«Воздух» для Сум

Когда-нибудь гордость города и области, Сумской аэропорт, возможно, обретет второе дыхание благодаря арендаторам с иностранным капиталом

В чартерном режиме… Пока?

По словам директора ОКП «Аэропорт Сумы» Николая Журавля, на сегодняшний день единственным самолетом, который базируется на предприятии, является Як-40 Сумского НПО им. Фрунзе. Тем не менее взлетно-посадочная полоса, служба авиационной безопасности и другие службы прошли сертификацию, что позволяет нашему аэропорту принимать чартерные рейсы. Правда, новое здание аэро-вокзала давно утратило свою новизну и пребывает в аварийном состоянии, а перед ним устроили палаточный вариант пассажиро-приемника.

Но в скором времени аэропорт может обрести второе дыхание. Во всяком случае, на это надеется собственник объекта — Сумской облсовет, который 25 февраля этого года принял решение о передаче имущественного комплекса аэропорта в аренду на 25 лет.

Кому достанется право аренды, станет известно после конкурса, который в этом году проведет управление коммунального имущества облсовета.

Как мы уже писали, вполне возможно, что аэропорт получит английская компания «Shanti», которая уже работает с аэропортами в Виннице и Луцке, а недавно взяла в аренду аэропорт Кривого Рога. Об этом сообщил представитель компании Константин Выхристенко. Он не уточнил стоимость аренды, но добавил, что обычно таковая ежегодно составляет от 5 процентов суммы оценки аэропорта.

Напомним: «Шанти» претендует на аренду Сумского аэропорта и севастопольского аэродрома «Бельбек» на 25 лет, уже арендует аэропорт в Виннице, где в июне рассчитывает начать вкладывать инвестиции во взлетно-посадочную полосу.

— Инвестировать мы планируем за счет швейцарских кредитных средств, — сообщил г-н Выхристенко.

Он не уточнил, кто является владельцами его компании, отметив лишь, что среди них есть граждане Украины и Швейцарии.

Координатор проектов «Shanti» Евгений Сираш, выступая на сессии Сумского облсовета в феврале, поведал о планах своей компании по реконструкции аэропорта, строительства логистического центра и гостиничного комплекса.

Вслед за «Shanti» к областным властям обратилось украинское представительство бразильской компании «Embraer». Что ж, состоятельный арендатор был бы кстати, учитывая, что Сумской аэропорт построен уже более четверти века назад и та же взлетно-посадочная полоса нуждается в ремонте — не говоря о других объектах.

Кстати, старый аэропорт, хотя и выглядит заброшенным, также работает: там находятся некоторые службы авиапредприятия. Но старая взлетная полоса давно отслужила свое, и, возможно, на этом месте построят новый сельскохозяйственный рынок (во всяком случае, с таким предложением недавно выступил начальник главного управления агропромышленного развития Владимир Ивченко).

Лучшие времена

В 70-е воздушный транспорт был для сумчан куда доступнее, чем сейчас. В 1975 г. из старого аэропорта начали летать реактивные Як-40 и Ан-24 в Ростов, Минеральные Воды и Сочи, а «кукурузники» доставляли население в райцентры Сумской области, так что самолеты составляли реальную конкуренцию автобусам и поездам. Ежедневно Сумской аэропорт принимал до 800 пассажиров.

Правда, уж очень зависели летчики от погоды: если шли дожди и грунтовая взлетно-посадочная полоса была мокрой, полеты отменялись. Поэтому в районе Тимирязевки началось строительство новой полосы с твердым покрытием и современным (на тот момент) оборудованием (в основном — чехословацкой фирмы «Тесла»), которое обеспечило бы прием любых турбовинтовых и реактивных самолетов, включая Ту-134, ночью и в сложных метеорологических условиях.

Полосу делали почти с ювелирной точностью: она должна была быть идеально ровной, чтобы на ней не образовывались лужи. К тому же, благодаря удаленности аэропорта от города, самолеты не беспокоили бы сумчан. В 1976 г. работа уже кипела. Над полосой работали ПМК №45 треста «Укрпром-стройэкскавация» и управление «Спецстрой», сооружения возвели силами треста «Сумжилстрой».

