К юбилею основателя и главного дирижера камерного оркестра старинной музыки «Ренессанс» и Малого симфонического оркестра Сумской областной филармонии 21 декабря состоялся концерт.
Хотя, как говорит сам юбиляр, 50 – число спорное: если считать с момента поступления в музыкальное училище, то верно, но создание школьного оркестра — это ведь тоже творческая деятельность…
- Можно сказать, музыкантом я стал со дня рождения, — иронизирует Владимир Петрович. — Инструментов тогда не было (я же дитя войны), играл на всем, что под руку попадалось, даже на пиле. С семи лет у меня появилась гитара. Во втором классе стал ходить в музыкальную школу в Каменке. Той самой Каменке (на границе Черкасской и Кировоградской областей), где в семье Давыдовых бывали Пушкин и Чайковский.
На всю школу был один баян. Чтобы успеть на нем поиграть, надо было прийти очень рано, а до школы — 12 км! Через три месяца таких походов я заболел, и мать меня больше не пустила. Я стал заниматься во Дворце пионеров. В школе организовал духовой оркестр.
В седьмом классе снова пошел в музыкальную школу, теперь играл на духовых инструментах.
В нашей семье за отца был дед. Отец погиб на фронте. Так вот дед говорил: "Десять классов закончишь, тогда поступай куда хочешь". Но меня в музыкальной школе уговорили, и после 9-го я поступил в Житомирское музыкальное училище, рассчитывая последние классы общеобразовательной школы доучиться в вечерней. Но не получилось.
Деда ослушаться я не мог – пришлось бросить училище и возвращаться в школу.
- Интересная история получилась с поступлением, — вспоминает Владимир Петрович. — Нас шестеро ехало поступать во Львов. В Тернополе мы отстали от поезда. К нашему счастью, год назад там открыли музыкальное училище. Четверо из шести, в том числе и я, в него и поступили.
После окончания училища я работал в Тернопольском театре им.Шевченко, готовился поступать в Львовскую консерваторию, но наш театр поехал на гастроли в Сибирь. И я поступил в Новосибирскую консерваторию. Мне там понравилось: было много профессоров с Украины, и переводиться я раздумал.
- В 1966 году мы с женой приехали в Сумы – по республиканскому конкурсу попали в Театр им.Щепкина. Нас тут очень хорошо встретили, дали квартиру в центре города, рядом с театром. С того времени мы сумчане.
В 1981-ом я перешел из театра в филармонию. Согласился только потому, что речь шла о создании симфонического оркестра. Я считаю, что своей цели достиг: симфонический оркестр создан.
- В Сумах и раньше был симфонический оркестр, но в 1953 году его передали в Запорожье, — объясняет В.Серебряков. — Сначала хотели создать симфонический оркестр – не потянули (музыкантов в нем много, каждому надо дать квартиру и зарплату повыше). Потом – эстрадно-симфонический... В результате получился камерный в составе 18-ти человек. Первый кассовый концерт состоялся в День космонавтики 12 апреля 1984 года. Собирали музыкантов со всего Союза. Предложения шли отовсюду, т.к. условия были приемлемые. А сейчас новый симфонический оркестр не имеет даже собственного помещения для репетиций. Репетируем в Училище искусств и культуры им.Бортнянского, а когда выступаем в филармонии, чувствуем себя не лучшим образом – надо привыкать к акустике.
Многие участники оркестра уехали работать в Польшу и возвращаться не собираются, говорят: работать там стало значительно хуже, но все равно в несколько раз лучше, чем здесь. В апреле 2009 года (снова на День космонавтики) мы представили новый оркестр — Малый симфонический из 53-х человек. Недостает лишь арфы. В труппе ни одного приглашенного – все сумские. Возможно, некоторые великолепные музыканты теперь вернутся.
- Много ли на ваших концертах зрителей? В Сумах интерес к симфонической музыке растет или падает?
- Состоялось всего три концерта. Зрители новый оркестр приняли тепло, но это были приглашенные люди.
Изменения в отношении к искусству есть, но не такие, как хотелось бы. Недавно проходил творческий отчет Сумской области в Киеве — не было ни симфонического оркестра, ни академического хора, ни академических певцов – это неслыханно! Требования к искусству заметно снизились.
Хотя, если посмотреть с исторической точки зрения, ничего нового не происходит.
Достаточно вспомнить начало XX века. Чего только не было, даже оркестр без дирижера, но классика все-таки выжила. Я убежден: все повторится на новом обороте колеса истории.
- А современную поп-музыку Вы слушаете?
- В этом «попе» все недостатки вокала выдаются за личные качества исполнителя. Я считаю, что никакое это не качество, а элементарный непрофессионализм. Музыка не терпит однообразия, а там долдонят одно и то же. Требований никаких, культурной идеологии нет. В Союзе к искусству относились по остаточному принципу, а сейчас и подавно.
- Как Вы оцениваете ремонт филармонии?
- Больше всего я волновался за акустику. В Украине считанные залы с такой акустикой.
Стекла на стенах и гранитная плитка на полу спасли положение. А сцену, я считаю, испортили. Фигурные изгибы не позволяют разместить оркестр (приходится снимать первые ряды стульев), танцевальным коллективам тоже не возможно выступать на такой неровной сцене. Как могло подобное прийти в голову?