Девочку с феноменальной памятью и не по годам взрослым мастерством исполнения произведений русской и украинской классики зовут Маша Рашевская.
2 июля у Маши первый юбилей: за свои десять лет она успела стать участницей нескольких десятков различных конкурсов, концертов и праздников. В ее активе дипломы лауреата II и двух I премий всеукраинского фестиваля-конкурса «Боромля-2010 -11 и -12», победа в Международном конкурсе исполнителей произведений юмора и сатиры имени Андрея Совы в Одессе.
Юную артистку с шести лет по-стоянно приглашают участвовать во всех торжествах в Доме-музее Чехова на Луке. И это не случайно.
По сути, с Чехова все и началось. Точнее, продолжилось. Предки Маши жили в имении Линтваревых. Ее прапрадед Григорий Павлович Мысливченко до войны был директором Лучанской школы. Он ходатайствовал о присвоении школе имени писателя, по его инициативе был организован чеховский уголок, где собирались вещи и материалы, имеющие отношение к пребыванию Чехова на Луке. А прапрабабушка Маши в Лучанской школе преподавала русскую словесность.
Учить тексты и репетировать девочке помогает ее дедушка, который первым заметил у Маши синтез артистизма и отличной памяти и понял, что из внучки будет толк. Его роль в воспитании внучки трудно переоценить, хотя артист, закончивший Киевское эстрадно-цирковое училище и работавший в Сумской филармонии, Александр Анатольевич Мысливченко шутит: учить такого ребенка все равно что портить.
— Понимание смысла — ключ к запоминанию. Сначала мы по-дробно разбираем произведение, чтобы не было непонятных слов. Дополнительно изучаем историю того времени, анализируем взаимоотношения героев. Чтобы все события имели объяснение в историческом контексте, приходится штудировать справочную литературу, рыться в интернете. Затем разрабатываем сценические образы, «оживляем» героев, отрабатываем интонации, — делится педагогическими секретами А.Мысливченко. — Чеховские произведения получаются очень быстро — за 2-3 дня. Кстати, иногда запоминать помогает музыка: текст надо петь.
Как Маша читает, я впервые услышала три года назад на открытом уроке, посвященном 150-летию Чехова, в школе №17. Сначала удивилась: как ученица первого класса смогла запомнить такой объем текста? Но вскоре забываешь о возрасте артистки — настолько профессионально она завладевает аудиторией, погружая слушателей в атмосферу произведения. Маша читала «Смерть чиновника». Уже тогда в репертуаре первоклассницы было больше десятка рассказов Чехова: «Лошадиная фамилия», «Канитель», «Хирургия», «Радость», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Дочь Альбиона» и др.
Будучи во втором классе, Маша покорила российских гостей на празднике русской словесности, организованном в Сумах в 2010 году по инициативе Центра международного образования МГУ. Москвичи были в изумлении: они думали, что Чехова у нас давно забыли, а тут 7-летний ребенок читает его рассказы наизусть. И как читает! Своим «Хамелеоном» она довела и слушателей, и жюри конкурса художественного чтения во главе с Народным артистом России Виктором Никитиным почти до изнеможения. Комические произведения с диалогами — это конек Маши.
Кроме рассказов Чехова, в Машином репертуаре множество стихотворений Пушкина, Есенина, Шевченко, Леси Украинки, имеется и Козьма Прутков, есть юморески Павла Глазового, целая глава из «Кайдашевої сім’ї» Нечуя-Левицкого… «Ярмарок» Остапа Вишни заслуживает отдельного упоминания. Во-первых, для тех, кто не знает: это произведение, включающее прогоны текста с огромным количеством перечислений (примерно на страницу каждый). Попробуй запомни! А во-вторых, родители Маши живут в Решетиловском районе Полтавской области — именно в местах, описанных Остапом Вишней в данном произведении. Приехав туда, юная артистка так же, как и в Сумах, поразила всех своими талантами и тут же включилась в культурную жизнь.
— Я не хочу идти на поводу у так называемого массового зрителя, а хотел привить Машуте любовь к классическим произведениям. К сожалению, разговорный жанр уступил место засилью попсы, но Машу слушают с удовольствием, и это обнадеживает. В ближайших планах — работа над «Анной Снегиной» Есенина, — говорит А.Мысливченко. — Маша уже выступала с серьезными философскими текстами. В прошлом году в Сумской организации «Просвіта» на церемонии, посвященной годовщине перезахоронения Тараса Шевченко, она читала «І мертвим, і живим». Люди 15 минут стояли как вкопанные. А после торжеств к Маше подошла пожилая женщина, со слезами на глазах расцеловала ее и дала 25 гривен. Я сам расчувствовался. Мы сохранили эти купюры — как первый в жизни внучки гонорар.
Маша очень подвижный, веселый ребенок, с разносторонними увлечениями. Любит рисовать, играть в шахматы, крестики-нолики. Как все современные дети — в компьютерные игры (предпочитает бродилки). Кстати, артисткой в будущем стать не мечтает, отдавая приоритет то праву, то математике. И это вполне объяснимо: зачем мечтать о том, что уже есть?
— Предпочтения еще много раз могут измениться. Пойдет ли она в науку, литературу, юриспруденцию — не столь важно. Главное — чтобы стала воспитанным, культурным, образованным человеком, — говорит А.Мысливченко.