Регулярные рейсы из нового аэропорта начались летом 1978 г. Первым новой взлетно-посадочной полосы коснулось шасси турбовинтового самолета Ан-24. Чиновники из Украинского управления гражданской авиации признали полосу отличной.

Новый аэровокзал планировали построить позднее, а на первых порах решено было на автобусах доставлять пассажиров из старого аэровокзала или даже от агентства «Аэрофлота» на Петропавловской, 76.

Агентство открылось в недавно построенной высотке. Тут размещалось 6 кассиров, справочное бюро, что давало возможность обслуживать около 100 клиентов в час. Если раньше авиабилеты можно было заказать только за 10 дней до рейса, то теперь этот срок продлили до 15 дней. По телефону можно было бронировать авиабилеты в Киеве, Москве, Харькове, а также места в гостиницах этих городов и даже заказать такси. Для удобства пассажиров тут же открыли кассы автобусных и железнодорожных билетов.

Постсоветская эпопея

Как и все украинские аэропорты подобного масштаба, на рубеже 80-90-х гг., после развала СССР, аэро-порт «Сумы» стал убыточным. Причина, по словам Н.Журавля, простая: авиаперелеты стали не по карману рядовым украинцам. Годовой пассажиропоток Сумского аэропорта резко упал: если в 1980 г. он составлял 200 тыс. чел., то в 1990 г. — 104 тыс., 1995 г. — 2 тыс. чел.

И хотя все это время аэропорт не прекращал работу, внешние признаки жизни тут практически незаметны. Исключение — прибытие в Сумы воздушным транспортом политиков, высокопоставленных чиновников, спортсменов и некоторых других категорий «не пассажиров», для которых время дороже, чем деньги.

Уже десяток лет продолжаются попытки найти для аэропорта эффективного хозяина и задействовать мощности объекта. В 2002 г. аэропорт был передан из государственной собственности в собственность Сумского облсовета. Годом позже взялся было обслуживать два чартерных рейса, рассчитанных на сумчан: Донецк — Сумы — Симферополь и Одесса — Сумы. Но из восьми запланированных рейсов на Симферополь были выполнены только четыре: на борт Ан-24, рассчитанного на 48 мест, поднималось от силы 8-10 человек.

В 2006 г., когда прямое сообщение между Россией и Грузией прекратилось по инициативе России, грузины вынуждены были лететь в Москву через другие страны. В результате Сумской аэропорт принимал рейсы, но популярности у пассажиров они не получили. В 2007 г. даже вышел казус: Сумской аэропорт принял пассажиров, но это был не плановый прием — в Сумы по ошибке залетели те, кто собирался лететь из Батуми в Киев, однако из-за путаницы с рейсами сел не на тот самолет. Что касается плановых рейсов, то и они оказались невыгодными: на борт самолета, рассчитанного на 120 мест, поднималось только пару десятков человек.

В конце 2005 г. Сумской облсовет принял решение о передаче аэропорта в госсобственность. Смысл этого преобразования был в том, чтобы привлекать государственные средства для финансирования объекта. Но государство так и не приняло аэропорт.

Фото
  • Поможет ли новый хозяин аэропорта преодолеть разруху — покажет время.
  • Инвестору есть где развернуться.
  • Навигационная служба. Пока она действует — аэропорт жив.
  • Пока пусто. Зал в ожидании.
  • Взлетно-посадочная полоса. Даже тут ремонт только ямочный.
Справка

Аэропорт — это…

Территория, занимаемая ОКП «Аэропорт «Сумы», делится на два участка — старый и новый.

Первый — это участок площадью 6 га, второй — 131 га. На старом находятся админздание, бухгалтерия, некоторые технические службы, а новый — это и есть собственно аэропорт. Он включает в себя следующие объекты.

