Центральные сумские музеи – краеведческий и художественный – ведут отсчет истории с 1920 г., когда в Сумах был основан художественно-исторический музей. С тех пор коллекция произведений искусства и краеведческих достопримечательностей не была представлена у нас так полно. Тогда музей занимал целых три здания на теперешней Соборной (они до наших дней не сохранились), а экспонировалось около 60 процентов многотысячной коллекции (сравните: сегодня в экспозиции художественного музея представлено всего около 6 процентов пятнадцатитысячной коллекции, в экспозиции краеведческого – около 15% из сорока пяти тысяч экспонатов).
Впрочем, точное количество фондов довоенных музеев неизвестно – в годы Великой Отечественной войны погибли не только многие экспонаты, но и документация. Прежде всего это касается краеведческого музея: если около 3 тыс. наиболее ценных предметов из фондов художественного музея было эвакуировано в тыл, то краеведческий остался в Сумах. Сперва в здания музеев (15 марта 1939 г. они официально разделились, но продолжали существовать в одних стенах) попала немецкая бомба. Кое-что, конечно, удалось спасти – а чудотворная икона Корсунской Божией Матери (недавно похищенная из Спасо-Преображенского собора, а раньше выставлявшаяся в музее) не получила и царапинки! При оккупации города музеи (точнее, две экспозиции: «Украинское народное искусство» и «Отдел природы») продолжали работать в другом здании на ул.Николаевская (сейчас на этом месте гостиница «Сумы»). Но когда немцы отступали, они разграбили коллекцию произведений искусства, а что не забрали – сожгли. Уцелели в основном предметы, не представленные в экспозиции.
Если говорить о происхождении первой музейной коллекции, то ее основой стала коллекция киевского помещика Оскара Гансена, экспроприированная в одной из его усадеб. Из других барских усадеб тоже пополнили коллекцию. (Кстати, в 1919 г.
некоторые помещики, вернувшись на Сумщину с деникинскими войсками, стали требовать свое имущество обратно, и руководству музея стоило больших усилий удержать экспонаты в фондах музея).
После войны художественный музей разместился в здании нынешней областной филармонии, а краеведческий сменил несколько прописок: католический костел, бывший особняк де Коннор (сегодня на его месте – комплекс «Театральный»). В свои теперешние здания музеи переехали в начале 70-х гг., причем художественный занял сразу три памятника архитектуры – здание государственного банка, где он находится и теперь, Воскресенскую церковь (отдел декоративно-прикладного искусства) и Троицкий собор (выставка работ скульптора Кавалеридзе). Краеведческий музей переехал в задние бывшей земской управы, в которой после войны была школа №9.
Итак, большую часть экспонатов сумских музеев мы не видим или видим изредка – когда их извлекают из фондов для временного показа. И ведь все ценное, все интересное! Мы постараемся рассказать о некоторых музейных изюминках.
Директор Сумского краеведческого музея Владислав Терентьев сказал, что все экспонаты музея ценны, хотя не все одинаково интересны широкой публике. По нашей просьбе он рассказал о нескольких достопримечательностях музея, которые могут поразить воображение наших читателей.
Из экспонатов, появившихся в музее благодаря археологическим раскопкам и экспедициям, можно выделит следующие.
Конечно, трудно не заметить в экспозиции археологических находок ящик со стеклянным верхом, в котором мы видим настоящий человеческий череп и другие части скелета. Это фрагмент древнего захоронения, вырезанный экспериментальным способом вместе с землей во время раскопок в поселке Сад, которые проводил в 1929 г. археолог Николай Макаренко.
Некоторые находки относятся еще к тем временам, когда на нашей территории обитали готы – варварские племена германского происхождения. Их пребывание на Сумщине относится к так называемой Черняховской культуре. Так вот, в коллекции музея имеется совсем не эффектный на вид деревянный плуг черняховцев, найденный в 1921 г. в районе с.Токари. Недавно с помощью специального радиокарбонного анализа российские коллеги помогли установить возраст плуга: его изготовили между 195 и 395 гг. нашей эры, т.е. он очень древний!
