Президент Украины подписал специальный указ, в котором в честь юбилея предусмотрен ряд мероприятий вплоть до создания музея и переименования одной из улиц столицы в честь художницы.
Совсем недавно выставка работ Марии Примаченко проходила в Художественном музее им.Онацкого. Картины принадлежат сумскому музею. Более того, некоторые из них художница написала специально для сумчан. Вот только экспонируются они, к сожалению, редко. Но все-таки они у нас есть!
- В 80-х наш музей, как и многие другие, занимался "собирательской работой", цель которой — пополнить фонд музея работами украинских художников, — вспоминает заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Сумского художественного музея им.Онацкого Людмила Федевич. – Тогда еще из дирекции выставок мы привезли несколько картин Примаченко. А в 1987 году наши, теперь уже бывшие, сотрудники ездили к Марии Авксентьевне домой в село Болотню Иванковского района Киевщины, где она родилась и прожила всю жизнь. Там они купили у художницы пять десятков работ, причем некоторые она специально написала для нашего музея. Помнится, тогда за ее картины мы заплатили небольшие деньги, а сейчас, говорят, стоимость работ Марии Примаченко исчисляется десятками тысяч долларов.
Вместе с сотрудниками Сумского художественного музея им. Онацкого у М. Примаченко в гостях в 1987 году побывал сумской художник Владимир Ратнер.
— К Марии Примаченко мы ездили дважды: первый раз, когда договаривались о покупке картин, второй — когда их покупали, — вспоминает в интервью "Данкору" Владимир Ратнер. — Когда мы приехали первый раз, я принялся писать портрет Марии Авксентьевны.
Когда она увидела готовый портрет, то заулыбалась и стала благодарить, но подарить его не просила, так как сама художница и понимала, что работы художника должны храниться у автора.
— О чем вы говорили с ней?
— Она нам рассказывала о своих пророческих снах, которые ей снились перед Второй мировой войной и Чернобылем. А вот о Сумах Мария Примаченко нас не спрашивала, поскольку на тот момент к ней было паломничество музеев со всей страны, что не позволяло ей проявить конкретный интерес к Сумам.
— Как принимала вас Мария Примаченко, угощала чем-нибудь?
— Встретила она нас гостеприимно. Накрыла стол и угощала черным хлебом, который, как она призналась, был ее самым любимым, и медом.
— А чем она запомнилась как личность?
— Углубляясь в свой портретный рисунок, я почувствовал величие ее личности по ее дантевскому профилю, и в то же время ее лицо показалось мне очень родным и близким, напоминающим лицо моей мамы.
— На момент вашей экспедиции деревня, где жила Мария Примаченко, вследствие чернобыльской аварии оказалось в закрытой 30-километровой зоне. Как вам удалось туда попасть и вывезти работы?
— Просто. На удивление, никаких проблем с въездом в село и последующим вывозом картин не было. Как я помню, нас даже никто ни о чем не спрашивал. Наверное, власти были заняты другими, более важными на тот момент, вопросами.
Картины, ставшие достоянием Сумского художественного музея, написаны в 70-80-е годы. А вообще Марию Примаченко открывали дважды…
Первый раз — во время кампании поиска народных талантов на работы талантливой сельской умелицы обратила внимание киевская художница Татьяна Флору, собиравшая в 1935 году образцы для выставки народного искусства. С этого же года Примаченко начала работать в экспериментальных мастерских при Киевском государственном музее украинского декоративного искусства. Там она прошла первую стажировку, научилась лепить и разрисовывать изделия из глины.
Постепенно ее работы получили широкое признание. На выставках в Киеве, Москве, Варшаве, Праге, Софии, Монреале демонстрировались ее рисунки «Черный зверь», «Синий лев», «Зверь в золотых сапогах», «Пес в картузе», «Русалки танцуют», «Золотые ягоды». А на Всемирной выставке в Париже, где работы Марии Примаченко имели огромный успех, художница даже удостоилась золотой медали.
На выставке в Париже впервые увидел произведения украинской художницы Пабло Пикассо и назвал их «прекрасными работами гениальной женщины».
Творчеством Примаченко проникся и сюрреалист Марк Шагал. Увидев ее картины, художник начал изображать дивных существ — двоюродных братьев примаченковских зверей.
После Второй мировой войны народную художницу забыли на несколько десятилетий и только в 60-х годах открыли вновь. На сей раз — искусствовед и кинодраматург Григорий Местечкин и московский журналист, уроженец Киева Юрий Рост, статья которого о Марии Примаченко в «Комсомолке» сделала ее вторично известной.
Помимо Пикассо и Шагала, Марию Примаченко в мировом искусстве ставят рядом с французским художником Анри Матиссом, итальянским Амадео Модильяни, голландским Винсентом Ван Гогом и грузинским Нико Пиросмани...