1. Взлетно-посадочная полоса (ВПП)

Ее длина — 2,5 км (кстати, пока ВПП харьковского аэродрома не продлили, сумская ВПП была на 250 м длиннее), ширина — 42 м. По своим характеристикам она рассчитана на принятие самолетов с максимальным летным весом 55 т, а это Ту-134 и Як-42 (первоначально — 61 т). Самолеты с большим максимальным весом Сумы принимать не могут, хотя длина и ширина полосы позволяют. Полоса требует ремонта, и для него нужно около 25-30 млн. грн., а если делать его с усилением — намного больше.

2. Светосигнальное оборудование для принятия самолетов в темное время суток

В 2002 г. его установили при помощи СМНПО им. Фрунзе и начали принимать самолеты ночью.

3. Средства навигации — локатор и др.

Навигацией заведует Государственное предприятие обслуживания воздушного движения Украины (бывший «Украэрорух»). Оно в состав аэропорта не входит, но базируется в каждом аэропорту.

4. Аэродромная служба

Это, например, служба спецтранс-порта. Есть техника для измерения коэффициента сцепления на полосе. Если он недостаточный, казалось бы в летную, ясную погоду аэродромы иногда закрыты для приема самолетов.

5. Другие службы

Раньше в составе аэропорта были летчики, авиатехники и «наземники». Но в 2000 г. эти службы разделили на западный манер, когда аэропорт — это одна структура, а авиакомпания — другая. Самолеты и летчики с техниками вошли в состав Сумского государственного авиационного предприятия «Универсал-Авиа», а наземные службы отошли к аэропорту. «Универсал-Авиа» базируется на участке рядом со «старым» аэропортом. Там стоит несколько десятков «кукурузников» Ан-2 и вертолетов Ми-2 — все в нерабочем состоянии. Еще несколько самолетов Ан-2 стоят в новом аэропорту. Два из них готовы к полетам. Но пока они не востребованы. Да и «Универсал-Авиа» не имеет сегодня сертификата на полеты. В дефиците и летчики.

Комментарии

Гость

на такой полосе только кукурузникам и садиться!

По тематике

Через Донецкий суд здания Сумского аэропорта отдали частному лицу
14.04.2020 20:25

Через Донецкий суд здания Сумского аэропорта отдали частному лицу

Об этом стало известно сегодня, 14 апреля, из реестра судебных решений, а именно из постановлений следственных судей Заречного районного суда...

Идем на посадку? У директора Сумского аэропорта истек срок контракта
24.05.2018 17:04

Идем на посадку? У директора Сумского аэропорта истек срок контракта

Трехлетний контракт директора Сумского аэропорта Константина Ефименко истек 24 мая. Работники, в разное время ушедшие с предприятия, не сработавшись с...

Елки-леталки
27.03.2017 19:04

Елки-леталки

Cтало известно, кто приговорил еловую аллею в Сумском аэропорту... 2

В Сумах запустили первый в мире бесплатный авиатранспорт?
03.01.2017 18:23

В Сумах запустили первый в мире бесплатный авиатранспорт?

Сумы-Сумы без суммы: в прошлом году сумской аэропорт ввел маршрут Сумы-Сумы, совершенно бесплатный для коммунального предприятия... 20

Сумской аэропорт: когда крыльев нет – следим за руками
11.11.2016 17:47

Сумской аэропорт: когда крыльев нет – следим за руками

За полтора года на предприятии ОКП «Аэропорт Сумы» произошло массовое списание и сдача на металлолом спецтехники, уничтожение склада ГСМ... 7

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Гладіатор ІІ (Рідлі Скотт, 2024)
Гладіатор ІІ (Рідлі Скотт, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
18.00
Буча (Станіслав Тіунов, 2024)
Буча (Станіслав Тіунов, 2024)
Кино Планета Кіно
12.45
200% Вовк (Алекс Стадерманн, 2024)
200% Вовк (Алекс Стадерманн, 2024)
Кино Планета Кіно
10.30
Дикий робот (Кріс Сандерс, 2024)
Дикий робот (Кріс Сандерс, 2024)
Кино Планета Кіно
11.20
Хлібне перемир’я ("сцена на сцені")
Хлібне перемир’я ("сцена на сцені")
Театр Сумський національний академічний театр драми та музичної комедії ім.М.Щепкіна
18.00
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.