по ошибке залетели те, кто собирался лететь из Батуми в Киев, однако из-за путаницы с рейсами сел не на тот самолет. Что касается плановых рейсов, то и они оказались невыгодными: на борт самолета, рассчитанного на 120 мест, поднималось только пару десятков человек.
В конце 2005 г. Сумской облсовет принял решение о передаче аэропорта в госсобственность. Смысл этого преобразования был в том, чтобы привлекать государственные средства для финансирования объекта. Но государство так и не приняло аэропорт.
Территория, занимаемая ОКП «Аэропорт «Сумы», делится на два участка — старый и новый.
Первый — это участок площадью 6 га, второй — 131 га. На старом находятся админздание, бухгалтерия, некоторые технические службы, а новый — это и есть собственно аэропорт. Он включает в себя следующие объекты.
1. Взлетно-посадочная полоса (ВПП)
Ее длина — 2,5 км (кстати, пока ВПП харьковского аэродрома не продлили, сумская ВПП была на 250 м длиннее), ширина — 42 м. По своим характеристикам она рассчитана на принятие самолетов с максимальным летным весом 55 т, а это Ту-134 и Як-42 (первоначально — 61 т). Самолеты с большим максимальным весом Сумы принимать не могут, хотя длина и ширина полосы позволяют. Полоса требует ремонта, и для него нужно около 25-30 млн. грн., а если делать его с усилением — намного больше.
2. Светосигнальное оборудование для принятия самолетов в темное время суток
В 2002 г. его установили при помощи СМНПО им. Фрунзе и начали принимать самолеты ночью.
3. Средства навигации — локатор и др.
Навигацией заведует Государственное предприятие обслуживания воздушного движения Украины (бывший «Украэрорух»). Оно в состав аэропорта не входит, но базируется в каждом аэропорту.
4. Аэродромная служба
Это, например, служба спецтранс-порта. Есть техника для измерения коэффициента сцепления на полосе. Если он недостаточный, казалось бы в летную, ясную погоду аэродромы иногда закрыты для приема самолетов.
5. Другие службы
Раньше в составе аэропорта были летчики, авиатехники и «наземники». Но в 2000 г. эти службы разделили на западный манер, когда аэропорт — это одна структура, а авиакомпания — другая. Самолеты и летчики с техниками вошли в состав Сумского государственного авиационного предприятия «Универсал-Авиа», а наземные службы отошли к аэропорту. «Универсал-Авиа» базируется на участке рядом со «старым» аэропортом. Там стоит несколько десятков «кукурузников» Ан-2 и вертолетов Ми-2 — все в нерабочем состоянии. Еще несколько самолетов Ан-2 стоят в новом аэропорту. Два из них готовы к полетам. Но пока они не востребованы. Да и «Универсал-Авиа» не имеет сегодня сертификата на полеты. В дефиците и летчики.
Об этом стало известно сегодня, 14 апреля, из реестра судебных решений, а именно из постановлений следственных судей Заречного районного суда...
Трехлетний контракт директора Сумского аэропорта Константина Ефименко истек 24 мая. Работники, в разное время ушедшие с предприятия, не сработавшись с...
Cтало известно, кто приговорил еловую аллею в Сумском аэропорту... 2
Сумы-Сумы без суммы: в прошлом году сумской аэропорт ввел маршрут Сумы-Сумы, совершенно бесплатный для коммунального предприятия... 20
За полтора года на предприятии ОКП «Аэропорт Сумы» произошло массовое списание и сдача на металлолом спецтехники, уничтожение склада ГСМ... 7
Гость
на такой полосе только кукурузникам и садиться!