Особое место в коллекции занимают старинные клады. Их несколько. Например, клад римских монет, найденных в с. Боромля Тростянецкого р-на. Обстоятельства находки этого клада, появившегося в музее в 1988 г., неизвестны. Клад был выкуплен музеем у частного лица. Второй – это 377 монет (в горшочках из белой глины) эпохи польского владычества – большинство из них польские, есть и чешские. Их нашли военные, когда рыли траншею в районе Сумского НПО им.Фрунзе в 1975 г. Есть и другие клады.
Одним из источников пополнения коллекции краеведческого музея являются плоды работы таможенников и пограничников. Выявленная ими контрабанда состоит, как правило, из ценных вещей. В качестве примера можно привести нумизматическую коллекцию, изъятую у нарушителей в 2008 г. Сейчас она проходит научную обработку, а со временем будет показана широкой публике.
Уже не выставляются экспонаты, связанные с социалистическим строительством. Зато в последние годы посетители смогли ознакомиться с материалами, посвященными созданию Украинской Народной Республики, Голодомору и другим событиям, которые не было принято освещать раньше. Но какова бы ни была политическая конъюнктура, все экспонаты остаются в фондах музея.
Шесть процентов фондов в постоянной экспозиции – это мизер, которым приходится довольствоваться посетителям Сумского художественному музею. Помните, сколько интересного можно было увидеть в отделе декоративно-прикладного искусства, когда он находился в Воскресенской церкви? Даже атмосфера там была особая – поверх обуви мы надевали войлочные тапочки, чтобы не пачкать и не царапать пол.
Итак, что мы можем увидеть в художественном музее и что скрывается от наших глаз?
Недавно я посетил первый этаж музея, где представлено классическое искусство, многие образцы которого, как уже говорилось, перекочевали сюда из частных коллекций. Вот зал итальянского искусства, вот голландская живопись, а вот французы. Впрочем, ценность этих полотен в большей степени понятна знатоку, а простого посетителя, наверное, больше зацепят образцы украинского и русского творчества. Особое место в коллекции занимают парсуны (первые в украинском искусстве светские портреты) гетманов Ивана Скоропадского, Даниила Апостола и Максима Зализняка — конец XVII-начало XVIII вв.
Авторы этих портретов неизвестны, потому что написанием парсун занимались иконописцы – а им не полагалось подписываться. Портреты эти своей декоративностью, «плоскостью» изображения и напоминают иконы. Портрет Скоропадского – эпитафийный, т.е. надгробный.
Интересны и украинские иконы из коллекции музея. Изображенные на них святые (св.
Варвара, пророк Даниил, Ахтырская Божия Матерь) имеют черты, считавшиеся эталоном красоты в Украине – они чернявые и розовощекие.
В коллекции искусства конца XIX – начала XX в. есть работы известнейших художников того времени – В.Боровиковского, А.Кипренского, И.Айвазовского и др. А уж такие фамилии, как Репин, Шишкин, Левитан, известны, пожалуй, всем, кто учился в школе. Их полотна тоже есть в Сумах. И это все можно увидеть!
А вот чего нельзя увидеть, так это богатую коллекцию картин польских мастеров начала XX в. – а это 90 работ, собранных в 20-е годы XX. Некоторые из этих картин кажутся на первый взгляд странноватыми – вот кровоточит цветок на могиле самоубийцы, а вот ноги пловца, которого преследует акула, превращаются в рыбьи хвосты.
Не увидим мы и произведения художников советского периода, которые по-своему интересны.
Отдельное слово – об отделе декоративно-прикладного искусства, который с 2003 г.
находится на втором этаже здания и демонстрирует посетителям около 600 из 9 тыс. своих экспонатов. Здесь есть образцы уникального фарфора, изготовленного крепостными на фабрике помещика Миклашеского в с. Волокитино на Глуховщине. Этот фарфор — из уникального местного сырья, которое обеспечивает ему особую прозрачность.
Волокитинский фарфор не только и не столько посуда, сколько скульптура – Эсмеральда с козочкой, Жанна д`Арк и др. А вот фрагменты оформления фарфоровой лепниной местной церкви – все, что от нее осталось!
Здесь вы увидите настоящий иранский ковер, китайский фарфор, резьбу по дереву, камню и кости, вышивку и многое другое. А главное, отдел постоянно проводит тематические выставки, на которых показывает как работы старых мастеров, так и плоды творчества наших современников.