Талант вышивать Марии Примаченко передался от матери, а вот талант к рисованию у нее обнаружился неожиданно. Как рассказывала сама художница, когда ей было 17 лет, она пасла на лугу гусей и, набрав в речке синей глины, расписала ею свою хату. Соседям так понравилась эта роспись, что девушка тут же получила заказ на оформление соседнего дома. Она расписала цветами и диковинными животными печку, вызвав такой восторг, что с ней расплатились поросенком. Годы были голодные, свои поросята сдохли, Мария откормила свинью, та дала приплод — восемь поросят, и семья несколько лет кормилась ее потомством. Мария впервые почувствовала себя полноценной кормилицей, что при ее болезни (в 9 лет вследствие полиомиелита у Марии развился неизлечимый паралич ноги) стало очень важно. С тех пор девушка начала рисовать.
Мария Примаченко рисовала обеими руками — правой и левой, при этом разницы в получившихся картинах не было заметно. Не имея никакого специального образования, художница интуитивно создавала мифологические образы и наполняла их некой философией, недоступной многим.
Даже подписи Марии Примаченко к картинам могут быть самодостаточными произведениями. В них рифма, тонкий юмор, ирония и острота: «Мільярд літ прогуло, а таких мавп не було» или «Цей звір позіхає і дружби ні з ким не має», «Кобра як устане, то і небо достане, а до сонця достать — треба кобрів п’ять».
Помимо подписей, картина могла сопровождаться историей, которую художница рассказывала всем интересующимся. Вот одна из них: «А я гусей пасу. Слышу: «чигирк» — это крокодил «чигиркает» под сороку. Смотрю — ива склонилась, на иве — крокодил. А возле крокодила — мартышка, жена его. Он — в норку, а она — на иве. Так вот, когда за зверя замуж выйдешь — у него свое, а у тебя свое».
Мария Примаченко изображала не только животных, которых когда-либо видела, но и таких, о которых только слышала. Именно это делало ее зверей неповторимыми. Говорят, когда художницу пригласили в Киевские центральные экспериментальные мастерские в 1936 году, одна из ее наставниц упрямо не пускала женщину в зоопарк — чтобы та во вред своему искусству не насмотрелась на настоящих львов и мартышек.
Искусствоведы, занимающиеся изучением феномена Марии Примаченко, считают, что в ее декоративных росписях сконцентрировался художественный дар многих поколений народных мастеров, доносивших до нас из глубины веков свои представления о прекрасном и безобразном, о добре и зле.
В картинах Примаченко нашли воплощение идущие из недр народной мифологии образы фантастических зверей и птиц. При изображении последних мастерица прибегала к своему излюбленному приему — "очеловечению": она рисовала зверей с большими глазами с ресницами.
По сложности композиции и одновременно гармоничности особое место в творчестве Марии Примаченко занимают сюжетные картины. В них сказка и быль, фантазия и реальность сплавлены в единый организм, в котором воплощена мысль о великом единстве природы. Люди в этих картинах эпически спокойны и полны достоинства.
Замечено, что общечеловеческая тема борьбы добра и зла проходит через все творчество Марии Примаченко. При этом добро у нее, как и положено, всегда побеждает зло.
Несомненно, на творчество Марии Примаченко наложило отпечаток и родное село с ее природой, бытом и традициями. Помимо воплощения на бумаге богатых фантазий, мастерица черпала вдохновение из окружающей жизни. Например, в 1986 году в ее работах нашла отражение авария на Чернобыльской АЭС. Известно, что катастрофу Мария Примаченко переживала в собственной хате, расположенной недалеко от атомной станции. Женщина наотрез отказалась уехать из 30-километровой зоны.
Приближенные к художнице люди говорили, что Мария Аксентьевна отказывалась от предложений переезда, ибо свято верила, что "Бог даст счастье выздоровления земли, вод и небес", а процесс создания картин с пожизненным девизом "На радость людям" спасет ее семью, даст всем здоровье, силу, крепость веры в неистребимость народного духа. Говорят еще, что Мария Примаченко предвидела катастрофу, задолго до нее рисуя четырехглавых, трехглавых зверей и двуглавых птиц.
Рисовала Мария Аксентьевна на веранде своей хаты, на грубо сколоченном деревянном столе, стоя рядом с листом бумаги. Красок не смешивала. В основном пользовалась гуашью, но очень любила новые краски, которые тогда только начали появляться, — акриловые, флюоресцентные. Радовалась их яркости, как ребенок. А кисти частенько делались дома, поскольку покупные были дороги: сын Федор для этого стриг кота.
26 декабря 2008 года Национальный банк Украины ввел в обращение юбилейную монету номиналом 5 гривен, посвященную Марии Примаченко.
Юбилейная монета, выпущенная тиражом 5 тыс. штук, изготовлена из серебра 925-й пробы, массой 15,55 г и диаметром 33 мм.
На аверсе монеты размещена композиция: вверху — малый Государственный Герб Украины, под которым надпись: «Национальный банк Украины», стилизованное произведение Марии Примаченко 1983 года «Космический конь», под которым номинал и год чеканки монеты: «5 гривен 2008».
На реверсе монеты — портрет Марии Примаченко на фоне ее произведения 1991 года «Украинский подсолнечник», над которым надпись полукругом: "Мария Примаченко", по левую сторону — вертикально годы жизни — 1908-1997.